Отступая с боями
Красная Армия, развивая достигнутый в районе Курска успех, продвигалась на Запад. В последовавшие за июлем 1943 г. месяцы стаффели 52-й эскадры командование швыряло из одного опасного района в другой. Истребители выполняли роль «пожарной команды».
В таких жутких условиях, когда самолеты базировались на плохо подготовленных площадках, находились под угрозой прорыва русских танков, а в воздухе встречали день ото дня крепнущего качественно и количественно противника, трудно было вообще выжить. Ягдфлигеры умудрились не только выжить, но и добиться выдающихся успехов. За короткий срок в эскадре проявились крайне результативные пилоты.
Перед самым началом операции «Цитадель» 52-ю эскадру перебросили поближе к району боев: I группу из Полтавы - в Харьков-южный, а III группу - из Полтавы в Орел. Битва под Курском стала переломной точкой в карьере Эриха Хартмана, именно здесь он завил о себе, как об исключительно результативном асе.
Эрих Хартман на момент назначения на должность командира 9-го стаффеля имел на своем счету 90 побед. Хартман командовал стаффелем один год и за это время утроил свой личный счет. После сбитых 3 августа четырех советских истребителей на счету Хартмана стало 50 побед. К середине месяца победный счет вырос до 80. В конце августа Хартмана назначили командиром 9./JG-52, за год службы в этой должности ас №1 довел свой счет до 301 победы. Хартман летал на достаточно броском истребителе с окрашенным полностью в черный цвет коком воздушного винта, за что его прозвали «Черным дьяволом».
Подчиненные Хартмана приписывают своему командиру формулировку простого и эффективного правила, которое обеспечивает победу в бою: «Поиск, решение на бой, атаку, уход». Многие птенцы гнезда Хартманова следовали этому правилу, многие добивались успеха (многие добивались сами). Очень быстро стаффель «Кагауа» (радиопозывной 9./JG-52) стал столь же знаменит, сколь и его юный ас-командир.
Гауптман Герхард Баркхорн принял командование II./JG-52 1 сентября 1943 г., через шесть дней командиром 6-го стаффеля II группы был назначен эксперт Гельмут Липфельт. Предыдущий стаффелькапитан, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями, эксперт со 173 победами, гауптман Гейнц Шмидт был по ошибке сбит венгерским истребителем.
Вернемся, однако, к III группе. За 120 сбитых мечи на Рыцарские кресты получил командир III./JG-52 гауптман Понтер Ралль, а вышеупомянутый Эрих Хартман сбил свой сотый самолет. 29 октября Хартман сбил «Аэрокобру» - 148-й самолет ВВС РККА и наконец был награжден Рыцарским крестом. Теперь по количеству побед Хартман почти сравнялся со своим близким другом и учителем стаффелькапитаном 7./JG-52 Вальтером Крупински. Крупински одержал 150-ю победу 1 октября, а Рыцарский крест, кстати, получил на год раньше Хартмана - за 53 победы.
Отпуск помешал Хартману в кратчайшие сроки догнать и перегнать Крупински, свою 150-ю победу Хартман одержал лишь 31 декабря 1941 г. По-прежнему наращивали свой боевой счет командиры групп 52-й эскадры: 28 ноября Гюнтер Ралль сбил 250-й самолет, а Герхард Баркхорн 30 ноября одержал свою 200-ю победу.
Как это часто бывает, успехи в воздухе отдельных летчиков оказывали минимальное влияние на ход наземного сражения. 6 ноября части Красной Армии вошли в столицу Советской, а ныне незалежной, Украины. Весь южный сектор Восточного фронта был близок к коллапсу. I группу 52-й эскадры гауптмана Йоханнеса Вейсе перебросили из Крыма в местечко Малая Виска под Киевом. На этом аэродроме базировались также самолеты II и III групп 52-й эскадры.
На рассвете 14 января 1944 г. аэродром атаковали русские танки. Появились потери среди летного и технического состава эскадры, а хвосты восьми мессершмиттов танки просто-напросто «оттоптали». К счастью, для немцев, атаку удалось отбить.
Третья военная зима на южном участке фронта выдалась не такой суровой, как две предыдущие, но теперь вместо морозов настоящей напастью стала вездесущая непролазная грязь. Не менее двух третей потерь в летном составе и материальной части приходилось на капотирование самолетов при посадке (в грязи увязали колеса шасси) или на перегрев двигателя в ходе набора высоты после взлета (радиаторы забивала грязь). Топливо и боеприпасу приходилось подвозить гужевым транспортом, так как автомобили чаще всего не могли проехать по раскисшим аэродромам.
Тем не менее, боевые вылеты продолжались. В районе Умани летчики III группы за 60 дней сбили 50 самолетов противника. 2 марта 1944 г. Хартман сбил десять самолетов, после чего счет составил 202 победы. Его достижение командование люфтваффе отметило дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Одновременно с Хартманом дубовых листьев удостоили Вальтера Крупински (177 побед) и Йоханесса Вейсе. Всю троицу для вручения наград вызвали с фронта в альпийскую резиденцию Гитлера.
По пути к ним присоединился Герхард Баркхорн, вызванный в Берхтесгарден для награждения мечами к Рыцарскому кресту за 250 сбитых самолетов. Четверо летчиков не отказали себе по пути в возможности расслабиться посредством известного интернационального средства. От железнодорожного вокзала до резиденции подгулявших асов прокатили с ветерком в машине с открытым верхом, однако, несмотря на близкую к нулю температуру воздуха, герои Восточного фронта никак не могли полностью протрезветь.
До приема у фюрера оставалось некоторое время. В приемной летчики решили привести себя в порядок. Хартман извлек откуда-то огромную фуражку на четыре размера больше требуемого и водрузил ее себе на голову. Козырек немедленно закрыл нос пилота. Трое других зашлись от хохота. В этот момент в комнату вошел Гитлер. Надо сказать, фюрер великой германской нации, по видимому, имел неплохое чувство юмор - он первым поздравил Хартмана с наградой, вручил регалии и отметил, как идет летчику красивая фуражка.
Такие моменты абсолютной расслабухи случались достаточно редко. Фронтовая действительность выглядела куда более суровой. 13 марта мессершмитт еще одного малоизвестного сегодня аса из JG-52 был протаранен советским истребителем; погиб кавалер Рыцарского креста Ганс Даммерс, эксперт со 113 победами. Даммерс служил в 9-м стаффеле, которым командовал Хартман.
18 марта Хартману присвоили звание обер-лейтенанта. К этому времени по количеству сбитых самолетов III группа вышла на первое место в 52-й эскадре, 21 марта 1944 г. на коллективном счету летчиков группы значилось 3500 побед. После серии ожесточенных боев, которые произошли в период очередного наступления Красной Армии, III группу отвели на отдых во Львов.
В это же время стаффели I и П./ JG-52 принимали участие в агонии группировки немецких войск в Крыму. Во II группе появились новые командиры стаффелей. 5 февраля фельдфебель Ганс Вальдман (84 победы) получил звание лейтенанта и 17 апреля был назначен стаффелькапитаном 4./JG-52 вместо кавалера Рыцарского креста лейтенанта Генриха Штурма (более 80 побед). На Восточном фронте «Дакель» Вальдман сбил 121 самолет, в конце войны его перевели в истребительные соединения обороны Рейха. Вальдман погиб 18 марта 1942 г. при столкновении двух Ме-262.
Обер-лейтенант Вильгельм Батц, принявший командование 5-м стаффелем в мае 1943 г., получил 23 марта 1944 г. Рыцарский крест за 75 побед в воздушных боях. 19 апреля Батц принял командование над III группой от майора Понтера Ралля. На посту командира 5-го стаффеля Батца сменил другой кавалер Рыцарского креста - лейтенант Отто Фоннеколд, эксперт, имевший более 100 побед.
5 апреля кавалером Рыцарского креста стал сбивший свой 90-й самолет лейтенант Гельмут Липфельт из 6-го стаффеля. Через шесть дней Липфельт преодолел рубеж в 100 побед.
Успехи в воздухе мало соотносились с действиями на земле -13 мая 1944 г. Крым был полостью очищен от немецко-фашистских захватчиков. Неделей раньше мессершмитты из П./ JG-52 перелетели в Херсон, сюда же из Льва прибыла III./JG-52. База в Херсоне подвергалась частым налетам советских бомбардировщиков. Несколько самолетов в результате этих налетов потерял 6-й стаффель Липфельта. 9мая аэродром обстреляла русская артиллерия, после чего на базе началась лихорадочная деятельность по подготовке к перелету «назад на Запад». С истребителей сняли бронеспинки и радиостанции, а в фюзеляжах устроили лежанки на двух человек. Все «Густавы» взлетели, имея помимо летчиков еще и по паре механиков. Истребители взяли курс на румынский аэродром Зарнешти.
Липфельт взлетал одним из последних, на выруливании его самолет получил повреждение от осколков русского снаряда. Липфельту пришлось совершить этот перелет в качестве пассажира истребителя Bf. 109G адъютанта III группы.
10 мая 1944 г. коллективный счет летчиков JG-52 достиг 9000 побед. Последний военный год выдался для эскадры очень тяжелым. Выведенные в Румынию группы не получили долгожданного отдыха. Летчиков бросили на защиту местных нефтяных месторождений от налетов американской авиации.
Налеты «Летающих крепостей» были хорошо подготовлены, а бомбардировщики шли под сильным эскортом истребителей. За шесть недель все летчики JG-52 сумели сбить только 15 американских самолетов, в числе которых было лишь три четырехмоторных бомбардировщика. Два бомбардировщика В-24 «Либерейтор» 24 июня сбили обер-лейтенант Гельмут Липфельт и его ведомый унтерофицер Тамен.
Осложнение обстановки на Западе после вторжения союзников поставило воздушную оборону Рейха на грань коллапса. Три стаффеля 52-й эскадры командование люфтваффе перебросило на Западный фронт. Их заменили вновь сформированные 2-й, 4-й и 7-й стаффели не смогли вернуть улыбку фортуны 52-й эскадре.
В июне 1944 г. Красная Армия перешла в решительное наступление на центральном участке восточного фронта в общем направлении на Берлин. С этого момент соотношение истребителей в небе Восточного фронта колебалось на уровне 40:1, не в пользу летчиков JG-52 естественно. В конце июне 1944 г. III группа стала базироваться на аэродроме, расположенном севернее Минска, и поступила в оперативное подчинение штабу 51-й эскадры.
Не взирая на превосходство в воздухе советской авиации, количество экспертов, имевших на своем счету более 100 побед, в JG-51 продолжало расти. Большинство из их, однако большую часть побед одержали, летая на FW-190. 51-ю Эскадру в начале лета вновь перевооружили мессершмиттами, в связи с нехваткой фокке-вульфов. Одним из лучших летчиков эскадры считался стаффель-капитан 8./JG-51 обер-лейтенант Антон Хафнер, удостоенный 11 апреля дубовых листьев за 134 победы в воздушных боях. Прежде чем его сбил в воздушном бою 17 июня советский истребитель Як-9, Хафнер успел одержать еще 70 побед.
Еще три стаффелькапитана 51-й эскадры отличались в боях и получили дубовые листья.
Обер-лейтенант Йохим Брендель сбил на Востоке 189 самолетов, более 90 из них - Ил-2, среди немецких летчиков принято было считать, что советские штурмовики сбить труднее всего, лейтенант Гюнтер Ёстен из 3./JG-51 также сбил более 60 штурмовиков, всего на Восточном фронте лейтенант одержал 178 побед в воздушных боях. Третьи кавалером дубовых листьев (за 133 победы) стал лейтенант Гюнтер Шак из 9./JG-51.
Тем не менее, все эти летчики не могли соревноваться с ведущими экспертами 52-й эскадры. 4 июля Эрих Хартман за 239 сбитых им самолетов был удостоен мечей к Рыцарскому кресту. 18 июля он сбил в одном бою три штурмовика и довел свой счет до 250 побед. Хартман четвертым в люфтваффе и третьим в JG-52 преодолел рубеж в 250 побед.
В начале лета окончились польские каникулы летчиков III./JG-52 в окрестностях Львова; группа вновь окунулась в полымя воздушных боев. 2 июля командир группы гауптман Вильгельм Батц был удостоен дубовых листьев за 175 побед. Группа за короткий срок сменила несколько мест базирования: Польша, Литва, Польша, Румыния.
Эрих Хартман разошелся, казалось, что он азартно компенсирует свой медленный старт в качестве летчика-истребителя. 23 августа Хартман сбивает восемь самолетов, на следующий день - не менее 11, причем пять машин он отправил на землю в одном бою всего за двадцать минут? Его реестр побед после этого составил уже 301 сбитый самолет. Хартман стал первым, преодолевшим рубеж в 300 побед. Через сутки Хартман получил телеграмму от Гитлера с поздравлениями в свой адрес и известие о награждении брильянтами к Рыцарскому кресту. Хартман срочно вылетел на церемонию вручения награды в ставку фюрера, расположенную в Восточной Пруссии. После награждения фюрер пригласил аса на чай-кофе, в ходе застольной беседы Гитлер объявил: «Война для Хартмана завершилась». Тем не менее, юный обер-лейтенант вернулся к своему стаффелю и продолжал сражаться до полного разгрома Германии.
В конце августа произошла смена власти в Румынии, в одночасье бывшая союзница Германии переметнулась в лагерь союзников по антигитлеровской коалиции. II группа 52-й эскадры 31 августа перебазировалась из Румынии в Венгрию. Венгерская территория находилась в пределах радиуса действия англоамериканских истребителей. Перед ягдфлигерами замаячила новая угроза, причем эта угроза не замедлила себя проявить: на заруливании после посадки одиночный «Мустанг» расстрелял мессершмитт, пилот которого, эксперт со 136-ю победами стаффелькапитан 5./JG-52 лейтенант Отто Фённеколд, погиб.
Спешно уносить ноги из Румынии пришлось также I./JG-53. Эту группу перебросили со Средиземного моря в Румынию для защиты нефтяных месторождений Плоешти в мае. П качестве противников летчиков I./JG-53 выступали истребители и бомбардировщики американских ВВС. За весь период действий в Румынии летчики группы сбили несколько советских самолетов, в числе которых четыре Як-9 и один Ил-2 записал на свой счет командир группы Юрген Хардер.
I./JG-53 оставалась на восточном фронте до конца войны, действуя над Венгрией и Австрией. За шесть последних военных месяцев пилоты группы сбили примерно 90 самолетов, в основном - советских, хотя имелись и сбитые американские машины, и даже один румынский Bf. 109.
Самым результативным экспертом в I./JG-53 стал гауптман Гельмут Липфельт. До 15 февраля 1945 г. Липфельд командовал 6-м стаффелем 52-й эскадры, с 15 февраля - I группой 53-й эскадры. В должности командира I./JG-53, за первую неделю Липфельт сбил два советских истребителя и довел свой счет до 181 победы. Последней его жертвой стал сбитый 16 апреля 1945 г. истребитель Як-9 - 203-я победа в войне. Липфельд стал последним пилотом люфтваффе, удостоенным дубовых листьев к Рыцарскому кресту (17 апреля 1945 г.).
Личный состав 52-й эскадры продолжал демонстрировать фантастическую результативность в воздушных боях, несмотря на появление новых опасностей, гибель и ранения летчиков.
1 сентября 1944 г. Эрих Хартман стал гауптманом. На следующий день гауптман Адольф Борчер, сменивший на посту командира I./JG-52 Йоханнеса Вейса, сбил свой 118 самолет - это была 10 000 победа, записанная на боевой счет 52-й эскадры с начала войны. Столь выдающееся достижение в полной мере использовал для пропагандистских целей доктор Геббельс. Был написан специальный марш 52-й истребительной эскадры, немедленно вошедший в чарты ведущих радиостанций третьего Рейха и поднявшийся на верхние ступеньки хит-парадов.
В последний день сентября 52-я эскадра лишилась своего старого командира - подполковника Дитриха Храбека перевели на должность командира JG-54. Выбор преемника Храбека никого не удивил, поскольку был абсолютно закономерен. Подполковник Герман Граф собрал полную коллекцию регалий к Рыцарскому кресту еще в 1942 г. в бытность командиром 9-го стаффеля (в сентябре 1942 г. Граф получил брильянты).
30 сентября произошли изменения в командном составе и на уровне стаффелей. Эрих Хартман покинул свой знаменитый 9-й стаффель «Кагауа» и принял под свое командование вновь сформированное подразделение 4./JG-52. На посту командира 9./JG-52 Хартмана сменил лейтенант Ганс-Йохим Биркнер, который часто летал ведомым аса №1. Биркнер мог считаться новичком -первую победу он одержал менее года назад, но уже 14 октября 1944 г. на его счету значилось 100 побед.
III группа 52-й эскадры действовала на территории Восточной Пруссии, вскоре к ней присоединилась II группа. II./JG-52 продолжала оставаться в Венгрии, летчики группы рассказывали фантастические истории о том, как воздушные стрелки штурмовиков Ил-2 забрасывали подошедшие вплотную мессершмитты ручными гранатами!!!
Плохая погода, установившаяся в Европе в конце 1944 г., сильно ограничивала деятельность авиации. В декабре 1944 г. в результате катастроф разбилось двое кавалеров Рыцарского креста. На аэродроме Краков из-за отказа двигателя на взлете 14 декабря разбился Ганс-Йохим Биркнер. Через восемь дней на венгерском аэродроме Ксор скапотировал мессершмитт (колеса увязли в грязи) гауптмана Генриха Штурма из 5./JG-52.
Командиром 5-го стаффеля вместо погибшего Штурма стал кавалер Рыцарского креста лейтенант Питер Дюттман. Дюттмана никак нельзя назвать везунчиком: за двухлетнюю карьеру во II группе его 19 раз сбивали, Дюттман прыгал с парашютом, садился на вынужденные посадки. Удивительно, но конец войны летчик встретил живым и невредимым, имея на своем счету почти 150 побед.
Майор Герхард Баркхорн 4 января 1945 г. стал вторым и последним летчиком, перевалившим рубеж в 300 побед. Вскоре после этой даты он сдал командование II./JG-52 и вступил в должность командира JG-6, 6-я эскадра входила с состав сил обороны Рейха. II группу 52-й эскадры возглавил переведенный 1 февраля 1945 г. из III./JG-52 гауптман Вильгельм Батц.
Место Батца, в свою очередь, занял гауптман Адольф Борчер из I./ JG-52. Пост командира I группы 52-й эскадры занял имевший уже 331 победу Эрих Хартман.
Стремительное наступление Красной Армии заставило I и III группы 52-й эскадры менять, откатываясь из Силезии, один аэродром за другим едва ли не ежедневно. III группа в середине марта перебазировалась из Венгрии в Австрию.
В начале марта 1945 г. гауптман Эрих Хартман расстался со своими боевыми товарищами и 52-й эскадрой в целом, он прибыл в Лекфельд для прохождения курса обучения полетам на реактивных истребителях Ме-262. Адольф Галланд пригласил ведущего эксперта люфтваффе в свое элитное реактивное подразделение JV-44.
17 апреля Хартман одержал свою 350-ю победу, а через четыре дня Вильгельм Батц был удостоен мечей на Рыцарский крест - последних мечей в люфтваффе. Победы и награды ничего не меняли в судьбе государству - жить Третьему Рейху оставалось считанные дни. 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством, 2 мая капитулировал гарнизон города Берлин.
Свою последнюю 352-ю победу Хартман одержал 8 мая 1945 г. в небе Чехословакии, он сбил самолет Як не установленного типа (в некоторых источниках тип приводится - Як-11, этот самолет появился через несколько лет после того, как Хартман его «сбил»).