Путь к разгрому

 

Контрнаступление под Моск­вой стало не единственным сюрпри­зом, преподнесенным плохо подго­товленным к зиме немецким войскам Ставкой Советского Верховного главнокомандования. 9 января соеди­нения Красной Армии нанесли удар в стык немецких групп армий «Центр» и «Север». Вскоре между германскими группировками образо­валось брешь шириной 100 км. Бло­кирующие Ленинград войска сами оказались под угрозой окружения.

Летчики JG-54 теперь были вынуждены воевать на два фронта, действуя как над Ленинградом и его окрестностями на севере, так и в рай­оне озера Ильмень на юге.

В феврале, несмотря на численное превосходство в воздухе со­ветской авиации, летчики 54-й эскад­ры сбили 201 самолет противника, потеряв 18 своих машин. Подобный успех получил высокую оценку. 10 марта командир 7./JG-54 обер-лейтенант Макс-Гельмут Остерман полу­чил за 62 сбитых лично самолета про­тивника дубовые листья на Рыцарс­кий крест, через два дня первых в эс­кадре мечей к кресту за 82 победы в воздушных боях был удостоен гауптаман Ганс Филипп, недавно став­ший командиром I группы. 31 марта боевой счет «Фипса» Филиппа пере­валил сотню. 4 апреля «зеленый» и неопытный оберфельдфебель Ру­дольф Клемм из 8-го стаффеля запи­сал на боевой счет JG-54 2000-ю по­беду.

Всего за пять месяцев летчики 54-й эскадры сбили 1000 самолетов противника, однако за этот успех платить пришлось кровью. 9 августа в районе озера Ильмень советскими истребителями был сбит кавалер Ры­царского креста с дубовыми листья­ми и мечами (мечей удостоен 17 мая 1942 г.) командир 7-го стаффеля обер-лейтенант Макс-Гельмут Остерман.

Через сутки в воздушном бою погиб командир 6-го стаффеля гауптман Карл Саттиг, посмертно он был награжден Рыцарским крестом. На Восточном фронте Саттиг сбил 53 самолета, причем два - ночью.

Ночные победы стали след­ствием предложенной в начале 1942 г. Траутлофтом тактики. Командир эскадры предложил лучшим летчи­кам попробовать перехватывать в ясные зимние ночи отдельные советские бомбардировщики, совершав­шие боевые вылеты на Волховском фронте. Сбитые тогда самолеты ста­ли первыми ночными победами люф­тваффе на Восточном фронте.

С середины января по июль 1942 г. летчики JG-54 сбили в темное время суток 54 самолета противника. Наиболее результативно действовал ночью командир III группы гауптман Рейнхард Зейлер, из 96 своих побед на Восточном фронте, 16 он одержал ночью. Вторым ночным асом был обер-лейтенант Понтер Финк с девя­тью сбитыми. Лучшего результата в одном боевым вылете добился лейте­нант Эрвин Лейкауф - шесть из вось­ми сбитых в темное время самолетов он завалил в течение одного часа в ночь на 22 июня 1942 г.

День ото дня количество по­бед на боевом счету гешвадера рос­ло. Двое недавно получивших Рыцар­ские кресты летчика, командир 6./JG-54 лейтенант Ганс Бейссвенгер и оберфельдфебель Макс Штотц, удво­или свои личные счета менее чем за четыре месяца. 30 сентября Бейссвен­гер был удостоен дубовых листьев, месяцем позже листья на свой Рыцар­ский крест получил Штотц.

С другой стороны увеличи­вать боевой счет стало тяжелее, чем в начале войны. К примеру, Хорст Адамейт в звании унтер-офицера при­шел служить в JG-54 в 1940 г., ему понадобилось почти два года, чтобы сбить 20 самолетов. Немногим мень­ше затратил фельдфебель Отто Ки­тель, чтобы одержать 15 побед. Впро­чем, для этих двоих парней медлен­ный старт обернулся крупными успе­хами.

Бейссвенгер. Штотц, Ада­мейт, Китель станут одними из самых результативных пилотов Восточного фронта, каждый из одержит более 150 побед, прежде чем погибнет в бою или умрет от полученных ран. Все это про­изойдет уже после перевооружения 54-й эскадры на истребители FW-190.

Первый стаффель 54-й эскад­ры пересел на истребители FW-190 в феврале 1943 г., однако 4000-ю побе­ду на счет эскадры фельдфебель Отто Китель записал 19 февраля на старом и верном мессершмитте.

Через двое суток после знаме­нательной победы Киттеля, эскадра понесла тяжелую утрату - погиб ко­мандир II группы майор Ганс «Асси» Ган (не путать с Гансом фон Ганом из I./JG-3). Асси Ган продолжитель­ное время служил в JG-2, он был од­ним из ведущих «экспертов» битвы за Британию, на Западе Ган сбил 68 по­бед. На Восточной фронт Гана пе­ревели осенью 1942 г., в должность ко­мандира II./JG-54 он вступил 1 нояб­ря. Предыдущий командир II группы майор Дитер Храбак возглавил JG-52. 26 января 1943 г. Ганс Ган сбил свой сотый самолет (в тот же день Макс Штотц довел свой личный счет до 150 побед). В течении последующего месяца Асси сбил еще во­семь самолетов. 21 февраля из-за от­каза двигателя Ган был вынужден приземлиться в тылу советских войск южнее озера Ильмень. Последующие семь лет Ганс Ган провел в советских лагерях.

На центральном секторе фронта в первые недели 1942 г. лет­чикам 51-й эскадры также приходи­лось драться на двух фронтах. - юж­нее Москвы и над левом флангом группы армий «Центр».

Увеличение численности со­единений ВВС РККА, противостоя­щих стаффелям JG-51, положительно сказалось на росте индивидуальных счетов ягдфлигеров, которым стало возможным прилагать меньше уси­лий для поиска противника. Многие летчики эскадры получили заслужен­ные и давно ожидаемые награды. Одним из первых мечи к Рыцарско­му кресту получил 16 февраля сбив­ший 90 самолетов гауптман Генц Бар. С июля 1941 г. Бар служил в дол­жности командира 12./JG-51. За пе­риод войны он успел покомандовать 1-й и 3-й эскадрами, а закончил войну как простой пилот реактивного Ме-262. Финальный итог карьеры Бара составил 220 сбитых самолетов, 96 из которых - на Восточном фронте. Обер-лейтенант Генрих Крафт и лейтенант Ганс Стрелоф были удо­стоены Рыцарских крестов 18 марта за 46 и 52 одержанные победы соот­ветственно. Через шесть дней, запи­сав на свой счет еще 14 сбитых, Стрелофа наградили дубовыми листьями; приказ о награждении вышел через два дня после того, как пилоту исполни­лось 20 лет. Стрелоф стал самым юным кавалером Рыцарского креста с дубовыми листьям во всех воору­женных силах Германии. Еще до кон­ца года свежеиспеченным кавалерам Рыцарских крестов будет суждено совершить вынужденные посадки в тылу противника. Крафта расстреля­ют русские солдаты, а Стрелоф пред­почтет застрелиться сам.

9 апреля сменивший Мёльдерса на посту командира эскадры под­полковник Фридрих Бек получил на­значение в штаб высшего командова­ния люфтваффе. «Вати» Мёльдерса заменить было сложно, и уж тем бо­лее его не мог заменить Бек, не самый популярный человек в эскадре. Мно­гие летчики JG-51 пребывали в твер­дой уверенности, что Бек пришел в эс­кадру со стороны, хотя на самом деле он служил в штабе JG-51 с 1940 г.

Преемник Бека на посту ко­мандира 51-й эскадры кавалер Ры­царского креста с дубовыми листья­ми командир IV./JG-51 майор Карл-Готфрид Нордман быстро заставил подчиненных себя уважать. Росту популярности Нордмана способство­вало решение избавить летчиков 1.1 JG-51 от набивших оскомину с на­чала операции «Барбаросса» истребительно-бомбардировочных мис­сий, они опять стали чистыми истре­бителями.

Личный счет пилотов начал быстро пополняться, но ни у кого он не рос так быстро, как у оберфельдфебеля Йахима Бренделя. Свою первую победу Брендель одержал в пер­вые дни кампании на Востоке, но вто­рой самолет летчик сумел сбить толь­ко спустя девять месяцев. Конец вой­ны Брендел встретил в звании гауптмана будучи командиром HI./JG-51, кавалером Рыцарского креста с дубо­выми листьями, на его счету значи­лось 189 побед, в числе которых было 90 сбитых бронированных штурмо­виков Ил-2.

Боевая работа JG-51 в апреле-мае 1942 г. не обошлась без потерь. 29 мая, всего через неделю после ис­чезновения Стрелофа, над террито­рией противника был сбит и попал в плен стаффелькапитан 2./JG-51 лей­тенант Эрвин Флейг, имевший на своем счету 66 сбитых.

Через двое суток эскадра по­теряла еще одного кавалера Рыцарс­кого креста командира II группы гауптмана Йозефа Фёзё. Ветеран леги­она «Кондор» австриец по происхож­дению Фёзё не вернулся из боевого вылета. В начале марта получил тя­желое ранение кавалер Рыцарского креста, «эксперт» с 66 победами обер-лейтенант Бернд Галлович. Бернд Галлович завершил войну, летая на Не-162 в составе JG-1.

В июле воздушные бои на цен­тральном участке Восточного фрон­та вспыхнули с новой силой - Крас­ная Армия вновь перешла в наступ­ление. Некоторое время боевой счет 51-й эскадры рос также быстро, как и в период начальной фазы операции «Барбаросса».

5 июля летчики II./JG-51 гауптмана Хартмана Грассера сбили 46 самолетов противника, причем во­семь самолетов уничтожил лично ко­мандир группы. Двое, обер-лейтенант Карл-Хайнц Шнелл и фельдфебель Антон Хафнер, записали на свой счет по семь побед. 23 августа Хафнер был удостоен Рыцарского креста за 60 побед, позже он станет самым резуль­тативным летчиком 51-й эскадры - на момент гибели Хафнера в 1944 г. на его счету значилось 204 победы.

2 августа оберфельдфебель Франц-Йозеф Биринброк из IV./JG-51 сбил девять советских самолетов и довел свой счет до 102 побед. Би­ринброк стал вторым после Мёльдерса летчиком 51 -и эскадры, преодолев­шим рубеж в 100 побед. 3 августа Биринброка удостоили дубовыми листьями к Рыцарскому кресту, кото­рым он был награжден раньше.

Вместе с победным счетом росли и потери. 16 августа ранения получили командир III группы гауптман Ричард Леппла и трое команди­ров стаффелей. Леппла сумел вернуться на фронт лишь за несколько недель до конца войны, разгром Германии он встретил в должности командира 6-й истребительной эс­кадры.

Принятие на вооружение ВВС РККА усовершенствованных моди­фикаций истребителей предвоенного поколения, внедрение новой тактики постепенно сводило на нет превос­ходство летчиков люфтваффе. Эскад­ра JG-51 также получила новую тех­нику. Вначале сентября I группу эс­кадры отозвали с фронта и начали переоснащать истребителями FW-190, вскоре за ней последовали и две другие группы.

Истребители Bf. 109 исчезли из состава действовавших на северном и центральном участках Восточного фронта 51-й и 54-й эскадр, тем не ме­нее, мессершмитт оставался основ­ным истребителем Люфтваффе на советско-германском фронте до са­мого конца войны.

В начале 1942 г. на крайнем севере Восточного фронта появился вновь сформированный ягдгешвадер - JG-5. Весьма необычным был тот факт, что группы этой эскадры вое­вали одновременно и на Западном и на Восточном фронтах. Две группы, которые базировались в центральной и южной Норвегии, действовали про­тив самолетов Королевских ВВС Ве­ликобритании, в то время как III./JG-5, дислоцировавшаяся в северной Норвегии и Финляндии, противосто­яла ВВС РККА.

II и III группы воевали в За­полярье, этот театр военных дей­ствий в значительное мере был изо­лирован от других театров. Факти­чески здесь шла «своя война». Основ­ная задача, которую решали пилоты люфтваффе - бомбардировка неза­мерзающего русского порта Мур­манск, через который шел основной поток грузов, поставляемых по ленд-лизу. Люфтваффе также пыталось на­рушить движение поездов по стратеги­ческой Кировской железной дороге.

Несмотря на подавляющее численное превосходство на этом участке фронта авиации противника, пилоты 5-й эскадры сумели добиться выдающихся успехов. Самым знаме­нитым асом Заполярья стал «экс­перт» лейтенант, позже майор, Ген­рих Эрлер.

Свою военную карьеру Эрлер начал в зенитной артиллерии, в 1940 г. он выучился на летчика-истребите­ля. В 5-й эскадре Эрлер сначала слу­жил в должности командира самого результативного 6-го стаффеля, затем стал командиром III группы, а в мае 1944 г. - командиром эскадры. Его окончательный победный счет колеб­лется в районе 200-220 сбитых. 2 ав­густа 1943 г., имея на своем счету 112 побед, Эрлер был удостоен дубовых листьев к Рыцарскому кресту. Эрлера представляли к награждению ме­чами. Однако он их так и не полу­чил. Майора Эрлера сняли с должно­сти командира эскадры, а его имя попытались придать забвению, пос­ле того как его подчиненные не смог­ли предотвратить потопление бри­танской авиацией 12 ноября 1944 г. линкора «Тирпиц».

Генрих Эрлер был востребо­ван в качестве пилота истребителя Ме-262. Летая на реактивном истре­бителе в составе JG-7 Эрлер погиб 6 апреля 1945 г. Согласно наблюдени­ям очевидцев, его самолет столкнул­ся в воздухе с американским бомбар­дировщиком В-17.

Еще два кавалера Рыцарских крестов с дубовыми листьями, вое­вавшие в составе 5-й истребительной эскадры, завершили войну на реак­тивных мессершмиттах. Обер-лейтенант Вальтер Шук сбил на Восточ­ном фронте порядка 200 советских самолетов, его коллега гауптман Те­одор Вейссенбергер -175. Последний получил назначение на должность действовавшей на Западе II./JG-5 не­посредственно перед вторжением со­юзников в Нормандию. В отличие от Эрлера, Вейссенбергер и Шук оста­лись в живых. Каждый из них сбил по восемь самолетов, летая на Ме-262 в составе JG-7.

Несколько пилотов JG-5 были удостоены Рыцарских крестов, Фель­дфебель Рудольф «Руди» Мюллер не был первым в эскадре кавалером Рыцарского креста, но он стал пер­вым в JG-5 «чистым» асом Восточно­го фронта, сбив 23 апреля 1942 г. пять «Харрикейнов» над Кольским полу­островом. Через двенадцать месяцев после этой славной для Мюллера даты его самого сбили в советские истребители том же самом районе, к этому времени на счету «эксперта» числилось 94 победы. Мюллер сумел посадить поврежденный мессершмитт на лед замерзшего озера. Ас попал в плен и умер в лагере уже пос­ле окончания войны.

Коллега Мюллера оберфельдфебель Якоб Норц из 6-го стаффеля также считался ведущим экспертом JG-5, его окончательный реестр по­бед составил 117 самолетов, в числе которых и 12 машин, сбитых в один день. Получивший звание лейтенан­та Норц разбился в Северной Нор­вегии из-за отказа двигателя.

Дела в Арктике шли своим че­редом и мало соотносились с обста­новкой на других участках Восточно­го фронта. Основные события лета 1942 г. происходили на юге России, где вермахт наносил главный удар кампании. В соответствии с планом «Блау» немецкие войска перешли 28 июня в наступление на фронте про­тяженностью 800 км от Курска на се­вере до побережья Азовского моря на юге. Перовые успехи произвели на Гитлера настолько большое впечат­ление, что он распорядился пересмот­реть масштабы операции в сторону увеличения. Так появился план «Брауншвейг».

План «Брауншвейг» предпо­лагал нанесение двух мощных уда­ров, один в направлении Сталинграда, второй - в направлении нефтяных месторождений Кавказа. Удары на­носились в расходящихся направле­ниях, в конце концов межу наступав­шей на Сталинград 6-й армией и рвавшейся на Кавказ 17 армией об­разовалась брешь шириной 300 км. Впервые со времен Польской кампа­нии сухопутные войска лишились важ­нейшей компоненты достижения успе­ха - непосредственной авиационной поддержки со стороны люфтваффе.

Наличные силы люфтваффе, стянутые на южный участок фронта, по численности составляли всего лишь четверть от величины, заложен­ной при планировании операции «Брауншвейг». В то же время численность советской авиации в этом ре­гионе возрастала. Наступление в рас­ходящихся направлениях при отсут­ствии необходимого числа самолетов открыло путь к катастрофе.

На всех пространствах южно­го сектора фронта, включая побере­жье Черного моря и Крым, действо­вала одна истребительная эскадра -JG-77. Перед началом наступления немецких войск подразделения 77-й эскадры оказались рассеяны по всей Южной Украине и Южной России. В начале июля 1 группу JG-77 перебро­сили на Средиземноморье, II группа гауптмана Антона Мадера опериро­вала севернее Харькова, прикрывая левый фланг 6-й армии Паулюса. III группа после переоснащения в авгу­сте усовершенствованными истреби­телями Bf.109G-2 отправилась еще дальше на север - в сентябре летчики этой группы принимали участие в отражении усилившегося давления частей Красной Армии в окрестнос­тях Ленинграда. В октябре II и III./77-й эскадры покинули Советский Союз и присоединились к воевавшей в это время в Северной Африке I./JG-77.

За последние четыре месяца боев на Восточном фронте летчики II./JG-77 и III./JG-77 сбили порядка 775 советских самолетов, причем чет­верть от этого количества записали на свой счет четыре пилота (трое из них - командиры стаффелей) - все из II группы.

Одним из самой результатив­ной четверки был командир 4./JG-77 гауптман Генрих Зитц, получивший Рыцарский крест непосредственно перед началом операции «Брауншвейг». За четыре месяца боев Зитц сбил 54 самолета, а его личный счет перевалил за сотню (132 победы); к Рыцарскому кресту добавились дубо­вые листья.

Обер-лейтенант Эрвин Клаузен, стаффелькапитан 6./JG-77, с июля по сентябрь сбил 63 самолет и довел общий счет личных побед на Восточном фронте до 114. Оба, Зитц и Клаузен, погибли через год в воз­душных боях на Западе. Первый в должности командира I./JG-27, вто­рой - командира I./JG-11.

Командир 5-го стаффеля 77-й эскадры Антон «Тони» Хакль с июля по сентябрь сбил 56 самолетов, его общий счет на Востоке составил 105 побед. Служивший в 4-м стаффеле Зитца фельдфебель Эрнст-Вильгельм Рейнер почти догнал Хакля по ре­зультативности- 50 побед за тот же самый период и общий счет на Вос­точном фронте - 103 победы. Зитц и Рейнер заслужили на Западном фрон­те мечи к Рыцарским крестам, оба выжили на войне. Хакль встретил разгром Германии в должности ко­мандира 11-й истребительной эскад­ры, имея на своем счету 192 победы, Рейнер - в должности командира IV./ JG-27 со 174 победами.

Переброска 77-й эскадры на Запад привела к появления на Восто­ке другого истребительного соедине­ния - JG-53.

С конца мая по начало октяб­ря пилоты I./JG-53, поддерживая на­ступление Паулюса на Сталинград, одержали на Восточном фронте бо­лее 900 побед. Более трети от числа этих побед записали на свои индиви­дуальные счета четверо лучших экс­пертов группы.

Командир 1-го стаффеля JG-53 обер-лейтенант (позже гауптман) Фридрих-Карл Мюллер получил Рыцарский крест за 22 сбитых в воздуш­ных боях самолета противника в сен­тябре 1941 г., затем он сбил над Мальтой еще три «Харрикейна». На пути к Сталинграду он отправил на землю 76 советских самолетов, 19 сентября Мюллер одержал свою 101-ю победу, после чего его представи­ли к дубовым листьям.

На пятки Мюллеру наступали два летчика - командир 3./JG-53 обер-лейтенант Вольфганг Тонне и его верный ведомый фельдфебель Виль­гельм Криниус. 19 сентября Тонне и Криниус записали на свои счета по 96-й победе. Тонне прибыл в мае на Восточный фронт, имея на своем сче­ту 13побед, к 6 сентября он довел свой победный счет до 41 машины и заслужил Рыцарский крест, а через 18 дней и дубовые листья. Криниус пер­вую победу на востоке одержал 9 июля, сбив Ил-2. 22 сентября личные победные счета ведущего и ведомо­го перевалили за сотню. Оба пилота летали вместе вплоть до гибели в на­чале 1943 г. над Тунисом.

Четвертый заслуженный экс­перт группы лейтенант Вальтер Целлот не смог вернуться на Средизем­номорье. Свою 70-ю победу он одер­жал 9 сентября , всего же он сбил 85 самолетов противника. В конце сен­тября его мессершмитт сбила над Сталинградом своя же зенитка. Ма­лая высота не позволила летчику вос­пользоваться парашютом.

Армия Паулюса в конце авгу­ста достигла предместьев Сталингра­да. Южнее горные егеря водрузили флаг со свастикой на высочайшей вершине Кавказа - горе Эльбрус. Однако, эти успехи не носили стра­тегического характера. Паулюс увяз в упорной обороне защитников горо­да на Волге, а для подразделений 17-й армии нефтяные поля, расположен­ные в Закавказье, оставались по-пре­жнему недостижимы.

Помимо 77-й эскадры и I груп­пы 53-й эскадры на южном участке фронта в 1942 г. «засветились» лет­чики JG-3 и JG-52. Стаффели 3-й эс­кадры прикрывали с воздуха наступ­ление Паулюса, в то время как JG-52 приняла от JG-77 зону ответственно­сти над Черным морем и Крымом.

В 1942 г. 52-я эскадра стала самой результативной из всех вое­вавших на Bf. 109 соединений. Успех сей объяснялся не только высоким мастерством личного состава, JG-52 - единственная из всех эскадр, воевав­шая только на восточном фронте, где победные счета летчиков росли, го­раздо быстрее, чем на Западе или в Африке.

Наиболее выдающиеся успехи продемонстрировал в 1942 г. лейте­нант Герман Граф, который всего за восемь месяцев собрал полную кол­лекцию высших регалий Рейха. 24 января он был удостоен Рыцарского креста за 42 победы на Востоке, че­рез два месяца стал командиром 9.1 JG-52. Семь сбитых 14 мая самолетов довели его счет до 104 побед, за ко­торые тремя днями позже Графа удо­стоили дубовыми листьями. Через два дня Граф сбивает еще два само­лета и награждается мечами.

4 сентября Герман Граф стал вторым летчиком-истребителем в ис­тории, добившимся результата в 150 побед (первым был командир JG-52 майор Гордон Голлоб, сбивший свой 150-й самолет 29 августа). Граф по­лучил звание обер-лейтенанта. 16 сентября, имея на своем счету 172 по­беды (самый высокий результат в люф­тваффе на тот момент), Граф удостаи­вается брильянтов к Рыцарскому кре­сту. 2 октября Граф первым в истории сбил 200-й самолет противника.

Достижения многих выдаю­щихся экспертов остались в тени сла­вы Графа. В течение 1942 г. кавале­рами Рыцарских крестов стало 20 летчиков 52-й эскадры, семеро из них получили еще и дубовые листья. Имена Карла Хаммерля, Эрнста Зюсса, Гейнда - Вильгельма Ахнерта, Кар­ла Стеффена, сбивших по 50-60 само­летов противника, сегодня практи­чески забыты, но в то время пользо­вались в немецких ВВС большой из­вестностью. Один из таких полузабытых ныне асов, фельдфебель Лео­польд Штейнбатц, 14 февраля вто­рым в эскадре получил Рыцарский крест на 42 сбитых самолета против­ника.

«Баци» Штейнбатц часто ле­тал с Графом в качестве ведомого. В мае Штейнбатц сбил 35 самолетов, 2 июня на его счету значилось 83 побе­ды и его удостоили дубовых листьев. 15 июня истребитель Штейнбатца сбили советские зенитки, но ранее он успел одержать еще три победы.23 июня 1942 оберфельдфебель Лео­польд Штейнбатц стал первым ун­тер-офицером вооруженных сил Гер­мании, получившем мечи к Рыцарс­кому кресту, правда - посмертно.

Сбитый 3 июня командиром 3-го стаффеля 52-й эскадры обер-лейтенантом Гельмутом Беннеманом бомбардировщик Пе-2 стал 2000-м самолетом, уничтоженным летчика­ми JG-52 с начала войны. Успех не бывает бесплатным, за день до «круг­лой» победы, 2 июня 1942 г., эскадра потеряла своего первого командира - майора Вильгельма Лессмана сби­ли зенитки.

Его преемник занимал пост командира менее трех недель. Под­полковник Фридрих Бих вернулся на фронт после недолгой службе в глав­ном штабе люфтваффе. Его деятель­ность на посту командира JG-52 не оставила заметного следа в истории эскадры. Бих погиб 21 июня при штурмовке позиций советских войск восточнее Харькова. Неожиданно бы­страя гибель Биха привела к тому, что эскадрой восемь недель по совмести­тельству командовал майор Гордон Голлоб (за это время он сбил 43 само­лета и преодолел рубеж в 150 побед).

В середине июля I и III груп­пы перевооружили на Bf.l09G. Лет­чики II./JG-52 и III./JG-52 занима­лись, главным образом, штурмовкой наземных войск. I группа, которой тогда командовал гауптман Гельмут Беннеман выполняла роль «пожар­ной команды» и челноком сновала от Керченского полуострова на юге до Подмосковья на севере.23 августа Бенеман сбил Пе-2, бомбардировщик стал 600-й победой летчиков 52-й эс­кадры с начала наступления. Меся­цем позже, 29 сентября, командир 2./JG-52 гауптман Йоханнес Вейзе сбил 700-й самолет (истребитель ЛаГГ-3). Сбитый 2 ноября МиГ-3 стал 800-й победой ягдфлигеров 52-й эскадры. 4 ноября I группу эскадры отозвали с передовой в тыл, в Ростов-на-Дону, где летчики получили новейшие Bf.l09G.

Практически не встречая про­тиводействия в воздухе, летчики II и III групп эскадры быстро наращива­ли свой боевой счет.

23 августа два летчика II./JG-52 гауптмана Йоханнеса Штейнхоффа стали кавалерами Рыцарских кре­стов: командир 4-го стаффеля обер-лейтенант Герхард Баркхорн (52 по­беды) и лейтенант Гейнц Шмидт (44 победы). Шмидт первым перевалил рубеж в 100 побед и заслужил 16 сен­тября дубовые листья. Позже он стал командиром 6-го стаффеля. Шмидцт был едва ли не единственным веду­щим экспертом Восточного фронта, которого ни разу не сбивал против­ник, но в сентябре 1943 г. его Bf. 109 по ошибке сбил дружественный вен­герский истребитель. На счету Шмидта тогда значилось 173 победы.

III группа Германа Графа продолжала демонстрировать чудеса результативности. Командир 8./JG-52 обер-лейтенант Гюнтер Ралль со временем займет среди летчиков-ис­требителей люфтваффе почетное тре­тье место по количество одержанных побед. Ралль вернулся в строй после полученного в ноябре 1941 г. тяже­лого ранения. 3 сентября 1942 г., всего через неделю после возобновления боевой карьеры, он был удостоен за 65 сбитых самолетов Рыцарского креста. 26 октября личный счет Рал-ля перевалил за сотню побед и его наградили дубовыми листьями.

В октябре 1942 г. в 52-ю Эс­кадру после окончания летного учи­лища прибыл свежеиспеченный ягдфлигер, которому суждено было стать асом №1 в истории авиации -лейтенант Эрих Хартман. Свою пер­вую победу он одержал 5 ноября, сбив штурмовик Ил-2. Чтобы одер­жать вторую победу Хартману пона­добилось три месяца.