Конец эры
Утром 1 сентября летчики П./ JG-27 получили задание на ведение свободной охоты. Шестерка истребителей взлетела в 7 ч 36 мин, среди летчиков, сидевших в кабинах самолетов были Рёдель, Зиннер и обер-фельдфебель Герберт Кренцке, на счету последнего к этому времени числилось 11 побед. «Мессершмитты» перехватили две группы бомбардировщиков «Балтимор» и «Бостон», которые охраняло около 80 истребителей. Попытку «мессершмиттов» прорваться к бомбардировщикам пресекли истребители сопровождения. В завязавшейся схватке Зиннер сбил два самолета противника, Рёдель - один, но и самолет Кренцке поджег «Спитфайр» из 601-й эскадрильи. Немцы определили свои победы как «истребители Кертисс», точную марку сбитых английских истребителей, как и во многих других аналогичных ситуациях, установить не удалось и после войны.
В 8 ч 40 мин 1 сентября четверка Bf 109 из II./JG-27 вступила в бой с восьмеркой бомбардировщиков и двадцатью истребителями, а вскоре к месту боя подошли еще 30 «Харрикейнов». Результаты состоявшегося воздушного боя не известны.
На обратном пути от места боя четверку «мессершмиттов» атаковали 12 «Харрикейнов» из 1-й южноафриканской эскадрильи. Эти истребители осуществляли «ближнее» прикрытие «Харрикейна» - разведчика из 80-й эскадрильи RAF. Атаку «Харрикейнов» поддержали «Спитфайры» высотного прикрытия из 92-й эскадрильи, которые свалились с 5000 м на летевших на высоте 500 м «мессершмиттов». Однако на помощь «ягдфлигерам» подошла десятка Bf 109, в результате «Харрикейны» оказались втянуты в тяжелую схватку. А вскоре в бой вступили «мессершмитты», сопровождавшие пикирующие бомбардировщики. Южноафриканцы пытались вызвать по радио помощь, но - безуспешно.
Группу Ju-87 сопровождали истребители из I./JG-27, но они не сумели защитить бомбардировщики от атаки «Спитфайров». Другое дело, что пилоты «Спитфайров» не воспользовались моментом и повредили только одну «Штуку».
Марсель и его ведомый обер-лейтенант Шланг вместе с 13 другими летчиками-истребителями из I группы и 15 Bf 109 из III./JG-27 в это время сопровождали другую группу Ju-87. Между 8.45 и 9.00 Марсель и Шланг подверглись атаке 16 английских истребителей. «Йохен» мгновенно развернулся на противника и сразу же открыл огонь. За несколько секунд Марсель сбил три «Спитфайра». после чего попытался вернуться к пикирующем бомбардировщикам, но его зажала шестерка уцелевших «Спитов».
Марсель видел свой шанс на спасение в атаке лидера английских истребителей. «Йохен» правым переворотом вышел из-под удара и сам занял положение для атаки - еще один «Спитфайр» устремился к земле. На уничтожение четырех самолетов немецкий «эксперт» затратил менее 80 снарядов и порядка 240 патронов. Далеко не каждый летчик-истребитель люфтваффе мог похвастаться подобной эффективностью пушечно-пулеметного огня! В этом бою были сбиты летчики фельдфебель Бирбин из I группы и фельдфебель Гар из III группы, они попали в плен, где и провели остаток войны.
12 самолетов I группы вновь поднялись в воздух в 11.20, им предстоял вылет на сопровождение пикирующих бомбардировщиков. На маршруте к точке рандеву с Ju-87 «мессершмитты» встретили две группы бомбардировщиков союзников. Марсель отделился от группы и атаковал головное звено «Киттихауков», которые уже успели встать в оборонительный круг. «Эксперт» бесстрашно спикировал прямо в центр круга и сбил два «Киттихаука». Выход из атаки, пикирование - и еще один «Киттихаук» идет к земле. В третьем заходе Марсель сбил еще два истребителя фирмы Кертисс. Затем Марсель увеличил свой счет до шести побед в одном бою (девять за один день!), после покинул место схватки.
Звено Марселя уже разворачивалась на курс, ведущий к аэродрому Фука, когда появилась новая группа английских самолетов. Марсель одержал свою десятую за день победу.
Ведомый Марселя Шланг сбил еще один «Киттихаук», но не удержался в строю за своим ведущим и очутился вплотную с английским самолетом, чем не переминул воспользоваться. Шланг отправил «Киттихаук» на землю, счет немецкого летчика выросло 11 побед. Еще один «Киттихаук» сбил в том бою лейтенант Риммер. На аэродроме Марселя встретил командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг и лично выразил благодарность за утреннюю работу.
Третий раз за день Марселль поднялся воздух вечером. Одиннадцать истребителей должны были расчистить воздушное пространство перед налетом бомбардировщиков Ju-88. За несколько минут между 18.47 и 18.53, Марсель сбил еще пять английских самолетов - все они были «Харрикейнами» из 213-й эскадрильи. Два «Харрикейна» из той же 213-й эскадрильи сбил Штальшмидт и лейтенант Карл фон Лирз-у-Вилкау - один.
В конце тяжелого дня, который практически весь состоял из одного непрерывного воздушного боя, личный счет Марселя вырос на 16 побед. Ни один летчик люфтваффе не смог повторить его результат в боях с западными союзниками, только на Восточном фронте одному пилоту удалось превзойти Марселя - летчик за один день уничтожил 18 русских самолетов.
1 сентября интенсивные воздушные бои шли над всем районом сухопутного сражения. Истребители, несмотря на все их усилия, не смогли закрыть небо от бомбардировщиков союзников. Несколько самолетов сбили немецкие зенитки, но Роммель все равно понес большие потери в технике. Особенно в танках, в результате чего был вынужден перейти к обороне.
К сентябрю 1942 г. летчики JG-27 стали регулярно встречать в боях над линией фронта «Спитфайры» Mk.VB/C, немецкие аэродромы почти ежедневно подвергались штурмовкам «Харрикейнов» Mk.IIC. Несмотря на свое численное превосходство, союзники первыми вступали в бой с истребителями люфтваффе только когда находились в выгодном тактическом положении. Крупный воздушный бой произошел 3 сентября, схватка продолжалась 20 минут. Как обычно разведывательный «Харрикейн» совершал полет под прикрытием мощного эскорта из 24 истребителей этого же типа из 1-й и 24-й южноафриканских эскадрилий. Группу английских самолетов перехватили 15 истребителей Bf 109F и Макки С.200/С.202.
Утром того же дня Марсель и Штальшмитд в составе небольшой группы Bf 109F уже провели бой с бомбардировщиками RAF «Бостон» и «Балтимор», а также с В-25 ВВС США. Всего же бомбардировщики союзников соверши 3 сентября более 200 самолето-вылетов. Двухмоторные самолеты союзников действовали под прикрытием «Киттихауков», «Харрикейнов» и «Спитфайров» ВВС Пустыни вместе с P-40F 57-й истребительной авиагруппы ВВС США. В ответ немецкие истребители совершили не менее 139 самолетовылетов. В общей сложности «ягдфлигеры» сбили 13 самолетов союзников, но все они были истребителями, к бомбардировщикам Bf 109 прорваться не удалось из-за сильного эскорта.
В ход схватки с прикрытием разведчика вмешались «Спитфайры» из 145-й эскадрильи, они повредили три истребителя ВВС стран Оси. Пилоты Макки и «мессершмиттов» сбили один «Спитфайр» и пару «Харрикейнов». В ходе атаки бомбардировщиков Марсель и Шталыпмитд сбили по три «Киттихаука», немцы потеряли два Bf 109. Этот бой Штальшмидт описал в письме домой:
- Сегодня я провел свой самый тяжелый бой. Наша восьмерка столкнулась с огромной массой вражеских истребителей. К концу схватки я был весь взмылен и чувствовал себя совершенно измотанным. Раз за разом истребители союзников заходили нам в хвосты. Три или четыре раза мне пришлось спасаться пикированием, но каждый раз я снова вступал в беспорядочную свалку. Однажды мне показалась, что спасения уже нет: я пилотировал Bf 109 на пределе возможностей, своих и самолета, но «Спитфайр» не отставал. В последний момент его сбил Марсель, в этот момент «Спит» находился всего в 50 метрах сзади моего Bf 109. Через несколько секунд я заметил пристроившийся к хвосту Марселя английский истребитель. Я поймал врага в сетку прицела - никогда еще я не видел противника так ясно - очередь, «Спитфайр» загорелся и устремился к земле. К концу боя только я и Марсель смогли удержаться вместе, каждый из нас сбил по три самолета противника. После боя я насчитал в своем истребителе 11 пробоин, были дырки и в самолете Марселя. Мы обнялись, но говорить были не в состоянии.
Воспоминания летчика уровня Шталыпмидта наглядно иллюстрируют, что возросло не только количество самолетов союзников, но и изменилась их тактика. Свою агрессивность союзники продемонстрировали через четыре дня после памятного для Штальшмидта боя, 7 сентября I группа понесла тяжелые потери. В 14.50 четверка Bf 109 взлетела на свободную охоту в район Эль-Аламейна. Вскоре охотники повстречали добычу - «Харрикейн»-разведчик. Как всегда разведчика сопровождал мощный эскорт «Харрикейнов» Mk.IIC из 33-й и 213-й эскадрилий, как выяснилось «Харрикейнами» англичане не ограничились. Союзники скопировали тактику немцев: со стороны солнца на «мессершмитты» свалились «Спитфайры» Mk.VC из 601-й эскадрильи. «Ягдфлигеры» устремились на «Харрикейны», выбрали цели и открыли огонь. Однако на этот раз все пошло не «по правилам» - английские истребители вышли из-под удара, после чего атаковали сами. Два Bf 109 были сбиты, их пилотировали лейтенант фон Лиризу-Вилкау (24 победы) и Штальшмидт (59 побед). Фон Лириз смог посадить свой разбитый истребитель на вынужденную, но от «Фифи» Штальшмидта фортуна отвернулась. «Эксперт», совершивший более 400 боевых вылетов, погиб. Это произошло всего лишь через день после гибели фельдфебеля Гюнтера Штейнхаузена (еще один «эксперт», имевший 40 побед). Потеря таких летчиков отразилась на боевом духе личного состава I группы самым неблагоприятным образом. В воздушных боях над другим участком фронта в тот неудачный для люфтваффе день Марсель сбил два самолета, еще два истребителя он сбил 11 сентября, семь побед одержал 15-го числа и семь 26 сентября. Всего за три с половиной недели сентября Марсель сбил 52 самолета противника!
Однако, неистовый темп боев стал сказываться даже на таких летчиках, как Марсель. Всего за три недели он сбил самолетов столько же сколько Шталыпмитд сбил всего, но потери боевых друзей омрачили радость от собственных успехов. Истребители союзников действовали агрессивно как никогда прежде. 28 сентября Марсель сбил еще семь самолетов, доведя свой сентябрьский счет до 62 побед. После возвращения из последнего в тот день боевого вылета Марсель выглядел полностью истощенным. Только что, он провел 15-минутный бой со «Спитфайрами», в котором одержал свою последнюю 158-ю победу - абсолютный рекорд среди летчиков-истребителей, воевавших в Пустыне.
Существует много версий воздушного боя, проведенного истребителями I./JG-27 30 сентября 1942 г. Перед летчиками I и III групп поставили задачу сопровождать пикирующие бомбардировщики. К удивлению летчиков, в воздухе они не встретили истребителей союзников. Марсель летел на совершенно новом Bf 109G-2/Trop, на обратном пути, уже возвращаясь на базу, «Йохан» доложил, что у его самолета возникли неполадки с масляной системой двигателя. Через несколько секунд летчики заметили дым, вырывавшийся из-под капота «мессершмитта» Марселя. Пилот выпрыгнул из горящего истребителя, но Марселя со страшной силой ударило стабилизатором. Тело «эксперта» опускалось к земле под полуоткрытым куполом парашюта. Останки летчика нашли недалеко от места падения его истребителя.
Моральный эффект от гибели Марселя, Шталыпмидта и Штейнхаузена был настолько велик, что I группу 27-й эскадры пришлось немедленно отвести из Северной Африки на Сицилию. Боевой дух личного состава группы опустился до самого низкого за всю войну уровня. Адольф Галланд, посетивший вскоре после ужасных событий аэродром Фука посчитал положение, в котором оказалось воздушное командование «Африка», ужасающем; против 80 немецких истребителей союзники имели более 800.
Боевые действия, между тем, велись даже с большей интенсивностью, чем раньше. 9 октября аэродром Фука подвергся сильному удару «Балтиморов» и «Киттихауков». Особенно ожесточенно авиация союзников бомбила и штурмовала южную оконечность аэродрома, где находились стоянки Bf 109. Расположенный всего в пяти минутах полета от Эль-Аламейна аэродром Фука представлял собой заманчивую и весьма уязвимую цель для нанесения подобных ударов. В результате налета 9 октября немцам пришлось списать 18 Bf 109F-4 из 53-й и 27-й эскадр.