Отступая с боями

 

Красная Армия, развивая до­стигнутый в районе Курска успех, продвигалась на Запад. В последо­вавшие за июлем 1943 г. месяцы стаффели 52-й эскадры командование швыряло из одного опасного района в другой. Истребители выполняли роль «пожарной команды».

В таких жутких условиях, ког­да самолеты базировались на плохо подготовленных площадках, находи­лись под угрозой прорыва русских танков, а в воздухе встречали день ото дня крепнущего качественно и количественно противника, трудно было вообще выжить. Ягдфлигеры умудрились не только выжить, но и добиться выдающихся успехов. За короткий срок в эскадре проявились крайне результативные пилоты.

Перед самым началом опера­ции «Цитадель» 52-ю эскадру пере­бросили поближе к району боев: I группу из Полтавы - в Харьков-юж­ный, а III группу - из Полтавы в Орел. Битва под Курском стала переломной точкой в карьере Эриха Хартмана, именно здесь он завил о себе, как об исключительно результативном асе.

Эрих Хартман на момент на­значения на должность командира 9-го стаффеля имел на своем счету 90 побед. Хартман командовал стаффелем один год и за это время утроил свой личный счет. После сбитых 3 августа четырех советских истреби­телей на счету Хартмана стало 50 побед. К середине месяца победный счет вырос до 80. В конце августа Хартмана назначили командиром 9./JG-52, за год службы в этой должно­сти ас №1 довел свой счет до 301 по­беды. Хартман летал на достаточно броском истребителе с окрашенным полностью в черный цвет коком воз­душного винта, за что его прозвали «Черным дьяволом».

Подчиненные Хартмана при­писывают своему командиру форму­лировку простого и эффективного правила, которое обеспечивает побе­ду в бою: «Поиск, решение на бой, атаку, уход». Многие птенцы гнезда Хартманова следовали этому прави­лу, многие добивались успеха (мно­гие добивались сами). Очень быстро стаффель «Кагауа» (радиопозывной 9./JG-52) стал столь же знаменит, сколь и его юный ас-командир.

Гауптман Герхард Баркхорн принял командование II./JG-52 1 сен­тября 1943 г., через шесть дней коман­диром 6-го стаффеля II группы был назначен эксперт Гельмут Липфельт. Предыдущий стаффелькапитан, кава­лер Рыцарского креста с дубовыми листьями, эксперт со 173 победами, гауптман Гейнц Шмидт был по ошиб­ке сбит венгерским истребителем.

Вернемся, однако, к III груп­пе. За 120 сбитых мечи на Рыцарские кресты получил командир III./JG-52 гауптман Понтер Ралль, а вышеупо­мянутый Эрих Хартман сбил свой сотый самолет. 29 октября Хартман сбил «Аэрокобру» - 148-й самолет ВВС РККА и наконец был награжден Рыцарским крестом. Теперь по коли­честву побед Хартман почти сравнял­ся со своим близким другом и учите­лем стаффелькапитаном 7./JG-52 Вальтером Крупински. Крупински одержал 150-ю победу 1 октября, а Рыцарский крест, кстати, получил на год раньше Хартмана - за 53 победы.

Отпуск помешал Хартману в кратчайшие сроки догнать и пере­гнать Крупински, свою 150-ю побе­ду Хартман одержал лишь 31 декаб­ря 1941 г. По-прежнему наращивали свой боевой счет командиры групп 52-й эскадры: 28 ноября Гюнтер Ралль сбил 250-й самолет, а Герхард Баркхорн 30 ноября одержал свою 200-ю победу.

Как это часто бывает, успехи в воздухе отдельных летчиков оказыва­ли минимальное влияние на ход назем­ного сражения. 6 ноября части Крас­ной Армии вошли в столицу Советс­кой, а ныне незалежной, Украины. Весь южный сектор Восточного фронта был близок к коллапсу. I группу 52-й эскад­ры гауптмана Йоханнеса Вейсе пере­бросили из Крыма в местечко Малая Виска под Киевом. На этом аэродро­ме базировались также самолеты II и III групп 52-й эскадры.

На рассвете 14 января 1944 г. аэродром атаковали русские танки. Появились потери среди летного и тех­нического состава эскадры, а хвосты восьми мессершмиттов танки просто-напросто «оттоптали». К счастью, для немцев, атаку удалось отбить.

Третья военная зима на юж­ном участке фронта выдалась не та­кой суровой, как две предыдущие, но теперь вместо морозов настоящей напастью стала вездесущая непролаз­ная грязь. Не менее двух третей по­терь в летном составе и материаль­ной части приходилось на капотиро­вание самолетов при посадке (в гря­зи увязали колеса шасси) или на пе­регрев двигателя в ходе набора вы­соты после взлета (радиаторы заби­вала грязь). Топливо и боеприпасу приходилось подвозить гужевым транспортом, так как автомобили чаще всего не могли проехать по рас­кисшим аэродромам.

Тем не менее, боевые вылеты продолжались. В районе Умани лет­чики III группы за 60 дней сбили 50 самолетов противника. 2 марта 1944 г. Хартман сбил десять самолетов, после чего счет составил 202 победы. Его достижение командование люф­тваффе отметило дубовыми листья­ми к Рыцарскому кресту. Одновре­менно с Хартманом дубовых листьев удостоили Вальтера Крупински (177 побед) и Йоханесса Вейсе. Всю троицу для вручения наград вызвали с фронта в альпийскую резиденцию Гитлера.

По пути к ним присоединился Герхард Баркхорн, вызванный в Берхтесгарден для награждения мечами к Рыцарскому кресту за 250 сбитых самолетов. Четверо летчиков не от­казали себе по пути в возможности расслабиться посредством известно­го интернационального средства. От железнодорожного вокзала до рези­денции подгулявших асов прокатили с ветерком в машине с открытым вер­хом, однако, несмотря на близкую к нулю температуру воздуха, герои Восточного фронта никак не могли полностью протрезветь.

До приема у фюрера оставалось некоторое время. В приемной летчики решили привести себя в порядок. Хар­тман извлек откуда-то огромную фу­ражку на четыре размера больше тре­буемого и водрузил ее себе на голову. Козырек немедленно закрыл нос пило­та. Трое других зашлись от хохота. В этот момент в комнату вошел Гитлер. Надо сказать, фюрер великой герман­ской нации, по видимому, имел непло­хое чувство юмор - он первым поздра­вил Хартмана с наградой, вручил ре­галии и отметил, как идет летчику кра­сивая фуражка.

Такие моменты абсолютной расслабухи случались достаточно редко. Фронтовая действительность выглядела куда более суровой. 13 марта мессершмитт еще одного ма­лоизвестного сегодня аса из JG-52 был протаранен советским истреби­телем; погиб кавалер Рыцарского креста Ганс Даммерс, эксперт со 113 победами. Даммерс служил в 9-м стаффеле, которым командовал Хартман.

18 марта Хартману присвои­ли звание обер-лейтенанта. К этому времени по количеству сбитых само­летов III группа вышла на первое место в 52-й эскадре, 21 марта 1944 г. на коллективном счету летчиков группы значилось 3500 побед. После серии ожесточенных боев, которые произошли в период очередного на­ступления Красной Армии, III груп­пу отвели на отдых во Львов.

В это же время стаффели I и П./ JG-52 принимали участие в агонии группировки немецких войск в Крыму. Во II группе появились новые коман­диры стаффелей. 5 февраля фельдфе­бель Ганс Вальдман (84 победы) полу­чил звание лейтенанта и 17 апреля был назначен стаффелькапитаном 4./JG-52 вместо кавалера Рыцарского креста лейтенанта Генриха Штурма (более 80 побед). На Восточном фронте «Дакель» Вальдман сбил 121 самолет, в конце войны его перевели в истреби­тельные соединения обороны Рейха. Вальдман погиб 18 марта 1942 г. при столкновении двух Ме-262.

Обер-лейтенант Вильгельм Батц, принявший командование 5-м стаффелем в мае 1943 г., получил 23 марта 1944 г. Рыцарский крест за 75 побед в воздушных боях. 19 апреля Батц принял командование над III группой от майора Понтера Ралля. На посту командира 5-го стаффеля Батца сменил другой кавалер Рыцарского креста - лейтенант Отто Фоннеколд, эксперт, имевший более 100 побед.

5 апреля кавалером Рыцарско­го креста стал сбивший свой 90-й са­молет лейтенант Гельмут Липфельт из 6-го стаффеля. Через шесть дней Липфельт преодолел рубеж в 100 побед.

Успехи в воздухе мало соотно­сились с действиями на земле -13 мая 1944 г. Крым был полостью очищен от немецко-фашистских захватчиков. Неделей раньше мессершмитты из П./ JG-52 перелетели в Херсон, сюда же из Льва прибыла III./JG-52. База в Херсоне подвергалась частым нале­там советских бомбардировщиков. Несколько самолетов в результате этих налетов потерял 6-й стаффель Липфельта. 9мая аэродром обстреля­ла русская артиллерия, после чего на базе началась лихорадочная деятель­ность по подготовке к перелету «на­зад на Запад». С истребителей сняли бронеспинки и радиостанции, а в фюзеляжах устроили лежанки на двух человек. Все «Густавы» взлетели, имея помимо летчиков еще и по паре механиков. Истребители взяли курс на румынский аэродром Зарнешти.

Липфельт взлетал одним из последних, на выруливании его само­лет получил повреждение от оскол­ков русского снаряда. Липфельту пришлось совершить этот перелет в качестве пассажира истребителя Bf. 109G адъютанта III группы.

10 мая 1944 г. коллективный счет летчиков JG-52 достиг 9000 по­бед. Последний военный год выдал­ся для эскадры очень тяжелым. Вы­веденные в Румынию группы не по­лучили долгожданного отдыха. Лет­чиков бросили на защиту местных нефтяных месторождений от налетов американской авиации.

Налеты «Летающих крепос­тей» были хорошо подготовлены, а бомбардировщики шли под сильным эскортом истребителей. За шесть не­дель все летчики JG-52 сумели сбить только 15 американских самолетов, в числе которых было лишь три че­тырехмоторных бомбардировщика. Два бомбардировщика В-24 «Либерейтор» 24 июня сбили обер-лейтенант Гельмут Липфельт и его ведо­мый унтерофицер Тамен.

Осложнение обстановки на Западе после вторжения союзников поставило воздушную оборону Рей­ха на грань коллапса. Три стаффеля 52-й эскадры командование люфт­ваффе перебросило на Западный фронт. Их заменили вновь сформи­рованные 2-й, 4-й и 7-й стаффели не смогли вернуть улыбку фортуны 52-й эскадре.

В июне 1944 г. Красная Армия перешла в решительное наступление на центральном участке восточного фронта в общем направлении на Бер­лин. С этого момент соотношение истребителей в небе Восточного фронта колебалось на уровне 40:1, не в пользу летчиков JG-52 естественно. В конце июне 1944 г. III группа стала базироваться на аэродроме, располо­женном севернее Минска, и поступи­ла в оперативное подчинение штабу 51-й эскадры.

Не взирая на превосходство в воздухе советской авиации, количе­ство экспертов, имевших на своем счету более 100 побед, в JG-51 про­должало расти. Большинство из их, однако большую часть побед одержа­ли, летая на FW-190. 51-ю Эскадру в начале лета вновь перевооружили мессершмиттами, в связи с нехваткой фокке-вульфов. Одним из лучших летчиков эскадры считался стаффель-капитан 8./JG-51 обер-лейтенант Ан­тон Хафнер, удостоенный 11 апреля дубовых листьев за 134 победы в воз­душных боях. Прежде чем его сбил в воздушном бою 17 июня советский истребитель Як-9, Хафнер успел одержать еще 70 побед.

Еще три стаффелькапитана 51-й эскадры отличались в боях и получили дубовые листья.

Обер-лейтенант Йохим Брендель сбил на Востоке 189 самолетов, более 90 из них - Ил-2, среди немец­ких летчиков принято было считать, что советские штурмовики сбить труднее всего, лейтенант Гюнтер Ёстен из 3./JG-51 также сбил более 60 штурмовиков, всего на Восточном фронте лейтенант одержал 178 побед в воздушных боях. Третьи кавалером дубовых листьев (за 133 победы) стал лейтенант Гюнтер Шак из 9./JG-51.

Тем не менее, все эти летчики не могли соревноваться с ведущими экспертами 52-й эскадры. 4 июля Эрих Хартман за 239 сбитых им са­молетов был удостоен мечей к Ры­царскому кресту. 18 июля он сбил в одном бою три штурмовика и довел свой счет до 250 побед. Хартман чет­вертым в люфтваффе и третьим в JG-52 преодолел рубеж в 250 побед.

В начале лета окончились польские каникулы летчиков III./JG-52 в окрестностях Львова; группа вновь окунулась в полымя воздуш­ных боев. 2 июля командир группы гауптман Вильгельм Батц был удос­тоен дубовых листьев за 175 побед. Группа за короткий срок сменила несколько мест базирования: Польша, Литва, Польша, Румыния.

Эрих Хартман разошелся, каза­лось, что он азартно компенсирует свой медленный старт в качестве лет­чика-истребителя. 23 августа Хартман сбивает восемь самолетов, на следую­щий день - не менее 11, причем пять машин он отправил на землю в одном бою всего за двадцать минут? Его ре­естр побед после этого составил уже 301 сбитый самолет. Хартман стал пер­вым, преодолевшим рубеж в 300 побед. Через сутки Хартман получил теле­грамму от Гитлера с поздравлениями в свой адрес и известие о награждении брильянтами к Рыцарскому кресту. Хартман срочно вылетел на церемо­нию вручения награды в ставку фюре­ра, расположенную в Восточной Прус­сии. После награждения фюрер при­гласил аса на чай-кофе, в ходе застоль­ной беседы Гитлер объявил: «Война для Хартмана завершилась». Тем не менее, юный обер-лейтенант вернулся к своему стаффелю и продолжал сра­жаться до полного разгрома Германии.

В конце августа произошла смена власти в Румынии, в одноча­сье бывшая союзница Германии пе­реметнулась в лагерь союзников по антигитлеровской коалиции. II груп­па 52-й эскадры 31 августа перебази­ровалась из Румынии в Венгрию. Венгерская территория находилась в пределах радиуса действия англо­американских истребителей. Перед ягдфлигерами замаячила новая угро­за, причем эта угроза не замедлила себя проявить: на заруливании пос­ле посадки одиночный «Мустанг» расстрелял мессершмитт, пилот кото­рого, эксперт со 136-ю победами стаффелькапитан 5./JG-52 лейтенант Отто Фённеколд, погиб.

Спешно уносить ноги из Ру­мынии пришлось также I./JG-53. Эту группу перебросили со Средиземно­го моря в Румынию для защиты не­фтяных месторождений Плоешти в мае. П качестве противников летчи­ков I./JG-53 выступали истребители и бомбардировщики американских ВВС. За весь период действий в Ру­мынии летчики группы сбили не­сколько советских самолетов, в чис­ле которых четыре Як-9 и один Ил-2 записал на свой счет командир груп­пы Юрген Хардер.

I./JG-53 оставалась на восточ­ном фронте до конца войны, действуя над Венгрией и Австрией. За шесть последних военных месяцев пилоты группы сбили примерно 90 самолетов, в основном - советских, хотя имелись и сбитые американские машины, и даже один румынский Bf. 109.

Самым результативным экс­пертом в I./JG-53 стал гауптман Гель­мут Липфельт. До 15 февраля 1945 г. Липфельд командовал 6-м стаффелем 52-й эскадры, с 15 февраля - I груп­пой 53-й эскадры. В должности ко­мандира I./JG-53, за первую неделю Липфельт сбил два советских истре­бителя и довел свой счет до 181 побе­ды. Последней его жертвой стал сби­тый 16 апреля 1945 г. истребитель Як-9 - 203-я победа в войне. Липфельд стал последним пилотом люфтваффе, удостоенным дубовых листьев к Ры­царскому кресту (17 апреля 1945 г.).

Личный состав 52-й эскадры продолжал демонстрировать фанта­стическую результативность в воз­душных боях, несмотря на появление новых опасностей, гибель и ранения летчиков.

1 сентября 1944 г. Эрих Хартман стал гауптманом. На следующий день гауптман Адольф Борчер, сменив­ший на посту командира I./JG-52 Йоханнеса Вейса, сбил свой 118 самолет - это была 10 000 победа, записанная на боевой счет 52-й эскадры с начала вой­ны. Столь выдающееся достижение в полной мере использовал для пропа­гандистских целей доктор Геббельс. Был написан специальный марш 52-й истребительной эскадры, немедленно вошедший в чарты ведущих радио­станций третьего Рейха и поднявший­ся на верхние ступеньки хит-парадов.

В последний день сентября 52-я эскадра лишилась своего старого командира - подполковника Дитриха Храбека перевели на должность командира JG-54. Выбор преемника Храбека никого не удивил, посколь­ку был абсолютно закономерен. Под­полковник Герман Граф собрал пол­ную коллекцию регалий к Рыцарско­му кресту еще в 1942 г. в бытность командиром 9-го стаффеля (в сентяб­ре 1942 г. Граф получил брильянты).

30 сентября произошли изме­нения в командном составе и на уров­не стаффелей. Эрих Хартман покинул свой знаменитый 9-й стаффель «Кагауа» и принял под свое коман­дование вновь сформированное под­разделение 4./JG-52. На посту коман­дира 9./JG-52 Хартмана сменил лей­тенант Ганс-Йохим Биркнер, кото­рый часто летал ведомым аса №1. Биркнер мог считаться новичком -первую победу он одержал менее года назад, но уже 14 октября 1944 г. на его счету значилось 100 побед.

III группа 52-й эскадры дей­ствовала на территории Восточной Пруссии, вскоре к ней присоедини­лась II группа. II./JG-52 продолжала оставаться в Венгрии, летчики груп­пы рассказывали фантастические ис­тории о том, как воздушные стрелки штурмовиков Ил-2 забрасывали по­дошедшие вплотную мессершмитты ручными гранатами!!!

Плохая погода, установившая­ся в Европе в конце 1944 г., сильно ог­раничивала деятельность авиации. В декабре 1944 г. в результате катастроф разбилось двое кавалеров Рыцарского креста. На аэродроме Краков из-за отказа двигателя на взлете 14 декабря разбился Ганс-Йохим Биркнер. Через восемь дней на венгерском аэродроме Ксор скапотировал мессершмитт (ко­леса увязли в грязи) гауптмана Генри­ха Штурма из 5./JG-52.

Командиром 5-го стаффеля вместо погибшего Штурма стал кава­лер Рыцарского креста лейтенант Пи­тер Дюттман. Дюттмана никак нельзя назвать везунчиком: за двухлетнюю карьеру во II группе его 19 раз сбива­ли, Дюттман прыгал с парашютом, са­дился на вынужденные посадки. Уди­вительно, но конец войны летчик встретил живым и невредимым, имея на своем счету почти 150 побед.

Майор Герхард Баркхорн 4 января 1945 г. стал вторым и после­дним летчиком, перевалившим рубеж в 300 побед. Вскоре после этой даты он сдал командование II./JG-52 и вступил в должность командира JG-6, 6-я эскадра входила с состав сил обороны Рейха. II группу 52-й эскад­ры возглавил переведенный 1 февра­ля 1945 г. из III./JG-52 гауптман Виль­гельм Батц.

Место Батца, в свою очередь, занял гауптман Адольф Борчер из I./ JG-52. Пост командира I группы 52-й эскадры занял имевший уже 331 победу Эрих Хартман.

Стремительное наступление Красной Армии заставило I и III группы 52-й эскадры менять, откаты­ваясь из Силезии, один аэродром за другим едва ли не ежедневно. III группа в середине марта перебазиро­валась из Венгрии в Австрию.

В начале марта 1945 г. гаупт­ман Эрих Хартман расстался со сво­ими боевыми товарищами и 52-й эс­кадрой в целом, он прибыл в Лекфельд для прохождения курса обуче­ния полетам на реактивных истреби­телях Ме-262. Адольф Галланд при­гласил ведущего эксперта люфтваф­фе в свое элитное реактивное подраз­деление JV-44.

17 апреля Хартман одержал свою 350-ю победу, а через четыре дня Вильгельм Батц был удостоен мечей на Рыцарский крест - после­дних мечей в люфтваффе. Победы и награды ничего не меняли в судьбе государству - жить Третьему Рейху оставалось считанные дни. 30 апре­ля Гитлер покончил жизнь самоубий­ством, 2 мая капитулировал гарнизон города Берлин.

Свою последнюю 352-ю побе­ду Хартман одержал 8 мая 1945 г. в небе Чехословакии, он сбил самолет Як не установленного типа (в неко­торых источниках тип приводится - Як-11, этот самолет появился через несколько лет после того, как Харт­ман его «сбил»).