Разгром в Италии

 

В конце января 1944 г. союз­ники высадили десант в районе Анцио, имея целью начать с захвачен­ного плацдарма наступление на Рим.

Дорогу к Риму преграждали укреп­ленные немецкие позиции в горах, доминирующих над монастырем Монте-Кассино. Сама высадка десан­та прошла беспрепятственно, но про­явленная союзниками нерешитель­ность при организации удара с зах­ваченного плацдарма едва не приве­ла к краху всего плана вторжения. Кессельринг выделил для ликвида­ции опасной угрозы танки и пехоту.

Впервые за многие месяцы люфтваффе прикрывали не отступа­ющие или занявшие оборону, а веду­щие наступление войска. Радиус дей­ствия истребителей-бомбардировщи­ков союзников позволял им действо­вать в районе Анцио, базируясь на аэродромах южной Италии, из-за чего сильно осложнялась боевая ра­бота немецких истребителей. Налеты истребителей и бомбардировщиков истощали силы остатков Jagdwaffe, к тому же немцы испытывали постоян­ное давление со стороны авиации 15-й воздушной армии ВВС США.

В октябре 1943 г. командира JG-53 полковника барона Гюнтера фон Малтцена назначили на новый пост командующего всей истреби­тельной авиацией, дислоцировав­шейся в Италии (Jagdfuhrer Oberitelien). Штаб истребительного командования в Италии фактически был сформирован еще июле 1943 г., до августа его возглавлял полковник Александр Лохр, в августе он стал командовать всеми силами люфтваф­фе в Италии.

Новым начальником штаба стал Вольфрам фон Рихтхофен, про­служивший в этой должности до ав­густа 1944 г., его сменил бывший авиационный атташе Германии в Риме генерал Риттер фон Пол. На тактическом уровне полковника «Эди» Ньюманна сменил полковник Гюнтер «Францл» Лютцов. После­дний получил известность как актив­ный участник «заговора» против Ге­ринга, который состоялся в январе 1945 г. Истребительное командова­ние Oberitalien просуществовало до декабря 1944 г. После расформиро­вание командования Лютцов был на­значен офицером связи при ANR, в этой должности он и попал в плен.

Для противодействия налетам авиации 15-й воздушной армии нем­цы продолжали держать истребите­ли на Корсике. «Тандерболты» 15-х ВВС устроили настоящую охоту за транспортом на итальянских желез­ных и автодорогах, и сильно затруд­нили сообщение Рима с Северными районами Италии. Средние бомбар­дировщики наносили удары по немецким и итальянским объектам со всех высот, от предельно малых до практического потолка. Изможден­ные «ягдфлигеры» поняли, что все жертвы воздушной войны над Ита­лией оказались напрасными.

Люфтваффе не располагало достаточными силами, чтобы посто­янно реагировать на все угрозы. Оп­ределенные попытки по специализа­ции боевой работы истребительных групп немцами предпринимались, так основной задачей JG-77 считал­ся перехват, в то время как самолеты JG-3, JG-51 и JG-53 наносили удары по наземным целям в районах Анцио и Кассино. Большое количество бое­вых вылетов истребители совершали на прикрытие ударных самолетов из Schlachtgruppen от атак истребите­лей союзников. К этому времени уже не представлялось возможным обес­печить надежную защиту истребите­лей-бомбардировщиков FW 190. Своеобразным печальным рекордом стала потеря I./JG-4 за шесть недель 1944 г. четырнадцати летчиков уби­тыми, ранеными или пленными, сре­ди них был и командир группы «Гоккиль» Ган, погибший 27 января.

Гауптман Герберт «Руши» Пушман из II./JG-.51 погиб при ата­ке группы бомбардировщиков В-25 3 февраля. Его «мессершмитт», сбитый огнем хвостового стрелка В-25, упал недалеко от Чивиттавекьи. Кавалер Рыцарского креста Пушман имел на своем счету 54 победы. Февраль 1944 г. знаменателен прибытием в Италию последних за войну подкреплений: из Франции в Италию перебросили во­оруженную FW 190 группу I./JG-2. Большую часть вылетов на перехват истребители выполняли против тяже­лых бомбардировщиков ВВС США, летавших бомбить Германию; марш­рут полета «крепостей» проходил над Италией. Над Италией и Балканами успехи «ягдфлигеров» в борьбе с че­тырехмоторными самолетами оказа­лись незначительными, прежде всего из-за сильного истребительного эс­корта; зачастую соотношение между атакующими истребителями и истре­бителями прикрытия составляло 1:2.

После того как ключевые со­бытия войны сместились в другие районы, предстоящая оборона Ита­лии виделась делом почти безнадеж­ным. Крит все еще оставался в руках немцев, но подвергался регулярным налетам бомбардировщиков RAF, летавших с баз в Египте. Небольшие группы «мессершмиттов» из II./JG-27 пытались обеспечить ПВО острова. 6 марта 1944 г. стаффель Bf 109G пере­хватил бомбардировщики В-26 из 3-й южноафриканской эскадрильи и сбил четыре самолета. Произошло несколь­ко подобных стычек, но в них обе сто­роны не имели особого успеха - по од­ному поврежденному самолету.

Наиболее опытные пилоты переводились со Средиземноморско­го театра военных действий, ставше­го второстепенным, в Германию, где им предстояло отражать воздушное наступление тяжелых бомбардиров­щиков. В дополнение к боевым по­терям теперь прибавились потери от летных происшествий, связанных с неграмотной эксплуатацией самоле­тов молодыми пилотами. Высшее командование люфтваффе дало ясно понять, что в Италию истребитель­ные подразделения перебрасываться больше не будут. В сложившей ситу­ации Jagdwaffe не могло серьезно ос­ложнить союзникам прорыв оборо­нительной линии Густава весной 1944 г. и выход с плацдарма у Анцио на оперативный простор.

Союзники вступили в Рим 5 июня 1944 г., к этому моменту из ис­требительных соединений люфтваф­фе в Италии оставались лишь I./JG-4 и JG-77. Через короткий срок, втор­жение в Нормандии открыло для не­мецких истребителей еще один фронт. Летнее наступление Красной Армии также отвлекло силы истреби­тельной авиации - из Италии отзы­вались последние соединения истребителей. В конце июня Италию по­кинули самолеты JG-77, а через ко­роткий промежуток времени и «мессершмитты» I./JG-4. Кровавая воз­душная война над Средиземным мо­рем завершилась полной победой со­юзников.