JAGDGESCHWADER 27 «AFRIKA»

 

Планируемое использование 27-й истребительной эскадры в север­ной Африке нашло свое отражение в эмблеме I группы – стилизованный леопард и голова испуганного негра на фоне карты Африки. Эта эмблема появилась на фюзеляжах Bf 109E из I./JG-27 по крайней мере весной 1940 г., когда стаффели группы базирова­лись на побережье Па-де-Кале и вели воздушные бои над Ла-Маншем.

Штаб JG-27 в 1939 г. послу­жил основой для формирования но­вой истребительной эскадры JG-77, новый штаб 27-й эскадры был орга­низован в Крифельде 1 октября 1939 г., тогда же I группа в соответствии со штатной структурой люфтваффе стала иметь три стаффеля. Начальни­ком штаба был назначен полковник Макс Ибель, командиром I./JG-27 гауптман Адольф Галланд. В январе 1940 г. был сформирован штаб II./JG-27. Период «странной войны» на за­паде, «Sitzkrieg», использовался для тренировок личного состава, изред­ка самолеты эскадры патрулировали франко-германскую границу. Зати­шье на Западе кончилось 10 мая 1940 г., когда Германия вторглась во Францию, Бельгию и Голландию. I группой тогда командовал майор Эдуард Ньюманн, в ходе операции «Везерубунг» открылся боевой счет группы - Хейно Бехер сбил в районе Тирлемона «Гладиатор» бельгийских ВВС.

В ходе молниеносной кампа­нии истребители I./JG-27,1./JG-1 и I./ JG-21 прикрывали действия 6-й ар­мии вермахта, действуя с аэродромов Мюнхен-Гладбах и Гимних (окрест­ности Колона). Для летчиков истре­бительных групп памятным днем ста­ло 12 мая, когда они совершили за один день 340 боевых вылетов и сби­ли 28 самолетов противника, потеряв четыре Bf 109E.

В июле 1940 г. была сформи­рована III./JG-27. в нее вошли 7-й, 8-н и 9-й стаффели. ядром группы стали опытные летчики, переведенные из других подразделений - обычная практика люфтваффе.

В мае 1940 г. был сформирован Stab IV./JG-27 вкупе с 10-м, 11-м и 12-м стаффелями. В ноябре 27-я эскадра пополнилась дополнительными стаф­фелями - 13-м, 14-м, 15-м и 16-м. Кро­ме того, в составе JG-27 с ноября 1940 г. имелся Erg (тренировочный) Staffel, в феврале 1941 г. на основе этого стаф-феля сформировали группу.

После удачной битвы за Фран­цию стаффели JG-27 понесли значи­тельные потери в ходе битвы за Анг­лию. Летчики 27-й эскадры сбили 146 самолетов противника, но собствен­ные потери составили 56 пилотов уби­тыми и ранеными, включая команди­ра III группы гауптмана Иоахима Шлихтинга, который был сбит и по­лучил тяжелое ранение 6 сентября в бою со «Спитфайрами» RAF.

Слабой компенсацией высо­ких потерь конца 1940 г. для летчи­ков JG-27 стало знакомство с такти­кой действий истребителей RAF. В целом, тактика действий истребите­лей люфтваффе превосходила анг­лийскую. Знания, добытые кровью в воздушных боях над Ла-Маншем, сослужили хорошую службу после переброски эскадры в апреле 1941 г. в Северную Африку.

Летая в первые месяцы кампа­нии в Пустыне на устаревших к этому времени истребителях Bf 109E, вете­раны ягдгешвадера практически не имели проблем в боях с истребителя­ми союзников на африканском театре военных действий. В июле 1941 г. на вооружение I./JG-27 поступили первые Bf 109F, после чего количество «Эми­лей» на африканском фронте началось неуклонно сокращаться.

Уменьшение огневой мощи «Фридриха» по сравнению с «Эми­лем» понравилось далеко не всем лет­чикам, «эксперты» отдавали пред­почтению мощному вооружению Bf109Е-7/Тгор, позволявшему концен­трировать на цели огонь сразу трех пушек (одной моторпушки и двух крыльевых). Опытные летчики, такие как Марсель, Францискет, Рёдель и Ньюманн, в совершенстве владели ис­кусством полного разрушения само­лета противника коротким залпом из трех пушек. По мере усиления на аф­риканском театре военных действий авиации союзников, появления но­вых хорошо защищенных американ­ских самолетов, немецкие летчики яв­ственно почувствовали недостатки своих истребителей. К началу 1943 г. стало совершенно ясно, что огневая мощь Bf 109F недостаточна для борь­бы с новыми самолетами союзников. Проблему частично разрешил по­явившийся в июне 1942 г. Bf 109G, 27-го эскадру, первую в люфтваффе, пол­ностью перевооружили «Густавами».

К 1943 г. ситуация в небе Северной Африки для немецких летчиков рез­ко ухудшилась, попыткой исправить положение стало оснащение стаффелей II./JG-27 усовершенствованными Bf 109G-6.

На «G-6.» быстро перешли и три других группы 27-й эскадры. После африканского разгрома, эс­кадру отвели в Германию для отды­ха и пополнения; в конце 1943 г. JG-27 была включена в систему ПВО Рейха. К этому времени большинство стаффелей эскадры имели на воору­жении пятиточечные Bf 109G, осна­щенные подкрыльевыми гондолами с 20-мм пушками MG-151. Лишний вес пушечных гондол компенсировался возросшей огневой мощью, необхо­димой для борьбы с четырехмотор­ными американскими бомбардиров­щиками. Тяжелые бомбардировщики являлись приоритетной целью для истребителей ПВО Рейха.

На вооружении II./JG-27 со­стояло несколько истребителей Bf 109G-5, оборудованных гермокаби­нами и фюзеляжными пулеметами MG-151 вместо MG-17. Машины модификации «G-5» поступили на вооружение осенью 1943 г., однако их изготовили немного, так как основ­ной моделью, выпуск, которой осво­ила промышленность стал Bf 109G-6. Впоследствии все группы 27-й эс­кадры, кроме III./JG-27, получили Bf 109G-10.

Наиболее удачным из поздних модификаций «мессершмитта» стал Bf 109G-14, он оставался стандарт­ным вариантом до конца войны. На Bf 109G-14 стоял все тот же двигатель Даймлер-Бенц DB 601Ф, но самолет имел фонарь кабины новой формы (так называемый фонарь erla haube), обеспечивающей лучший обзор из кабины. Истребители Bf 109G-14 имели рули поворота как старой, ме­таллической конструкции, так и но­вые, деревянные.

На самолетах варианта Bf 109К было воедино соединено все лучшее, что было в конструкции ма­шин модификаций «G-6» и «G-14». Истребителей модели «К» успели по­строить относительно немного, се­рийно строились только Bf 109K-4, поступившие на вооружение 2-й, 3-й и 4-й групп 27-й эскадры. До самого конца войны самым массовым истре­бителем эскадры «Африка» оставал­ся Bf 109G-14. Именно на этих само­летах в марте 1945 г. были сбиты обер-ефрейтор Георг Карх из 7-го стаффеля, фельдфебель Гейнц Цим­мерман из 5-го стаффеля и унтер-офи­цер Франц Ламмингер из 6-го стаф­феля.

За всю войну летчики JG-27 сбили 2700 самолетов союзников, 250 из них - на Восточном фронте. Эскад­ра потеряла 400 летчиков убитыми, 250 ранеными и 70 пленными.