Короткая передышка

 

Поскольку на земле наступи­ло очередное затишье, истребитель­ные подразделения люфтваффе полу­чили возможность уменьшить масш­таб своих операций. В отдельные дни боевая деятельность стаффелей огра­ничивалось дежурством пар и четве­рок на аэродроме в 30-секундной го­товности к взлету. Опасность подсте­регала летчиков, главным образом, на земле - к бомбежкам и штурмов­кам авиации союзников добавились рейды бойцов Спешиэл Эйр Сервиз. Отряды SAS совершали рейды в тыл немцев, одними из наиболее приори­тетных задач этих групп являлись вывод из строя самолетов на стоян­ках и уничтожение жизненно важных для работы авиации резервуаров с горючим.

В ответ на новые угрозы, в Мартубе был организован центр уп­равления действиями истребителей-перехватчиков. Помещения центра в целях обеспечения безопасности раз­местили в подземных убежищах. Маршруты полета самолетов про­тивника, вероятные пути движения групп SAS наносились на прозрач­ную кальку, которая накладывалась на крупномасштабную топографи­ческую карту. Наглядное изображе­ние повышало эффективность управ­ления действиями своих истребите­лей. Люфтваффе и Реджиа Аэронаутика тесно взаимодействовали друг с другом на протяжении всей кампа­нии в Африке, тем не менее, итальян­цы имели свою службу наблюдения и оповещения, к которой был прико­мандирован немецкий офицер связи.

Германские истребители-бом­бардировщики в ходе сражения за Крит продемонстрировали каких ус­пехов они способны добиться. В 27-й эскадре выделялся специальный дежурный стаффель, предназначен­ный для поддержки наземных войск и готовый взлететь немедленно по получению соответствующего прика­за. Удары наносили и более мелкие, чем стаффель, группы, стараясь дер­жать противника в постоянном на­пряжении. В ходе подобной войны на истощение были уничтожены или получили повреждения многие само­леты противника.

Ночные истребители и само­леты Zerstorer Gruppen также доби­вались успехов в начальный период кампании. В составе командования Fliegerfuhrer Afrika на май 1942 г. насчитывалось в трех группах JG-27 92 истребителя Bf 109F и восемь ис­требителей-бомбардировщиков того же типа. 20 мая 1942 г. группа III./JG-53 вернулась в Ливию, а личный со­став был извещен о том, что в коман­дование группой вступит командир II./JG-27 Густав Редель. С отправкой на Восточный фронт ряда авиационных соединений, на Сицилии оста­лась только одна группа, имевшая на вооружении истребители Bf 109, - П./ JG-53. Убыль немецких самолетов восполнила авиация Италии.

С возобновлением воздушных операций против Мальты из России была отозвана I./JG-77, которая при­была на Средиземноморье 6 июля. Совсем недавно в командование I группы 77-й эскадры вступил гауптман Гейнц «Принцл» Баар. Имевший 120 личных побед и внушительный иконостас знаков отличия, Баар стал самым титулованным «экспертом» на Средиземноморском театре военных действий.

В мае Роммель нанес удары по позициям англичан в районе Эйн-Эль-Газалы и по французам в Бир-Хачейме. Сражение, в котором с обо­их сторон приняли участие крупные воинские контингента, затянулось до июня; 9 июня самолеты люфтваффе выполнили 1030 самолето-вылетов на поддержку войск Африканского корпуса, большинство из них - в рай­он Бир-Хачейма. Еще одним «пико­вым» для люфтваффе днем стало 10 июня. В этот день в налетах на Бир-Хачим приняли участие 124 пикиру­ющих бомбардировщика Ju-87 и 76 бомбардировщиков Ju-88, которые прикрывали 168 истребителей Bf 109. Согласно немецким документам, 10 июня впервые в воздухе над Пусты­ней летчики люфтваффе встретились с истребителями «Спитфайр». Появ­ление «Спитфайров» говорило о дальнейшем наращивании авиации союзников в Северной Африке. Гар­низон Бир-Хачейма капитулировал 11 июня, «Спитфайры» не помогли. 15 июня Марсель довел свой победный счет до 91 сбитого и был назначен командиром 3-го стаффеля, а Эди Ньюманн стал Geschwader-kommodore, командование I группой принял Хомут. Вместе с коллегами из III./JG-53, летчики I./JG-27 преследо­вали войска союзников, который опять отступали.

После того как Марсель сбил 101-й самолет противника, его выз­вали в Берлин для вручения мечей к Рыцарскому кресту; награду вручал лично фюрер. Марсель стал первым немецким летчиком, который все 100 побед одержал исключительно на за­паде в боях с Королевскими ВВС Ве­ликобритании, аса прозвали «Звез­дой Африки». Радость Марселя была омрачена сообщением о том, что в тот самый день, когда он одержал свою 101-ю победу, погиб Отто Шульц.

При личной встрече с Гитле­ром Марсель получил возможность изложить фюреру свою точку зрения на различные аспекты кампании в Африке, одним из пунктов дискуссии между диктатором и летчиком стали странные взаимоотношения Роммеля с люфтваффе. Дала та беседа эф­фект или нет остается только гадать.

На земле события продолжа­ли быстро развиваться - 8-я британс­кая армия под ударами Роммеля откатывалась в Египет, 19 июня немцы вновь вступили в Тобрук. 22 июня истребители I./JG-27 базировались в Гамбуте, а через четыре дня уже в Сиди-Баррани, где пилоты к своему огорчению обнаружили один-един­ственный топливозаправщик и пол­ное отсутствие пищи. Тем не менее, боевая работа продолжалась: Фрид­рих Кернер сбил пять самолетов про­тивника, Штальшмидт и Шроер - по три. 27 июня истребители перелете­ли в Бир-Эль-Астаз, 29-го они окон­чательно обосновались в Фука. Здесь вновь возникли проблемы с горю­чим, на следующий день в воздухе над Эль-Аламейном не было ни од­ного Bf 109.

Аэродром Фука оставался ба­зой JG-27 все время пока люфтваф­фе и «Африка корпс» (так же как и англичане) приводили в порядок свои разбросанные на большой тер­ритории подразделения. На этой ста­дии кампании к ударам английской авиации по аэродромам люфтваффе присоединились тяжелые бомбарди­ровщики ВВС США. В свою очередь истребительные группы, действовав­шие в Северной Африке, начали по­лучать усовершенствованные Bf 109G-2/Trop, однако вместе с новы­ми истребителями в гешвадеры при­шли молодые летчики, не имеющие боевого опыта, а прошедшие только начальный курс обучения. Факт сни­жения мастерства немецких летчиков отметили союзники, один наблюда­тель оценил действия пилотов Bf 109, как «нервные и неопытные». «Они открывают огонь со слишком боль­шой дистанции, но и с коротких дис­танций стреляют неточно».

Ошибки новичков порой по­вторяли и прибывшие на новый для себя театр военных действий «экспер­ты» - даже асам требовалось время на освоение района боевых действий и знакомство с тактикой противника. На начальном этапе кампании вновь прибывшие летчики могли несколь­ко месяцев оттачивать свое професси­ональное мастерство, в середине 1942 г. подобные сроки освоения театра войны ушли в прошлое. День за днем летчики люфтваффе поднимались в небо Африки, почти в каждом вылете вступая в схватки с противником.

Данная ситуация контрасти­ровала с положением дел у союзни­ков, где каждый летчик-истребитель после определенного количества бо­евых вылетов направлялся на отдых. Большинство пилотов RAF и ВВС стран Британского содружества на­ций совершили по три-четыре «тура» на театр военных действий, в то же время находились и такие, которые уже после первой «командировки» оседали в штабах или в учебных под­разделениях. Результатом ротацион­ной системы личного состава был крайне низкий процент «боевой ус­талости» в ВВС союзников; пробле­ма «боевой усталости» обострилась в люфтваффе во второй половине 1942 г. Единственной позитивной стороной принятой немцами системы комплектования являлось получение летчиками огромного индивидуаль­ного опыта и постоянный рост лет­ного мастерства, однако, в большин­стве случаев, плата за этот опыт ока­зывалась чрезмерно велика. В боях гибли как опытнейшие «эксперты», так и совсем юные кадеты.

Еще одним фактором, влияю­щим на исход войны в воздухе, стала система присвоения званий. Общеиз­вестно, что в люфтваффе продвиже­ние по службе шло медленно, в отли­чие от, к примеру, RAF. Так гешвадером (эскадра, соответствует авиа­крылу в ВВС Великобритании или авиационной дивизии ВВС Красной Армии) командовал офицер в звании, аналогичном английскому флайт-лейтенанту. Фактически меньшее зва­ние в люфтваффе имело больший вес, чем аналогичный чин в RAF, но низ­кие офицерские звания осложняли немецким командирам взаимодей­ствие с офицерами сухопутных войск. На командиров люфтваффе возлага­лась и ответственность за организа­цию снабжения и поддержания боес­пособности своих подразделений, в результате командиры фронтовых истребителей несли непосильную на­грузку, что отражалось на их пове­дении в бою. В ВВС союзников очень часто командиром назначался офи­цер, не принимающий непосред­ственного участия в боях, что дава­ло ему возможность полностью кон­тролировать деятельность вверенной части, анализировать боевой опыт.

Можно отметить, что уровень потерь среди новичков в союзных ВВС был ниже, чем в люфтваффе.

Возобновление немецкого на­ступления вновь оказалось увязанным с положением на Мальте. «Спитфайры» с Мальты уже приступили к нане­сению ударов по аэродромам люфт­ваффе на Сицилии. Весь август против­ники накапливали силы перед очеред­ным раундом схватки, развернувшей­ся в пустыне Северной Африки.