Экспорт

 

В рамках помощи своим союз­никам Советский Союз поставил в эти страны большое количество воо­ружения, в том числе и самолетов, всего не менее чем 1500 шт. Значи­тельную часть из них составляли Ил-2, доставленные в «братские страны» еще во время войны. Так и Польская авиация (формально: практически нужно бы употреблять определение советско-польская. Это касается и послевоенного периода) получила до середины 1946 г в сумме около 230 Ил-2, при чем последние модели, «со стрелкой», стали поступать только на рубеже 1945 и 1946 г. Во время вой­ны Ил-2 были вооружены 3 ПАШ и так же 2 Бранденбургская ДАШ, сфор­мированная из 6,7,8 ПАШ. Все эти подразделения - из-за катастрофи­ческой нехватки персонала - были собственно не польскими, а советски­ми, предоставленными полякам на время войны. Были это соответствен­но 611, 658, 382 и 384 ШАП. Кроме того Илами был вооружен 14 ОПРиКО (Отдельный Полк Разведки и Корректировки Огня), а так же ты­ловые подразделения: 15 Запасной полк и Военная школа летчиков в Zamosciu. Всего на 1 мая 1945 г. Польская Авиация располагала 158 Ил-2 и 15 Ил-2У.

Во время войны основным районом действия «польских» Илов была Германия, над территорией ко­торой экипажи выполняли боевые задания в период берлинской опера­ции.

После войны был сформиро­ван еще один полк - 2 ПАШ. но вско­ре часть из авиационных подразделе­ний была расформирована, а другие переформированы, в результате чего Польская авиация с 1946 г. распола­гала 4,5,6 ПАШ. Последний из них принимал участие в боевых действи­ях еще в 1947 г., во время уничтоже­ния украинских партизан в юго-вос­точной Польше. В 1949 г. Ил-2 нача­ли снимать с вооружения, а их место с февраля стали занимать Ил-10. Вна­чале эти самолеты ранних выпусков, еще с пушками ВЯ-23 поставлялись из Советского Союза, но вначале 50-х годов очередная партия была закуплена уже в Чехословакии. Первые Ил-10 были направлены в 5 ПАШ в Bydgoszczy, где было организовано переучивание летчиков и наземного персонала для всей штурмовой авиа­ции. Через пол юла после первой по­ставки, в августе, из СССР прибыли первые Ил-10У. Всего Польская авиация располагала 120 Ил-10, ко­торые использовались до 1959 г. Са­мая крупная их поставка имела мес­то в 1951 г. и тогда же было зафикси­ровано их наибольшее количество в частях; в декабре этого года имелось 96 Ил-10 и 24 Ил-10У. В 1954 г. нача­лись поставки чехословацких Ил-10 н Ил-10У (Б-33 и СБ-33), которых в декабре 1956 г. насчитывалось уже 281 шт. обеих версий. Последние машины этого типа были сняты с воо­ружения в 1961 г. Благодаря таким большим поставкам стало возмож­ным увеличить польскую авиацию на очередные три армейских полка (48, 51, 53 ПАШ) объединенных в диви­зию н один флотский (30 ПАШ). По сравнению с советскими Илами, че­хословацкие имели дурную славу. Выражение «не знать ни отдыха ни срока» могло бы быть девизом пер­сонала летавшего на них.

Чехословацкие ВВС присту­пили к созданию своего штурмового полка в сентябре 1944 г. в Przcmyslu, где в 41 РАП было начато обучение чехословацкого персонала. Ввиду начала словацкого восстания обуче­ние было прервано н 13 лучших экипажей были отправлены для участия в этой акции, что сделать однако не успели из-за поражения повстанцев. Окончательно 3 Ударный Полк (БП) удалось сформировать зимой 1944 г.. а в январе он был официально вклю­чен в 1 Чехословацкую ОСАД. На его вооружении находилось 33 Ил-2 и 2 Ил-2У. Полк, однако был слабо обу­чен и до середины апреля не вводил­ся в бой, несмотря на то, что уже с 23 марта считался боеготовым. Первый боевой вылет часть выполнила 14 апреля 1945 г., а два дня спустя в пол­ку была зарегистрирована первая воздушная победа - Р. Гусман заявил о сбитом около Олзы FW-190. Тре­мя днями позднее, 19 апреля, был сбит первый экипаж. Посте войны, летом 1945 г. полк, единственный штурмовой в Чехословацких ВИС. был переименован на 30 Остранскнй БП и продолжал использовать Ил-2, известные в Чехословакии как Б-31 (учебные Ил-2У получили название СБ-31) еще в 1948 г., а последние эк­земпляры продержались до 1949 г. После этого срока в штурмовой авиа­ции настала пустота. Некоторые Ил-2 подверглись в Чехословакии модер­низации и модификации, так напри­мер было установлено немецкое радиооборудование и т.д.

Первые 80 Ил-10 и примерно 4-6 Ил-10У были доставлены и Чехос­ловакию в конце лета 1950 г. Это были машины вооруженные пушка­ми ВЯ-23. Годом спустя между Чехос­ловакией и СССР было достигнуто соглашение, на основании которого «Комбайны» (так советские пилоты называли Ил-10) должны были про­изводиться в этой стране по лицен­зии. Первый прототип поднялся в воздух 26 декабря 1951 г. его пилоти­ровал Кжиж, а первый предсерийный самолет был облетан 13 мая 1952 г. Самолеты строящиеся по лицензии были уже модифицированными вер­сиями и вооружались четырьмя пушками НС-23КМ калибра 23 мм. Их производство закончилось в 1955 г., а последний Ил-10 был снят с первой линии в 1959 г. Последний полет на них выполнен н 1962 г. Около 50% продукции чешских заводов предназ­началось для поставок на экспорт к «социалистам». В 1953-54 гг. 600 са­молетов Ил-10, а это без малого вся произведенная продукция того пери­ода, было передано в Румынию. Польшу, Болгарию, а в 1957 г. 24 ма­шины этого типа были посланы даже в Йемен. Из самолетов оставшихся в стране в 1952 г. была сформирована штурмовая дивизия, которую одна­ко уже в 1958 г. расформировали.

«Комбайны» летавшие в Чехослова­кии были почти с самого начала во­оружены ракетами местного произ­водства, такими как например Н-150 либо ЛР-130, а после снятия их с во­оружения - ЛД-600.

На основании договора меж­ду Болгарией и СССР с 13 марта 1945 г. 120 Ил-2 и 3 Ил-2У попали так же н в эту страну (позднее было допоставлено еще 7 Ил-2У). Все самолеты «месте с запасными частями были отосланы в Болгарию до 19 ноября этого года, причем половина из них попала туда еще до конца мая. Ил-2 служили в этой стране до 1954 г. в двух смешенных дивизиях размешен­ных в Симболе н Пловдиве и были заменены советскими Ил-10, а по­зднее чешскими Б-33. По непроверен­ным данным первые Ил-10 попали в Болгарию уже в 1947 г.

На два месяца позднее советс­ко-болгарского соглашения, на осно­ве договоренности Сталина и Тито, 10 мая 1945 г. Красная Армия полу­чила приказ о передаче матчасти 10 Гв.ШАД югославской авиации, куда должны были перейти и 239 югослав­ских летчиков н механиков обучаю­щихся в СССР еще с 1944г. в Красно­даре. Всего 14 мая в Тисе было передано 78 Ил-2 и 4 Ил-2У, а так же 33 двигателя АМ-38Ф к ним на общую сумму 18.485 млн. рублей (не вклю­чая стоимости двигателей). Из бое­вых Илов югославы выбрали два наиболее старых и уже на месте пе­ределали их в тренировочные для ус­корения обучения прибывающего персонала. Персонал 10 Гв.ШАД по­могал обучать югославов с конца 1944 г. благодаря чему, до конца вой­ны удалось ввести в бой 421 Штур­мовой полк, который действовал с аэродрома Самбор вместе с Советским 165 Гв.ШАП. В следующем году, так же еще перед окончанием войны, боевой готовности достиг 422 Штур­мовой полк. Всего Советский Сок» принимал участи в формировании и обучении восьми югославских пол­ков, в том числе штурмовых. После войны СССР продолжал поставлять Югославии партии Ил-2. Уже летом 1945 г. прибыла первая из них. а осе­нью следующая. Две очередные име­ли место только в 1947 г. - всего 80 Ил-2, в том числе переданные из Бол­гарин. Благодаря этому численность югославских ВВС достигла 213 бое­вых и учебных машин этого мша и они более менее успешно использо­вались до 1954 г. Так как в конце 1948, начале 1949 г. дело дошло до окончательного «развода» между коммунистами Югославии и комму­нистами Советского Союза, Югосла­вия стала испытывать трудности с •запасными частями для своих само­летов, в том числе и дли Илов. В свя­зи с этим на заводах Икарус развер­нулись работы по производству ме­таллических узлов для Илов (изготав­ливаемых еще с 1946 г) с целью их использования вместо оригинальных деревянных (крыла и фюзеляжа), ко­торые не выдерживали эксплуатации. Часть из них была послана в Болга­рию.

Венгры закупили первую партию Ил-10 в конце 1949 г., на ос­новании соглашения от 2 июля 1948 г. Это были 50 боевых машин полу­чивших порядковые номера Z-101 - Z-150 и 2 Ил-10У обозначенные как G-901 и G-902. Все они прибыли в Венгрию между 9 и 14 сентября 1949 г. Были они переданы из частей, а не только что вышли из ворот сбороч­ных цехов, некоторые помнили еще даже бои 2 мировой (и имели пуле­меты УБТ в кабинах стрелков), а не­сколько прошли через Корейские Военно-Воздушные силы. Так как обучение шло медленно, го венгры переделали несколько Ил-10 в Ил-10У, а несколько позднее, в сентябре 1950 г., была получена из СССР очередная партия из 10 учебных само­летов. Всего по состоянию на октябрь 1950 г. Венгрия располагала 67 Ил-10 и 14 Ил-10У. В 1950 г. в Таполсе был создан единственный на тот пе­риод штурмовой полк Венгерских ВВС. Кроме него (16 Ил-10 + 1 У) Илы эксплуатировались в Офицерской Летном Школе (10 Ил-10 + 10У). Авиационной Базе (9 Ил-10 + 1У), Исследовательском Летном Институ­те (5 Ил-10). В 1951 г. была сформи­рована штурмовая дивизия с полка­ми дислоцировавшимися в Таполсе, Боргонд и Тас для которой в 1952 г. было поставлено 100 Ил-10. Самоле­ты этого типа использовались до вто­рой половины 1956г., когда эти час­ти были демобилизованы, а 120 «Штурмовиков» (называемых там «Пантера») были попросту уничто­жены. Всего в Венгрию было постав­лено 159 Ил-10, а во время их эксп­луатации произошло 15 летных про­исшествий которые стоили жизни 10 летчикам.

Последней из стран «демокра­тического» лагеря получила свои «Штурмовики» Румыния. Первые из них, 30 старых Ил-10 и Ил-10У, по­явились там в марте 1953 г. и посту­пили на вооружение 63 Штурмовой Группы (соответствующей корпусу), в котором их использовали для обу­чения и ознакомления персонала с матчастью. В июне этого же года Ру­мыния получила 150 новых Б-33 ко­торыми вооружили три полка. Часть из них, так же как и все Ил-10, попа­ли в различные школы, например в летную школу в Бобоче. Штурмови­ки были окончательно сняты с воо­ружения в 1960г.

Около 50 Ил-10 были посла­ны Корею. Вероятно все они были первых серий военных лет, еще с пуш­ками ВЯ-23. Самая тяжелая схватка в которой участвовали Ил-10 состоялась 27 июня 1950 г. в районе Сеу­ла, где корейцы хотели атаковать аэродром союзников. Группа из 8 Ил-10 была, однако перехвачена и атакована F-80 из 35 FBS в результа­те чего истребители заявили о четы­рех победах. Три корейских Ила были захвачены американцами: два (с номерами 44 и 55) из них на базе в Кемпо. Оба самолета были отосланы в США, где прошли полную про­грамму испытаний летом 1951 г.

Последняя партия Ил-10 че­хословацкой версии Б-33 была экс­портирована из Польши в Индоне­зию в 1957 г., но заказчики были не удовлетворены и вернули эти само­леты. Это были не стандартные Б-33, в польских мастерских они были пе­реоборудованы так. что могли нести дополнительные топливные баки ем­костью 300 л под центропланом.

Таким образом, на протяже­нии 1945 -1951 г. из Советского Со­юза было экспортировано не менее чем 930 Ил-2 и Ил-10.