Точка зрения командира

 

Подполковник Эдуард Ньюманн командовал JG-27 с апреля 1941 г. по апрель 1943 г. Ниже приведен отрывок из его воспоминаний о кро­вавой кампании в Пустыне.

- Сильными сторонами Bf 109Е являлись превосходные летные характеристики, большая скорость пикирования и хорошее вооружение. «Эмиль» в 1941 г. превосходил все истребители союзников, действовав­шие на северо-африканском театре военных действий. Первые успехи породили у летчиков чувство безопас­ности и уверенности в своих силах и возможностях самолетов, несмотря на то, что мы всегда уступали союз­никам в количественном отношении.

-  Истребители летали на бое­вые задания мелкими группами (па­рами или четверками), в таких усло­виях агрессивные пилоты получали превосходный шанс показать свою квалификацию. Такие летчики, как Марсель и Хомут, в полной мере пользовались открывшимися перед ними возможностями. Однако то, что представлялось простым для асов, оказалось сложным для новичков и менее подготовленных пилотов, ко­торые не могли добиться успехов, сравнимых с успехами «экспертов». Данная проблема постоянно обсуж­далась на всех уровнях, тактика мел­ких групп не являлась идеальной для приобретения необходимого опыта новичками.

-  С другой стороны, к приме­ру, Марсель всегда был готов передать свои опыт другим летчикам и радовался каждой победе, одержан­ной его боевыми товарищами. К со­жалению, нашлось немного пилотов, способных воспринять тактику Мар­селя. Подавляющее большинство просто не обладало удивительным природным талантом Марселя. Та­кое положение дел плохо сказыва­лось на моральном духе личного со­става эскадры. Фактически большин­ство летчиков стаффеля Марселя вы­полняли роль подручных «мастера», хотя важность их боевой работы со­вершенно не соответствовала скром­ной результативности.

- В 1942 г. эскадра получила истребители Bf 109F, а в конце года - первые Bf 109G. Эти модели «мес­сершмитта» имели значительные пре­имущества перед «Эмилем», однако превосходство наших истребителей над самолетами союзников станови­лось все меньше. Англичане в 1942 г. начали получать самолеты американ­ской конструкции. С июня по октябрь 1942 г. масштаб наших опера­ций был ограниченным, летчики были истощены вылетами на сопро­вождение устаревших пикирующих бомбардировщиков Ju-87, которые в это время уже снимались с вооруже­ния. Они имели слишком малую ско­рость из-за чего их было трудно со­провождать. Полеты на прикрытие «Штук» дорого обошлись летчикам JG-27. К середине 1942 г. инициати­ва перешла к английской авиации.

- Северная Африка не стала таким сложным театром военных действий как Ла-Манш, однако вое­вать здесь было сложнее, чем в Рос­сии. Ведение воздушной войны ос­ложнялось с одной стороны хорошей подготовкой британских летчиков, летавших на качественных самоле­тах, с другой - специфическим клима­том пустыни. Существовали пробле­мы с обеспечением питания из-за пло­хого снабжения, климат тяжело отра­жался на состоянии здоровья лично­го состава, летчики не выдерживали в пустыне более шести месяцев.

-  На земле жизнь летчиков и техников осложняли действия бри­танских коммандос. В любою ночь субмарины могли высадить дивер­сантов, а в лунные ночи удары нано­сила британская авиация. Сведенные воедино эти действия имели значи­тельный успех.

- Реально мы начали ощущать эффект от бомбардировщиков союз­ников во второй половине 1942 г. К этому времени личный состав эскад­ры был ослаблен потерями и болез­нями. С моей точки зрение именно данный фактор и послужил причиной низкой эффективностью действий не­мецких истребителей против бомбар­дировщиков союзников.

- Оборонительный круг бри­танские истребители,, использовали почти до конца 1942 г.. группы истре­бителей часто прикрывали другие машины, летавшие на больших вы­сотах. Оборонительный круг считал­ся необходимостью из-за особенностей летных характеристик английс­ких истребителей по сравнению с Bf 109. Британские самолеты имели меньший радиус установившегося виража, Bf 109 превосходил их в ско­рости горизонтального полета и в скорости пикирования. Не удиви­тельно, что мы старались выжать максимум возможного из наших пре­имуществ в ходе «собачьих схваток». Я не знаю насколько успешно дей­ствовали английские «пары высотно­го прикрытия», но «рой» истребите­лей был заметен в воздухе с гораздо больших дистанций, чем компактные группы немецких истребителей.

-  Нам не составляло особого труда отличить «Спитфайр» от «Харрикейна», или от истребителя амери­канской конструкции. Однако, аме­риканские истребители идентифици­ровать по типам было довольно сложно, я, например уверен, что мы так и не научились отличать друг от друга «Томагавк», «Киттихаук» и «Уархаук».

- Мы дружили с итальянскими летчиками и часто координировали наши действия настолько, насколько нам позволяли это делать вышестоя­щее командование. К примеру, в ходе полетов на сопровождение пикирую­щих бомбардировщиков итальянцы оказывали нам ценную поддержку. Самолеты, на которых летали италь­янцы, нельзя назвать хорошими - в 1941 г. в период боев за Тобрук ита­льянцы продолжали летать на бипла­нах Фиат CR.42.