Новые воздушные силы
Капитуляция Италии породила полнейшую неразбериху; многие военные, особенно летчики, чувствовали себя униженными бесчестным прекращением военных действий. Освобождение в сентябре 1943 г. дуче из плена оживило надежду на продолжение борьбы среди тех солдат и офицеров, кто в душе остался верен фашистскому режиму. 10 октября Муссолини объявил о формировании новых ВВС Италии - Aeronautica Nazionale Republicana, сокращенно - ANR.
Летчики, желавшие продолжить борьбу с союзниками, собирались на аэродромах Северной Италии. 15 октября был организован центр, который занимался распределением пилотов по подразделениям. Аэропорт Милана, Брессо, стал сборным пунктом летчиков-истребителей.
Вероятно первым подразделением ANR стала сформированная в конце 1943 г. во Флоренции 101 Gruppo Autonomo Caccia Terrestre. Из Флоренции уже в 1944 г. летчиков перевели в Мирафиори, откуда они убыли в Германию для переучивания на Bf 109G. Официальной датой формирования I Gruppo Caccia является 1 января 1944 г., в группу передали истребители Макки С.205 «Велтро», которые ранее в течение непродолжительного времени использовались в 1I./JG-77. Опознавательные знаки люфтваффе были нанесены на истребители прямо на камуфляж Regia Aeronautica.Немцы установили над вновь сформированными итальянскими авиационными подразделениями жесткий контроль; в Лагнаско итальянские летчики знакомились с тактикой действий истребительной авиации люфтваффе. Другим подразделением, сформированным 1 января 1944 г. стала так называемая Squadrilia Complementare «Montifisco», на вооружении которой находились истребители Макки С.205 и Фиат G.55. Оба типа самолетов являлись наивысшим достижением итальянской авиапромышленности в области истребителей, машины обладали превосходными летными данными.
Подразделения ANR предназначались, прежде всего, для решения задач ПВО - летчики не выражали особого желания сражаться над Южной Италией, где существовала вероятность встречи в воздушным бою с такими же итальянцами, но воюющими на стороне союзников. Впрочем, для пилотов ANR боевой работы хватало и на севере. Основные промышленные центры страны находились в Северной Италии и представляли собой лакомую цель для авиации союзников.
Итальянские летчики отлично знали, что век ANR скорее всего окажется коротким, а их положение - безнадежно, однако большинство из них горело желанием продолжать борьбу, поскольку, как и их германские коллеги, верили в идеи, постулированные политиканами. Боевые действия ANR начала 3 января 1944 г., в этот день десятка С.205 из I Gruppo Caccia перехватила группу бомбардировщиков В-17 из состава 15-й воздушной армии ВВС США; крепости шли под прикрытием истребителей Р-38. В завязавшемся воздушном бою итальянцы сбили три американских самолета.
Личный состав JG-2 и JG-77 тесно взаимодействовал с итальянскими истребителями в районах Ривольто и Синаго. Самолеты JG-77 и базировавшейся в Кампоформино (окрестности Удины) I Gruppo летали исключительно на перехват тяжелых бомбардировщиков 15-й воздушной армии. Объединенные истребительные силы люфтваффе и ANR могли одновременно поднять в небо около 100 самолетов. Из-за постоянного присутствия большого количества американских истребителей сопровождения, тяжелые бомбардировщики несли относительно небольшие потери.
Второе истребительное соединение ANR, II Gruppo Caccia, было сформирована в Бриссо весной 1944 г. на основе летчиков, служивших в 3 и 150 Stormo Autonomo, личный состав этих подразделения Regia Aeronautica последние три месяца существования фашистской Италии воевал на Bf 109G. В начале марта пилоты II Gruppo Caccia приступили к освоению истребителей Фиат G.55. В один из мартовских дней летчики I Gruppo Caccia сбили четыре В-24 и восемь Р-47, потеряв четыре С.205. Налеты союзников на аэродромы, на которых базировались Gruppo, оказались относительно не эффективными: на земле потери итальянцев в ходе налетов составили два уничтоженных и пять поврежденных истребителей.
До конца марта истребители I Gruppo опять приняли участие в боях. 29 числа итальянцы ценой потери двух С.205 сбили два «Лайтнинга» и еще пять Р-38 повредили.
Хорошо воевали и Gruppo «Montefisko», чьи G.55 сбили два В-24 в ходе отражения налета американской авиации на аэродромы, расположенные в окрестностях Милана, еще один бомбардировщик был сбит «вероятно», а четвертый самолет сел на вынужденную посадку недалеко от Венегоно. Итальянцы потеряли два самолета, в одном из них погиб командир Gruppo «Montefisko» капитано Бонет. В конце марта состоялся боевой дебют II Gruppo Caccia, однако летчики этой группы побед не одержали, но и сами потерь не понесли.
Одной из проблем для командования и летчиков ANR являлось внешнее сходство итальянских С.205 и G.55 с американскими «Мустангами». Пилоты JG-77 часто принимали союзников за врагов, результаты таких ошибок порой бывали трагическими. К примеру, 27 апреля, Bf 109 сбил два С.205, причем оба итальянских летчика погибли. Первый раз II Gruppo приняла бой 30 апреля 1944 г., итальянцы сбили один В-24 и один истребитель. Воздушные бои происходили достаточно редко, но порой они разворачивались прямо над аэродромами базирования итальянских истребителей. Истребители-бомбардировщики не часто встречали противодействие со стороны ANR или люфтваффе. Однако, 27 мая на попытку «Спитфайров» Mk.IX из 1-й эскадрильи ВВС Южной Африки нанести удар по аэродромам Риети, Терни и Фолигно реакция последовала немедленно. Истребители ВВС Оси сбили шесть «Спитфайров», южноафриканцы считали, что они подверглись атаке FW 190D, но, скорее всего, они спутали их с С.205. Один «фокке-вульф» был сбит, его летчику удалось выпрыгнуть с парашютом, а после приземления на собственный аэродром он сразу же поднялся в воздух на другом самолете. Лейтенант С. Бойд, принимавший участие в схватке считал, что «в первом воздушном бою между авиацией фашистской республики и ВВС Южной Африки действовали истребители Bf 109 с итальянскими опознавательными знаками». На самом деле южноафриканцев атаковали С.205 из I Gruppo. Один истребитель сбил Бойд, еще один сел на вынужденную посадку, где его добили пулеметными очередями своих «Спитфайров» подполковник Босман и лейтенант Т.И. Уэллэс.
Чуть позже Босман сбил Bf 109, доведя победный счет эскадрильи до четырех сбитых самолетов в одном воздушном бою, кроме того, два самолета противника получили повреждения, один истребитель удалось уничтожить на стоянке. Впоследствии, южноафриканцы получили подтверждения о двух сбитых ими над аэродромом Реггионелл Эмилия (сюда из Венето передислоцировались истребители I Gruppo) самолетах, которые пилотировали капитано Сержио Джиакомелло и сержант-майор Джорджио Леоне, оба летчика погибли. Аэродром I Gruppo вновь подвергся налету 12 мая, когда американские «Лайтнинги» уничтожили на летном поле Реггионелл Эмилии два Сю205 и шесть истребителей повредили.
Германское командование, чтобы облегчить идентификацию самолетов, приняло решение перевооружить все итальянские истребительные группы на Bf 109G. Немцы высоко оценивали летное мастерство итальянских пилотов, однако продемонстрировать свое искусство летчикам ANR удавалось редко - они были просто раздавлены огромными силами авиации союзников, действующей над территорией Италии. Тем не менее, даже редкие воздушные бои привели к тому, что к концу весны I Gruppo потеряла боеспособность, а во II Gruppo стал ощущаться недостаток запасных частей. Переучивание на Bf 109G не летавших ранее на истребителях этого типа летчиков ANR началось в июне, итальянцы проходили подготовку в I./JG-53 и II./JG-77.
В июне, после передачи из II Gruppo истребителей G.55 и С.205, обрела боеготовность I Gruppo. С 4 по 20 число летчики первой группы провели девять воздушных боев. 24 июня провели первый воздушный бой на Bf 109G летчики II Gruppo, они без потерь со своей стороны сбили два «Тандерболта» ВВС США. Полностью группа была укомплектована «мессершмиттами» в июле, до конца июля одна эскадрилья II Gruppo продолжала летать на G.55.
С появлением на вооружении ANR истребителей Bf 109G результативность боевой работы Gruppo Caccia несколько возросла, хотя и оставалась достаточно скромной. В семнадцати проведенных в июле воздушных боях десять итальянских «мессершмиттов» сбили десять А-20, шесть Р-47, четыре «Спитфайра», три В-24 и один Р-38. В августе 1944 г. была сформирована III Gruppo, летчики JG-77 передали свою материальную часть I Gruppo и убыли в Германию. В это время произошли события, тяжело отразившиеся на взаимоотношениях ANR и люфтваффе.
Командование люфтваффе, которому подчинялись истребительные группы ANR, начало устанавливать тотальный контроль над итальянскими подразделениями. Попытка перевести весь личный состав Gruppo в люфтваффе успехом не увенчалась, немцы бездумно пытались форсировать этот процесс. В августе началась плохо подготовленная операция «Феникс», во все Gruppo прибыли офицеры люфтваффе и проинформировали личный состав о том, что автономные итальянские ВВС прекратили существование. Вместо ANR предстояла сформировать «Итальянский Легион».
Реакция на такое политическое решение последовала самая разная; рьяные националисты категорически отвергли диктат немцев, большинство итальянских летчиков проигнорировало приказ немцев, часть же пилотов считало, что надо сражаться с союзниками где угодно и как угодно. Муссолини направил протест Гитлеру, после чего фон Рихтгофена вместе со штабом отозвали в Германию, а на его место прибыл генерал фон Пол.
В течение двух месяцев операции «Феникс» деятельность подразделений ANR была парализована. Высшее командование люфтваффе мало рассчитывало на итальянцев, но все же само наличие итальянской авиации и готовность летчиков драться с союзниками позволило немцам перебросить из Италии в Германию последние остававшиеся на Средиземноморье ягдгешвадеры.
Пилюлю от неприятно операции «Феникс» немцы подсластили немедленно предоставив I и III Gruppo истребители Bf 109G. Пока личный состав двух групп осваивал в Германии новую технику, II Gruppo оставалась единственным истребительным соединением стран Оси в Северной Италии. Из-за всех пертурбаций воздушные бои проходили достаточно редко, так 19 октября «мессершмитты» II Gruppo перехватили группу В-26 ВВС США и сбили восемь бомбардировщиков, потеряв один истребитель. До конца месяца летчики II Gruppo одержали еще три победы.
Растущая активность истребителей II Gruppo, действовавших с новой базы в Авиано, вызывала беспокойство у командования стратегической авиацией союзников - 15 января итальянцы ценой потери четырех Bf 109G сбили семь В-17, пять В-26, два Р-47 и один Р-51. На следующий день ANR провела крупнейшую воздушную операцию за все время своего существования. Несмотря на усилия 40 «Мустангов» прикрытия, итальянские истребители сумели прорваться к строю «Летающих крепостей» 15-й воздушной армии и сбить 14 бомбардировщиков. «Мустанги» заявили об уничтожении восьми итальянских истребителей «достоверно» и двух «вероятно». Стрелки «крепостей» записали на свой счет один атаковавший их истребитель.
Чтобы предотвратить атаки бомбардировщиков союзники нанесли сильные авиаудары по аэродромам ANR Авиано, Виченца, Виллафранка и Удина. Средние бомбардировщики ВВС Южной Африки атаковали эти базы в ночь с 17 на 18 ноября, второй удар последовал днем 18 ноября. В воздухе над аэродромами патрулировало 156 «Мустангов», готовых в момент подавить любые попытки итальянских истребителей сопротивляться. Несмотря на то, что далеко не все «мессершмитты» были уничтожены, итальянцы оказались в трудной ситуации - потери в самолетах можно было восполнить, потери в летчиках и техниках - нет. Тем не менее, II Gruppo оставалась в зоне боев всю зиму, а I и III Gruppo все еще проходили переподготовку в Германии. Возвращение I Gruppo в Италию планировалось на январь 1945 г., Ill Gruppo должна было прибыть позднее.
В тот период II Gruppo командовал Мажжиоре Миани, в феврале 1945 г. летчики Gruppo провели четыре воздушных боя, потеряли четыре Bf 109G, сбили один «Спитфайр» и десять В-25. Средние бомбардировщики ВВС США наносили сильные удары по железнодорожным станциям на линиях, связывающих Италию с остальной Европой, самолеты союзников бомбили перевал Бриннер. Последним крупным успехом истребителей ANR стал воздушный бой, проведенный со старыми знакомыми из 3-го южноафриканского авиакрыла. Итальянцы сбили восемь бомбардировщиков (южноафриканцы, правда, потерь не подтвердили, возможно, что бой все-таки происходил не с ВВС Южной Африки) и потеряв два Bf 109G.
Отдельные стычки с истребителями союзников происходили и позже, однако они не стали продуктивными для итальянцев. Любые попытки итальянских истребителей прорваться к бомбардировщикам немедленно и жестко пресекались мощными силами эскорта.
За время недолгого существования ANR, итальянские летчики продемонстрировали владение искусством воздушного боя, храбрость и героизм. Всего три истребительных Gruppo и Squadrilia Caccia Complementare в сумме одержали 226 побед в воздушных боях, собственные потери составили 137 истребителей трех типов. Самым результативным летчиком стал майор Адриано Висконти из I Gruppo, в составе ANR он сбил семь самолетов противника, присовокупив их к 19 победам времен Regia Aeronautica. Два летчика II Gruppo, тининте Уго Драго и капитано Марио Беллагамби, завершили войну, имея по 11 побед.
Доказательством доверия немцев к итальянским летчикам-истребителям служит тот факт, что пилоты ANR должны были стать первыми иностранцами, допущенными к полетам на реактивных Ме-262. Лишь конец войны не позволили итальянцам освоить реактивную технику. Два аэродрома Северной Италии уже начали готовить к базированию Ме-262.