Ил-2 и Ил-10 в боях

 

Ил-2 поступил на вооружение ВВС Красной Армии очень поздно, всего за месяц перед началом боевых действий, к этому времени ВВС по­лучили только около 100 Ил-2 из 250 построенных. Первым полком воору­женным «Штурмовиками» был 4 ЛБАП до мая 1941 г. оснащенный многоцелевыми самолетами Р- Зет (Очень часто авторы пишут это название как P-Z, что является абсо­лютно не верным, так как обозначе­ние «Зет» соответствует таким обо­значения как «бис» и «тер», которые не записывались как «б» или «т».). После сдачи этих «старичков», полк под командованием майора Гетмана перебазировался на аэродром Богодухово. недалеко от Харькова, на котором, в самом начале нюня сем­надцать лучших пилотов полка, пе­реименованного уже в 4 ШАП, полу­чили 17 первых Ил-2, которые ис­пользовались для быстрейшего обу­чения пилотов. Следующие 48 само­летов этого типа прибыли только за несколько дней перед началом вой­ны, причем один из них был разбит во время посадки.

Обучение персонала было чрезвычайно ускоренным и ограни­ченным, что однако не вызвало боль­ших проблем, так как пилоты имели опыт как минимум полуторагодич­ной, а то и двухлетней службы в вой­сках и боевой опыт полученный на Зимней войне. Обучение состояло в выполнении нескольких ознакомительных полетов на Су-2 (что было обычным до 1943 г., когда уже появи­лось некоторое количество Илов для обучения) которые имели хорошие пилотажные свойства и позволяли пилотам ознакомиться с новой тех­никой (например с убирающимися в полете стойками шасси). После вы­полнения трех полетов на этих маши­нах пересаживались на Ил-2 с кото­рым отдельные пилоты «осваива­лись» постепенно шаг за шагом. Од­нако, времени было мало и в резуль­тате до момента немецкого нападе­ния ни один из пилотов еще не отра­ботал на практике сброс бомб или пуск «эрэсов». Но и это нельзя счи­тать большой проблемой, так как пилоты имели опыт сброса бомб на Р-Зетах. Исключением был пуск ра­кет, о котором не имели никакого представления и который представ­лял для них вначале некоторые труд­ности.

Оценивая положение дел на фронтах советское руководство ре­шило, что оно настолько драматич­но, что оправдывает отправку недо­ученного полка в бой. На свой фрон­товой аэродром в Старо-Быхове часть прибыла 27 нюня 1941 г.. а на следующий день тройка пилотов под командованием Спицына выполнила первый боевой вылет и район Боб­руйска. Это был первый в истории боевой вылет «Штурмовика». Одна­ко он не закончился успешно, так как после возвращения на аэродром, один из Илов был списан на лом из-за повреждении полученных в резуль­тате зенитного огня противника. Два дня позднее, в бою с истребителями из немецкой JG 51, полк понес пер­вые потери в воздушных боях.

Уже 1 июля часть Гетмана была вынуждена перелететь на новый аэродром расположенный в 50 км юго-восточнее Климовичей, на кото­ром вошла в состав 11 САД. Уже в тот период, разговор о ней как о пол­ке не совсем корректен, так как за период всего за 3.5 дней боев 4 ШАП потерял 20 пилотов (Во время Зим­ней войны полк потерял одного пи­лота, и то не в бою) и около 25-30 самолетов. Очередные машины были выведены из строя во время перелета на новый аэродром, когда из-за не­достатка горючего, совершили вы­нужденную посадку в поле 20 Ил-2. В кратчайшие сроки 15 из них было восстановлено, но в одном из двух не подлежащих ремонту был найден труп пилота, который во время по­садки ударился головой о прицел, в результате чего наступила смерть. Была это вероятно первая жертва прицела ПБП-1.

На новом аэродроме первой жертвой оказался заместитель коман­дира полка, который был расстрелян перед строем, за трусость состоявшую в невыполнении боевых заданий.

Бои были настолько напряженные, а бездарность в их проведе­нии и использовании материальной части так велики, что к 11 июля в пол­ку осталось только ... 18 пилотов и 10 Ил-2! (По другим данным са­молетов было 21. Это расхождение может быть вызвано тем, что в одном из источников речь идет о 10 Ил-2 и о 11 неисправных машинах) Несколь­кими днями позднее ни аэродром Писаревка прибыл 215 ШАП, персо­нал которого был наспех обучен ос­тавшимся в живых составом 4 ШАП. В середине августа майор Гетман сдал командиру родственной части, майору Л.Д.Рейно, три последних Ила и отвел остатки своего полка в тыл для переформирования.

В это время, после отвода 4 ШАП, на фронте было уже три штур­мовых полка, в том числе собствен­но 215-й, который уже был опален пламенем войны, так как с 25 июля по 3 июля воевал в составе Западно­го фронта на своих стареньких И-152. В результате понесенных потерь и выбора этой части как одной из пер­вых подлежащих перевооружению, она была снята с фронта и перебази­рована вглубь России для получения Ил-2 и переучивания. После пример­но двух не полных недель ознакоми­тельных полетов на «Летающих тан­ках» 215 ШАП был снова направлен на фронт, где продолжал боевое обу­чение состоявшее, кроме прочего и п совместных с пилотами 4-го ШАП полетах. Официально свой первый боевой вылет часть майора Рейно совершила только 21 августа.

215 ШАП с самого начала был хорошо подготовленной, сплоченном частью. Уже в течении двух первых месяцев боев пилоты этого полка, продемонстрировали необычайно высокую выучку, уничтожив тысячи «фашистов» и транспортных средств, десятки танков и самолетов на аэро­дромах (например 15 сентября полк доложил об уничтожении 40 самоле­тов на аэродроме Смоленска). Одна­ко свою славу «живучего» полк зара­ботал во время Московской битвы в течении октября п ноября 1941 г. В ходе выполнения боевых заданий эта часть продемонстрировала высочай­шую эффективность, благодаря чему была первой, из примерно 150 штур­мовых полков, получившей звание гвардейской части - 6 ГвШАП.

Вторым из наиболее эффек­тивных полков был 65 ШAП, воевав­ший под командованием майора А.Н.Витрука. Сформированный во второй половине мая и вооруженный «Летающими танками» в июне, он был направлен на фронт (на ленинг­радское направление) в начале июля. Этот полк с самого начала выделял­ся среди других тем, что специально­стью его пилотов были не обычные штурмовые атаки, а ... нападения на немецкие самолеты. Уже 6 июля пи­лоты этого полка наткнулись на 8 Не-111 (В действительности это дол­жны были быть Ju-88)  и, не освобож­дая бомбоотсеки от груза бомб, пос­ле короткого боя заявили о том, что сбили два из них, а немного позднее в завязавшемся бою с истребителями из JG 54 сумели сбить 3 Me-109. По­зднее часть была переведена под Москву, где как и 215 ШАП добилась больших успехов. Только за один день пилоты Витрука заявили об уничтожении 80 танков, 180 автома­шин и двух батальонов пехоты (в ус­ловиях зимы 1941/1942 гг. это соот­ветствовало ликвидации почти целой танковой дивизии Вермахта!).

Вначале июля 1941 г. на фрон­те, на западном направлении, по­явился так же 430 ШАП, который был наскоро сформирован из пилотов-испытателей. Однако этот полк пришлось быстро расформировать из-за неспособности поспешно со­бранных летчиков выполнять боевые задания. Хотя они и были опытными пилотами, но однако не имели воен­ного образования и опыта, а тик же не имели представления о ведении боев в составе штурмового полка. После того как полк понес огромные потери, он был расформирован, а пилоты вернулись к выполнению за­даний для которых они более подхо­дили.

«Битва за Москву» (октябрь 1941г. - февраль 1942 г.) была очень специфическим периодом в истории советской авиации, так как это был единственный случай, когда 70-90% (К концу года было сформирова­но уже 50 штурмовых полков) сил авиации этого типа использовались в одном районе страны, в боях за одну цель. Это произошло в резуль­тате того, что почти все полки понес­ли такие тяжелые потерн, что едва соответствовали по величине эскад­рильям и то часто не полным. Напри­мер один из полков, 280 ШАП в те­чении трех дней второй декады ок­тября потерял 11 самолетов. Только 10 октября из вылета не вернулись три из пяти машин этого полка, а те которые добрались до своего аэро­дрома, находились и плачевном со­стоянии. Такие высокие потери не могли уравновесить даже заявления о своих успехах, подобные оглашен­ному перед личным составом полка 16 октября - в этот день при атаке аэродрома в Старой Руссе удалось уничтожить 18 Ju-88. Не-111 и Не-113 (В действительности речь идет о Me-109. Русские, так же как англича­не были уверенны, что Не-113 был принят на вооружение и периодичес­ки «воевали» с ним, до конца 1941 г.)

Подводя итоги 1941 г. можно утверждать, что эго был один из са­мых трагических периодов в истории экипажей «Штурмовиков». Пилотов поспешно переучивали на эти само­леты и кидали на фронт, где их сби­вали в массовых количествах. При­чиной этого было однако не отсут­ствие заднего стрелка, а прежде все­го чрезвычайно неудачное боевое применение штурмовых полков. Как известно Илы поступили на вооруже­ние только в мае-нюне, в результате чего ВВС Красной армии не успели разработать основы тактики приме­нения этих самолетов в бою. Пило­ты, получавшие Илы не только не знали их положительных качеств, но вдобавок еще летали на них в тесных (и к тому же малых) группах, как на бомбардировщиках, разве только на малой высоте. Цели атаковали по несколько раз, что при благоприят­ных условиях позволяло немцам уничтожать целые группы. «Летаю­щие танки» обладали и поворотливо­стью танка, а так же очень ограни­ченной скоростью во время полета к цели, поэтому для вражеских зенитчиков или пилотов не составляло тру­да хорошо прицелиться. Наиболь­шим упущением, хотя в большинстве случаев вытекающим из реальностей оборонительной войны, было то, что группы Илов не имели истребитель­ного охранения, которое было необ­ходимо. Если даже предположить, что пилоты Ил-2 смогли бы защитить себя от атак истребителей ( что од­нако было невозможно но многим причинам), то пеной этого было бы невыполнение боевого задания и рас­средоточение собственной группы. Все эти проблемы обострились до такой степени, что полеты на Илах стали считать почти самоубийством. Результатом такого положения яви­лись приказы Сталина, о том что бы награждать пилотов «Штурмови­ков» Золотой Звездой Героя Советс­кого Союза уже за ... 10 боевых вы­летов! Был это первый из двух таких случаев (Вторым подобным мо­ментом была осень 1943 г., когда по специальному решению Командова­ния Красной Армии. Звезду Героя Советского Союза мог получить каж­дый, кто первым пли одним из пер­вых форсировал бы Днепр и высадил­ся на плацдарм на его правом бере­гу) в истории Великой Отечественной войны, что бы Золотую Звезду Героя Советского Союза присваивали за такие небольшие усилия. Очень мно­гозначителен тот факт, что таким образом эту награду получил соб­ственно только один пилот «Летаю­щего танка» - лт. Н.М.Карабутин из 215 ШАП (Западный фронт), кото­рый до 16 сентября 1941 г. выполнил 13 боевых вылетов и за них был на­гражден Звездой Героя. На основа­нии этого приказа до апреля 1942 г. Золотую Звезду Героя Советского Союза получили так же еще три пи­лота, хотя им пришлось для этого выполнить больше количество выле­тов - от 16 (ст. сержант В.Я.Рябошапико из 299 ШАП), 18 (ст. лт. В.Г.Бо­лотов из 61 ШАП), до 21 вылета (п/пк. А.Н.Вирук из 65 ШАП). Другие пилоты уже не «захватили» действие этого приказа и свои Звезды получи­ли за 40-50 боевых вылетов. Упомя­нутые данные не должны однако нас удивлять. Даже в соответствии с офи­циальной статистикой Штаба ВВС Красной Армии из примерно 1500 Ил-2 направленных в части до 31 де­кабря 1941 г. было потеряно 1100.

Начало 1942 г. было для Со­ветского Союза периодом передыш­ки, в течении которой быстро возра­стало производство Ил-2 и количе­ство вооруженных ими частей. Уже в 1941 г. была создана 1 ЗАБ (Запасная Авиационная Бригада), которую в октябре этого года перебазировали на Урал, в места отстоящие от заво­да производящего Ил-2 всего на 70 км. К этому времени бригада успела сформировать уже 50 полков. Одна­ко и дальше она с каждым месяцем расширялась в таком стремительном темпе, что вскоре занимала уже 13 аэродромов, с которых в отдельные месяцы 1942 г. отправляли на фронт по 20 штурмовых полков (каждый из них в составе 21 самолета, а всего по 420 самолетов и летчиков ежемесячно). За выдающиеся успехи 1 ЗАБ полков­ники Н.Папивина была награждена орденом Красного Знамени.

Очередное тяжелое испытание выпало штурмовым соединениям ле­том 1942 г.. когда Ставка любой це­ной хотела заставить пилотов Ил-2 действовать как экипажи легких бом­бардировщиков - сбрасывать свой груз бомб в горизонтальном полете с высоты примерно 1500-2000 м. При­каз отданный Сталиным и командо­ванием ВВС, однако продержался в частях не очень долго и вскоре все пошло по старому, с той однако раз­ницей, что пилоты стали брать в бо­евые вылеты и бомбы, а не только ракеты, как это имело место до вы­хода приказов. Вскоре была измене­на и тактика бомбометания. Между июлем и августом, ввиду жестокой необходимости, летчики 228 ШАД (находящейся на Сталинградском направлении) пробовали ввести оче­редное новшество в методике исполь­зования Ил-2, состоявшее в исполь­зовании этих машин как пикирую­щих бомбардировщиков. Сначала пробовали сбрасывать бомбы с пи­кирования под углом 35, но тотчас же оказалось, что это весьма опасно. Затем опробовали «плоское» пикиро­вание под углом около 10. Таким способом удалось добиться более точного сброса бомб, чем ранее из горизонтального полета. Хотя на Ил-2 это было опасной формой атаки, но тем не менее известны случаи, когда нилоты атаковали цели РСами и пу­шечным огнем при пикировании под углом доходящем до 55-65! Однако Ил-2 не был приспособлен к такого типа заданиям, так как очень плохо переносил большие перегрузки, осо­бенно возникавшие во время выведе­ния машины из пикирования. Кроме того, самолет не располагал аэроди­намическими тормозами, которые бы предотвращали его разгон до скоро­стей более 550 км/час, при которых «складывались» его крылья.

Хотя главным направлением боев летом и осенью 1942 г. было Сталинградское, тем не менее, там был сосредоточен только незначи­тельный процент сил, которыми рас­полагал Советский Союз. Благодаря втягиванию немцев в тяжелые бои на этом направлении. Сталин провел контрудар к западу от Москвы, для которого, в отличи от предшествую­щих этапов вооруженной борьбы, смог сосредоточить два штурмовых корпуса и от трех до пяти штурмо­вых дивизий (в обшей сложности от 21 до 27 полков) в то время как под Сталинградом в обескровленных воз­душных армиях насчитывалось толь­ко семь дивизий и два отдельных полка (всего 24 полка).

Обе операции, и на запале от Москвы, н на западе от Сталин рада имели некоторые общие черты. Од­ной из них было использование Ил-2 как штурмового самолета для унич­тожения групп бомбардировщиков н, прежде всего, медленных транспор­тов. В районе Сталинграда такого типа задания выполняли главным образом способом патрулирования путей следования транспортов груп­пами Ил-2 из одной дивизии или штурмовыми атакам» вражеских аэродромов. В районе же Демьянска патрули старались сначала сбить го­ловные самолеты не ввязываясь в организованный воздушный бой. Только позднее, ввиду неудовлетво­рительных результатов, стала ис­пользоваться тактика неожиданных ударов по скоплениям Ju-52. Под Сталинградом эффективность атак с самого начала была очень высокой. Только за один день - 9 января 1943 г.. во время одного вылета семи Ил-2 из 622 ШАП под командованием ка­питана И. Бахтина при неожиданной атаке аэродрома в Сальске было уничтожено п повреждено 72 Ju-52 и еще три сбито в воздухе, при поте­рях в четыре свои машины (в том числе истребитель Як прикрытия). Почти такого же успеха добилась под Демьянском 243 ШАД п\полковника И.В.Дельнова, которая в одной ата­ке на аэродром в Глебовщине унич­тожила или повредила более 70 немецких самолетов, в большинстве Ju-52. Несколько позднее эскадрилья ст. лейтенанта Олейникова из той же дивизии атаковала аэродром транспортной авиации в момент посадки машин противника. Возникла пани­ка, а русские заявили о восьми сби­тых Ju-52 и еще шести подожженных на земле. Охота на немцев в воздухе не приносила таких успехов, однако, в конце 1942 начале 1943 г., не была и совсем бесплодной; по крайней мере официально. После первых не­дель осени 1942 г. пилоты штурмови­ков набрали опыт и начали добивать­ся успехов. Майор П.А.Савченко из 74 ШАП поднятый по тревоге вмес­те со своими тремя ведомыми (и в сопровождении 4 истребителей) пере­хватил группу немецких бомбарди­ровщиков н заявил об уничтожении трех из них, в то время как осталь­ные пилоты Ил-2 сбили только одни. Подобными же результатами могли похвастаться и такие пилоты как: Галин, Олейник, Нестеров н Фролов, которые сбили по три Ju-52 в одном вылете. Всех их однако опередил Жигарин, который после возвраще­ния из одного боевого вылета заявил об двух Ju-52 сбитых в воздухе н еще о семи уничтоженных на земле. Все­го, только во второй половине 1942 г. пилоты 243 ШАД «запороли» под Демьянском 44 самолета Люфтваф­фе, в большинстве своем Ju-52. Наи­большего успеха добились семь - эки­пажей из 33 Гв.ШАП, которые зая­вили о том, что сбили 15 этих транс­портников в одном вылете.

Очередным кровавым испыта­нием для ВВС Красной Армии стала известная воздушная битва над Ку­банским полуостровом (весна 1943 г.), окончившаяся поражением совет­ской стороны, усугубившееся в доба­вок высокими потерями.

Самым известным штурмо­вым соединением принимавшим уча­стие в этой битве была 230 ШАД имевшая в своем составе 5 полков (В том числе 1 полк истребителей ЛаГГ-3), под командованием уже из­вестного нам полковника С.Г.Гетмана. У этой лишний, как и у многих других успехи перемежались с пора­жениями, например 21 апреля эки­паж 805 ШАП. мл. лейтенант Н.В.Рыхлин (пилот) и ст. сержант И.С.Ефременко (стрелок), в районе Новороссийска на подбитом Иле, вел длительный бой с немецкими истре­бителями, после которого заявил об уничтожении четырех Me-109. За этот подвиг, подтвержденный назем­ными войсками, оба летчика были награждены орденом Красного Зна­мени, повышены в звании, а несколь­ко позже стрелку было присвоено звание Героя Советского Союза. Ин­тересно, что мл. лейтенант И.С.Еф­ременко выполнил только несколько боевых вылетов на протяжении неполных двух месяцев (апрель-май) после чего погиб, а ст. лейтенант Н.В.Рыхлин, который в воздушном бою сбил трех немцев и к тому же вернулся на свои аэродром ранен­ным, такой награды не получил.

Всего несколько дней спустя началась полоса поражений. Одним из самых крупных была атака девяти Ил-2 из 805 ШАП с эскортом из 6 ЛаГГ-3 из 979 ИАП на один из кер­ченских аэродромов, после которой на базу не вернулись 5 Ил-2. Вероят­но они были перехвачены 4 Ме-109G из II/JG52 под командованием Fw.Quasta, пилоты которой заявили об уничтожении 7 Ил-2 н 5 истреби­телей (идентифицированных правда как Як-1). Подобный погром произо­шел н в конце мая, когда из группы насчитывающей восемь Ил-2 того же полка не вернулись на свой аэродром четыре экипажа, сбитые истребителя­ми II/JG52. Несколько позднее не­мецкие зенитчики сбили и команди­ра одной иp эскадрилий 805 ШАП. Уже 22 июля, в ходе очередной опе­рации против немецких аэродромов, 805 ШАП из 206 ШАД был перехва­чен пилотами I1/JG52 и в результате воздушного боя потерял пять Ил-2 вместе с экипажами, из которых часть летчиков правда вернулась в полк че­рез несколько дней. Экипажи «Штур­мовиков», заявили об уничтожении на аэродромах почти 20 неприятельских самолетов. Другой результат имел бой разыгравшийся над Черным морем 7 августа. В этот день один из пилотов 11 ШАД ВВС Черноморского Флота, В.А.Калинин находясь в критической ситуации таранил Ме-109, которым оказался самолет пилотируемый од­ним из асов II/JG52, Fw.Quasta. Оба пилота погибли.

Очередной накал воздушных боев пришелся на период борьбы за освобождение Кубанского полуост­рова в конце лета, начале осени 1943 г. 23 августа в ходе сложной опера­ции направленной против трех глав­ных аэродромов II/JG52 и SG2. час­ти ВВС Черноморского Флота полу­чили отпор, однако уже 24 августа совершили новый налет на Макеев­ку уничтожив 1 Fi-156 н повредив 6 Me-109 из III/JG52.

Следующим периодом, в тече­нии которого штурмовики 4 ВА н ВВС Черноморского Флота понесли крупные потери, были бои при вы­садке десанта на Керченском полуос­трове. За периоде ноября 1943 г. по март 1944 г. почти вес полки Гетма­на (которые на время операции были переданы ВВС Черноморского Фло­та) потеряли примерно 50% матчасти. Например 46 ГвШАП в течении двух дней декабря (8-9) потерял 5 Ил-2, а несколько позднее двух командиров эскадрилий. Уже в самом начале опе­рации штурмовики понесли огром­ные потерн. 1 ноября ВВС Черномор­ского Флота потеряли 7 Ил-2 и один истребитель, а на следующий день, когда II группа JG52 была заменена I группой, потери сразу подскочили до 15 Ил-2 и 3 истребителей. Пилоты штурмовиков старались «отплатить» как только могли. Н когда уже были не в состоянии справиться с ситуаци­ей совершали отчаянные поступки. Из общего числа в восемь немецких машин сбитых в период 1-3 ноября, две были уничтожены в результате таранов выполненных лейтенантом Б.П.Володовым и мл. лейтенантом Быковым, из той же первой эскадри­льи 47 ШАД ВВС Черноморского Флота. Оба таранили но одному Ju-88 в одном и том же бою и оба запла­тили за это жизнью.

13 марта 1944 г. во время про­ведения совместной воздушной опера­ции над Феодосией с привлечением 30 Ил-2 из 11 ШАД н 38 истребители ВВС Черноморского Флота, советские лет­чики снова наткнулись на отчаянный отпор пилотов II/JG52 Баркхорна, в результате чего с задания не вернулось 7 Ил-2, а еще 12 (как и один Як-9) были сильно повреждены. Поэтому атаки больше не проводились до 17 марта, а в следующий раз Илы сопровождало очень многочисленное охранение, бла­годаря чему с задания не вернулся толь­ко одни штурмовик.

О силе психологического дав­ления на экипажи «Штурмовиков» постоянных кровавых боев, лучше всего могут свидетельствовать воспо­минания стрелка 43 Гв.ШАП, Г.А.Литвниа о другом, новом стрелке этой части: «... сержант внезапно, как заяц выпрыгнул из самолета, начал кататься по земле и кричать: «Не по­лечу!». Истерия, самая настоящая истерия! Зиянбаев (пилот экипажа, который имел только один боевой вылет, прим. автора), и так уже взволнованный, не двигался из каби­ны, а только побледнел.». Среди пи­лотов, так же не все выдерживали непрерывное напряжение. Тот же Литвинов вспоминает приказ коман­дира полка, майора Соколова, после того как в части вскрылся обман пи­лота, который заявлял об аварии и возвращался на базу никогда не вы­полняя боевого задания: «... поле­тишь на одноместном Иле, (было это формой наказания, прим. автора). А замыкающим будет (...) Атлисанов (...). Обращаясь к Атлисанову коман­дир продолжил: «Если этот ... не пройдет над целью приказываю рас­стрелять его из пушек. Спишем его как боевые потерн. Родственникам сообщим, что погиб в бою». Описан­ные выше случаи не были повсеместными в ВВС Красной Армии, одна­ко происходили достаточно часто.

В боях над этим же районом - Кубанским полуостровом в конце мая, начале июня 1943 г., впервые были применены легендарные куму­лятивные бомбы ПТАБ-2.5-1,5, что тем более интересно, так как в этом районе немцы не использовали боль­шого количества бронетехники. Это вооружение получило широкое распространение во время Курской бит­вы в июне 1943 г., когда около 1500 самолетов Ил-2 шести воздушных армий ВВС Красной Армии приняли участие в единственной в своем роде танковой битве. Несмотря на посто­янное пополнение, которое можно оценить примерно в 25 машин ежед­невно, некоторые штурмовые полки сократились едва ли не до размеров эскадрильи. Перед вводом в бой Степного фронта его командующий, генерал И.Конев, вынужден был про­сить Ставку о пополнении его 1 ШAК шестьюдесятью Ил-2, и это несмот­ря на то, что этот корпус использо­вался в боях с немцами не слишком активно (и к тому же кратковремен­но). В первый день операции, 2 авгу­ста он насчитывал 181 Ил-2 (т.е. был полностью укомплектован), из кото­рых 25 были сбиты немецкими истре­бителями уже в течении первых 2-4 дней боев. Такой результат был тем более горьким, из-за того что эти потерн были понесены без каких-либо видимых результатов, хотя с другой стороны советская авиация была самым эффективным средством уничтожения немецких танков. Штурмовики были практически единственной силой, которая могла поражать цели независимо от усло­вий боя. Тем не менее, их эффектив­ность не могла быть высокой, из-за несоответствующего вооружения, так как ПТАБы, как и снаряды 23 мм пушек могли в лучшем случае повре­дить танк, а не уничтожить его. Унич­тожение Тигра или Пантеры (кото­рые появились сотнями) было делом случайным, ибо это могло произой­ти только при таких попаданиях, ког­да поражалась топливная система танка, что приводило к пожару и танк сгорал.

Подобные трудности суще­ствовали и при попадании в танк ра­кетами - визуальный эффект был очень сильным, но эффективность поражения танка очень низкой. По­этому понятна неопределенность  даже в ситуации когда снаряды рав­но как бомбы пли ракеты попадали в цель, не говоря уже о том. что та­кие попадания были связаны со зна­чительными трудностями. Наиболь­шие хлопоты доставляли ПТАБы, на загрузку которых требовалось мини­мум 30 минут, вследствие чего в не­которых частях была введена систе­ма при которой этим типом бомб сна­ряжалась дежурная эскадрилья, кото­рую затем оставляли на границе аэродрома в ожидании приказа на старт для выполнения атаки на об­наруженные группы танков. Атака при использовании ПТАБов требо­вала хорошего расчета и летного искусства. Не располагая прицелом соответствующего качества, летчик должен был пролететь над целью, лучше всего на высоте 0 м ( потолок не должен был превышать 80-100 м) и сбросить бомбы в строго опреде­ленный момент. Не выполнение этих двух условии - наименьшей высоты и точного прицела, автоматически приводило к очень сильному разлету бомб, в результате чего в атакуемую бронетехнику попадало только не­сколько бомб вместо нескольких де­сятков. Несмотря на то, что в таких ситуациях танки могли получить только повреждения, летчики объяв­ляли их пораженными, а следователь­но уничтоженными. Из-за этою командование получало данные о поте­рях не отвечающие реальности, кото­рые приводили к грубым ошибкам. Только одна дивизия 291 ШЛД, в те­чении пяти первых дней боев заяви­ла об уничтожении 422 танков, то есть более чем 50% от их количества находящегося на вооружении группы Манштейна! Однако в действитель­ности, из состава 4-й Танковой армии но всем причинам, а не только в ре­зультате воздействия авиации, выбы­ло за этот период 383 танка.

На «Штурмовиках» пробова­ли так же выполнять ночные задания (во время боев под Сталинградом. где впервые была применена эта так­тика), однако быстро оказалось, что это невозможно: поэтому время вы­летов перенесли на границу ночи п дня. Неудачные ночные операции выполняли, например экипажи 7 Гв.ШАП, но из-за сильного ослепле­ния пилотов пламенем из выхлопных патрубков, как и невозможности ноч­ной посадки на полевые аэродромы от них быстро отказались. Операции на границе ночи и дня давали не­сколько лучшие результаты. Напри­мер ночью 5 мая 1943 г. пять Ил-2 из эскадрильи ночников 288 IIIAII в ходе задания выполненного под покровом темноты, заявили об унич­тожении на аэродроме Тулбелня 25 вражеских самолетов, посте чего сели на свой аэродром уже в первых лу­чах восходящего солнца.

С продвижением фронтов на Запад одновременно разрастался и круг задач, которые должны были выполнять экипажи ШАПов. Одним из таких новых заданий было обна­ружение и уничтожение украинских, а затем польских партизан-национа­листов. В конце лета, начале осени 1944 г. экипажи 90 Гп.ШАП получи­ли приказ на обнаружение (вблизи Сандомира, на восточном берегу Вислы) и атаку отряда «бендеровцев», расстрелявших 10 советских военнослужащих. В ходе атаки, отряд располагавший только легким стрел­ковым оружием прицельно обстрелял один из Илов, в результате чего был легко ранен его пилот! Такое попа­дание несомненно относиться к чис­лу самых невероятных случаев.

Целями групп Илов были не только партизанские отряды, но так­же и немецкие полицейские части предназначавшиеся для борьбы с партизанами. Кроме прочих частей, подобные задания выполняла 355 ШАД, а именно ее 683 ШАП, кото­рый дважды принимал участие в уничтожении немецких бронепоездов и каждый раз это происходило при драматических обстоятельствах. 23 нюня 1944 г. в ходе боев в Белоруссии одни из наиболее выдвинутых вперед аэродромов 335 ШАД попал под обстрел немецкого бронепоезда. Для его уничтожения была поднята эскадрилья капитана Денисова, кото­рая выполнив четыре захода нанесла бронепоезду такие повреждения, что он был вынужден прекратить опера­цию. (Вероятнее всего речь идет о Panzerzug nr 21, который в этот день подорвался на мине и получил по­вреждения) Похожий случаи произо­шел под Елгавой (юго-западнее от Риги), где другой поезд блокировал наступление советских войск. И в этом случае была поднята эскадрилья Денисова, но к общему разочарова­нию цель обнаружить не удалось. В указанном районе оказался только санитарный поезд, который остави­ли в покое. Однако когда обстрел снова повторился, поезд опять ока­зался на этой станции. Эскадрилья Денисова сблизилась с ним и после того как была им обстреляна «раз­бомбила» его в пух и прах. (С боль­шой долей вероятности их жертвой был Paznerzug nr 67. Однако как мож­но было спутать санитарный поезд с боевым абсолютно не понятно). Как сказал 41 год спустя один из свидете­лей этого: «Подлость не помогла фа­шистам».

К выполнению одного инте­ресного задания привлекались Ил-2 из 1 Гв.ШАК, но время Берлинской операции, когда в небе начали «мель­кать» реактивные Ме-262, от кото­рых было трудно защититься. При­мерно в середине апреля с одного из аэродромов стартовала пара «Штур­мовиков», которая играла роль ... приманки, давая тем самым возмож­ность истребителям 3 ИАК дежурив­шим на высоте 5000 м сбить немец­кий реактивный самолет. Ловушка сработала и истребителям находив­шимся в засаде удалось в стремитель­ном пикировании сбить одни из ата­кующих Мс-262, в то время как вто­рой сбежал уйдя вверх. Однако не всегда все получалось так удачно. По немецким данным, во время одной из операций несколько Ме-262 из JG7 разгромили группу советских «Штурмовиков», когда 27 апреля во время патрульного полета над лини­ей фронта перехватили примерно 20 Ил-2 и в мгновение ока сбили шесть из них.

Последний штурмовой вылет нал Европой выполнили Ил-2 из 90 ШАП 11 мая 1945 г. в Чехословакии.

«Летающий танк» нашел ши­рокое применение так же в авиации Флота, что правда было вызвано нуждой, а не достоинствами этого самолета. Машины этого типа хоро­шо справлялись с заданиями по ата­ке небольших военных судов, так как для уничтожения именно таких мор­ских целей, лучше всего подходили пушки и ракеты. Возможности ис­пользования Ил-2 для морских опе­раций были зачастую весьма ограни­ченными ввиду малой дальности это­го самолета. Поэтому с 1944 г. на Ил-2 начали использовать дополнитель­ные топливные баки, подвешивавши­еся пол центропланом. Такое реше­ние впервые применили в сентябре 1944 г. н 11 ШАД Балтийского Фло­та (Балт.Фл.). Суммируя достоинства и недостатки Ил-2. можно сказать, что по сравнению с Пе-2 штурмовик Ильюшина был самолетом не на мно­го худшим. Обе конструкции были приблизительно равноценны. Ил-2 благодаря своей броне мог возвратиться с задания несмотря на значи­тельные повреждения, с другой сто­роны Пе-2 мог держаться в воздухе и на одном из двух двигателей. А их наступательное вооружение было во многом похоже.

Вероятно наиболее известная морская операция, в которой прини­мали участие Ил-2 было затопление немецкого крейсера ПВО «Ниобе» в Котке летом 1944 г. Первую атаку предприняли 8 июля, но она закон­чилась неудачей. Вторая была подго­товлена более тщательно, а к ее вы­полнению привлекли 132 самолета, в том числе 23 Ил-2 из 47 ШАП. зада­нием которых было подавление огня зенитной артиллерии порта. Это задание, надо думать, было успешно выполнено, о чем говорит факт, что на базы не вернулось только 4 самолета, в том числе 1 Ил-2. (Финс­кая ПВО заявила о том, что сбила 6 самолетов)

Ил-2 служили и в ВВС Север­ного Флота (ВВС Сев.Фл.), когда в июле 1943 г. переведенный из ВВС Балт.Фл. 46 ШАП сыграл ведущую роль в уничтожении немецкою кабо­тажного плавания. Уже 7 июня эки­пажи полка послали на дно одно суд­но и повредили другое, а 23 июня - в тяжелом бою с 12 военными судами и группой Ме-110 из 13(Z)/JG5, четы­ре Ил-2 под охраной 16 истребителей потопили очередное судно и 2 малых корабля охранения без потерь со сво­ей стороны. Без сомнения самым ре­зультативным пилотом ВВС Сев.Фл. был капитан С.А.Гуляев служивший в 46 ШАП из 14-й ШАД, который в период с марта 1943 по май 1944 г. потопил 5 судов, выполнив едва ... 15 боевых вылетов!

Ил-2 так же активно исполь­зовался в ВВС Черноморского Флота (Ч.Фл.) с 1943 г., хотя и меньшей степени, чем на севере Советского Союза. Этот флот располагал толь­ко одной штурмовой дивизией двухполкового состава - 11 ШАД в соста­ве 8 Гв.ШАП и 47 ШАП. (В 1944 г. дивизия была усилена 23 ШАП) В этом втором полку, в третьей эскад­рилье с конца 1943 г. существовала группа не менее чем из 6 Ил-2 с 37 мм пушками, под командованием лейте­нанта Акаева. Эти Илы принимали участие в неудачном боевом вылете 13 марта 1944 г. и хотя выполнили задание, но результаты были мини­мальными. Даже небольшие боевые корабли или баржи оказались слиш­ком мелкими и слишком подвижны­ми, для того что бы они могли в них уверенно попасть. Тем не менее уже в апреле 1944 г. воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, этот же полк заявил о потоплении 8 военных, а так же 12 вспомогатель­ных судов и барж.

Ил-10 поступил в части зимой 1944 г., но прошел фронтовые испы­тания только в начале апреля 1945 г. в 108 Гв.ШАП из 6 Гв.ШАД- первом полку вооруженном этим типом са­молета. Они показали себя прекрас­но и вскоре после конца первой серии вылетов комиссия, под руковод­ством полковника П.Т.Аброшенкова отослала отчет, в котором отме­чала достоинства нового самолета. Разница между Ил-2 и Ил-10 была настолько велика, что все недостат­ки Ил-10 теряли свое значение. Полк в течении всего последнего месяца войны вылетал на боевые задания (которых выполнил более 450), но правда не достиг каких-то особен­ных успехов из-за отсутствия сопро­тивления со стороны врага. Напри­мер 20 апреля группа Илов под ко­мандованием Жигарина в 12 атаках уничтожила 15 транспортных средств и 1 танк, а 26 апреля 9 Илов ведомых Железняковым в одном вылете под Шлейсингеном (Schleusingen) разби­ли обоз противника, уничтожив 30 конных повозок.

До 1 мая 1945 г. 1 ЗАБ отосла­ла на фронт 12 полков Ил-10. из ко­торых однако большая часть не ус­пела принять участие в боевых дей­ствиях. Одной из последних частей перевооруженных на Ил-10) был 1 ШАП из 206 ШАД, который прибыл в Куйбышев в начале апреля, а дос­тиг боеготовности 1 мая 1945 г.

После войны в Европе Ил-10 участвовали в молниеносной победе нал Японией, здесь наиболее извест­ным эпизодом был успех капитана И.Ф.Вороннна из 12 ШАД ВВС Ти­хоокеанского Флота. 10 августа 1945 г. он во главе своего 37 ШАП атако­вал порты Расина (Надзина) и Юкп (Унги). В первом из них Воронин потопил судно (двумя 250 кг бомба­ми), а его стрелок в первом заходе сбил японский истребитель. За этот подвиг 14 сентября 1945 г. Воронин был награжден Звездой Героя Совет­ского Союза.

В этой же части света (Корея) Ил-10 был снова использован и 1950-1951 гг., когда коммунистическая Северная Корея напала на Южную. Бои с участием Илов были относи­тельно интенсивными, но ограниче­ны первым этапом войны, ввиду того что во время американского контр­наступления штурмовой полк был полностью уничтожен, при чем боль­шинство своих самолетов потерял на базах.

На протяжении долгой служ­бы «Летающего танка» бывали слу­чаи весьма необычных заданий, ко­торые возникали при его использо­вании, например в качестве ... транс­портного самолета. Так летом 1941 г. для быстрой переброски наземно­го персонала, командование 671 ШАП отдало распоряжение о разме­щении механиков в... гондолах шас­си. Благодаря этому вместо одного пассажира, перевозимого в «багаж­нике», на каждом Иле летело по 5 (!) человек. В качестве транспортного зимой 1943 т. использовались так же Илы в 230 ШАД для снабжения де­санта высаженного на «Малой Зем­ле». На бомбовые замки под крылья­ми подвешивали по два контейнера с припасами, патронами либо набо­рами медикаментов и сбрасывали их почти па передовой с малой высоты. Естественно, что контейнеры часто разбивались.

Неоднократно пилоты при­землялись за линией фронта для спасения своих сбитых товарищей, хотя не всегда это кончалось гак как было задумано. В марте 1943 г. был под­бит истребитель сопровождения 503 ШАП, для спасения его пилота сел ст. лейтенант Мн.тонов. Так случилось, что немцы удачными выстрелами пробили покрышку на его Иле. в ре­зультате чего машина потеряла под­вижность. Поэтому решил сесть лей­тенант Демехин, который затем с невероятным искусством вывел свой Ил с болотистого участка на твердую почву и стартовал с тремя пассажи­рами на борту под самым носом у немцев.

Несомненно одно из самых необычных событий имело место в 90 Гв.ШАП. когда во время вынужден­ной посадки разбился Ил-2, погиб нилот, но выжил стрелок! Был это один из немногих случаев, когда стрелок пережил «своего» пилота во вре­мя критической ситуации. Брониро­ванный фюзеляж обычно защищал пилота от большинства опасностей, обеспечивая ему возможность безо­пасного пробивания стен или сноса деревьев (которые к тому же могли затем упасть на стрелка в его задней кабине), в результате чего соотноше­ние погибших стрелков и пилотов составляло 7:1. Иногда правда быва­ло иначе. Например еще один подоб­ный случай произошел на Черномор­ском море, когда тяжело поврежден­ный Ил-2 был вынужден приводниться. Из задней кабины выбрался стре­лок, но стремительно погрузивший­ся носом «танк», похоронил своего пилота запертого в кабине с заклинившим фонарем. Это было доволь­но распространенным явлением, так как броня из-за попаданий снарядов коробилась, блокируя сдвижную часть фонаря кабины, что делало пи­лота беспомощным, так как он не мог разбить ни бронированное стекло, ни тем более стальную броню. Частич­но из-за этого на Ил-10 был исполь­зован фонарь открывающийся вбок.

Несмотря на свои яркие недо­статки Ил-2 часто оказывался непло­хим истребителем, особенно когда находился в умелых руках. В конце сентября 1942 г. ст. лейтенант А.А.Носов (командир 2-й эскадрильи 288 ШАП) вызвал на поединок ко­мандира 402 ИАП майора Шевчен­ко, пилотировавшего свой МиГ-3 и в течении нескольких минут троек­ратно садился на хвост истребителю, повергая тем самым собравшихся офицеров 6 ВА, включая се команду­ющего - генерала Д.Ф.Кондратюка, и глубокую задумчивость. Точно не­известно кем был придуман этот бес­смысленный поединок между высот­ным истребителем и штурмовиком в условиях маневренного боя вблизи земли.

Различные неординарные происшествия, иногда забавные, происходили с молодыми, только что обученными экипажами приходящи­ми в боевые полки. Максимальное время, которое отпускалось с 1944 г. в ВВС Красной Армии на обучение обычного пилота составляло около 50 часов (из них 15-20 часов на Ил-2), после чего «желторотик» прихо­дил в боевую часть, где дополнительно доучивался групповым полетам и бою. Однако не всем этого хватало, в результате чего в частях существо­вало правило по которому ведомый пилот делал точно то же, что и его ведущий. Правило «делай как я» не решало полностью существующих проблем, но часто было единствен­ным выходом из положения. Однако временами из-за него возникали но­вые проблемы, в частности потому что длительное время на Ил-2 не было радиостанции. Однажды ко­мандир группы совершил из-за бое­вых повреждений вынужденную по­садку в поле с убранным шасси, а его ведомые руководствуясь выше приве­денным правилом, сделали точно то же самое, несмотря на то, что их са­молеты не имели ни одной пробои­ны! (Эта история, однако настоль­ко неправдоподобна, что возможно высосана автором из пальца, исклю­чительно поэтому привожу здесь ис­точник информации: П.Я.Козлов - «Штурмовики». ДОСААФ, Москва, 1987. с.37). После выхода из кабин молодые нилоты никак не могли по­нять почему их ведущий имеет такой хмурый вид. ведь они исполнили все в точности.