Самолеты асов

 

01.jpg

1. Bf.109F-2 «белый тройной шеврон» командира JG-3 майора Гюптера Лютцова, Хостиние, июнь 1941 г.

На рисунке изображен один из трех «Фридрихов», на которых воевал Лютцов, на этой машине он летал в первый период операции «Барбаросса». Обратите внимание на ярко-желтую маркировку театра военных действий и обычный для Лютцова символ командира эскадры - тройной шеврон. Самолет очень по­хож на истребитель, на котором Лютцов воевал во Франции.

2.  B/.109G-2 «черный шеврон и стрела» командира JG-3 «Удет» майора Воль-фа-Дитриха Вильке, Морозовская, ноябрь 1942 г.

На рисунке изображен один из двух Bf.109G-2 на которых зимой 1942-43 г.г. летал преемник Лютцова в должности командира 3-й истребительной эскад­ры майора Вольф-Дитрих Вильке. Обратите внимание на эмблему эскадру -стилизованную красную букву « U» с крыльями на геральдическом щите белого цвета. Наименование «Удет» присвоено 3-й эскадре 1 декабря 1941 г. после са­моубийства Эрнста Удети.

3.  Bf. 109F-2 «черные шеврон и треугольник» командира I./JG-3 гауптмана Ганса фон Гана, Луцк, июль 1941 г.

Истребитель Ганса фон Гана имел довольно необычный камуфляж и символи­ку командира группы. На этом мессершмитте фон Ган летал в первые недели операции «Барбаросса». Помимо эмблемы группы, зеленого дракона, на борту фюзеляжа ниже фонаря кабины изображена личная эмблема фон Гана - голова петуха на геральдическом щите белого цвета (Hahn - петух). Символику петуха использовал в рисунке личной эмблемы однофамилец и тезка Ганс «Асси» Ган, воевавший на Западном фронте. На руле поворота самолета фон Гана изображены отметки о победах: три аэростата, 15 сбитых самолетов на Западе и первые девять побед, одержанных на Востоке. Фон Ган собьет еще десять самолетов, прежде чем I./JG-3 отведут на Запад, где переформируют в II./JG-l.

4.  Bf.I09F-2 «черные шеврон и круг» технического офицера I./JG-3 лейтенанта Детлева Рохвера, Белая Цер­ковь, август 1941 г.

Истребитель Рохвера имел еще более необычный, чем самолет фон Гана, камуфляж, кроме того «Фридрих» технического офицера группы имел полностью желтый нос по типу мессершмиттов периода битвы за Бри­танию. Персональная эмблема летчи­ка - изображение средневекового гер­манского рыцаря Гётца фон Берлихингена, рыцарь нарисован в крайне неприличной позе (поза средневекового героя отражает обращенный к врагам девиз самого Рохвера: «Поцелуйие меня в ж...»). На руле поворота истреби­теля нанесены отметки о четырех сбитых на Западе самолетах и 24 по­бедах на Восточном фронте. Поло­винки победных марок (такие же есть и на самолете фон Гана) обозна­чают самолеты, уничтоженные на земле.

5.  Bf.l09F-4 «двойной белый шеврон» командира IL/JG-3 «Удет» гауптмана Курта Брендля, Ту сов, август 1942 г.

Курт Брандль являлся самым резуль­тативным летчиком 3-й эскадры; все­го он сбил 180 самолетов, 160 из них на Восточном фронте. На руле пово­рота - отметки о 95 победах, Брендль пока на полпути к своему окончатель­ному результату, а германская воен­ная машина - на пути к Сталинграду. Помимо нанесенной на капот двигате­ля эмблемы эскадры, на фюзеляже под фонарем кабины нарисована эмблема группы.

6.   Bf. 109F-4 «желтая 7» стаффель-капитана 9./JG-3 «Удет» обер-лейтенанта Виктора Бауэра, Сольцы, март 1942 г.

Летчик еще не одержал половины из своих 106 побед - на руле поворота отметки о 42 сбитых самолетах. Ис­требитель полностью перекрашен в белый цвет - камуфляж первой воен­ной зимы па Восточном фронте. Об­ратите внимание - на основных опо­рах шасси отсутствуют щитки. В111 группе 3-й истребительной эскадры было не принято изображать на са­молетах эмблему JG-3.

02.jpg

7.  Bf.109F-4 «желтая 4» обер-фелъдфебеля Эбергарда фон Боремски, 9./JG-3 «Удет», Чугуев, май 1942 г.

Весной 1942 г. III группу 3-й истребительной эскадры «Удет» отвели в Герма­нию на перевооружение. Истребители, которые поступили в группу, изначально предназначались для Средиземноморья, на некоторых даже имелись тропичес­кие фильтры воздухозаборников двигателя. Машины также имели окраску средиземноморского театра военных действий - желтый верх, светло голубой низ. Импровизированный камуфляж для Восточного фронта получился путем накрашивания на базовой желтый цвет крупносегментных пятен темно-зеле­ного и светло-серого цветов. На бортах всех мессершмтиттов 9-го стаффеля красовались имена жен или подруг летчиков. Самолет фон Боремски несет на руле поворота отметки о 43 победах, всего же пилот сбил 84 самолета.

8.  Bf.109F-4 «белый тройной шеврон» командира I./JG-4 гауптмана Франца Гана, Мицил, Румыния, январь 1943 г.

Одним из малоизвестных истребительных соединений люфтваффе являлась 4-я истребительная эскадра. I группа 4-й эскадры сначала занималась прикры­тием румынских нефтепромыслов, в качестве ее противников выступала анг­ло-американская авиация. В эскадре так и не появились асы класса ведущих эк­спертов люфтваффе, тем не менее летчики воевали достойно. Франц «Гокелъ» Ган командуя 11-м стаффелем 51-й истребительной эскадры успел одержать не менее 17 побед, прежде чем его осенью 1942 г. назначили командиром I./JG-4, фактически же он был командиром эскадры - на тот момент вся 4-я истреби­тельная эскадра состояла из одной группы.

9.  Вf.109Е-7 «черный двойной шеврон» командира III./JG-5 гауптмана Гюнтера Шольца, Петсамо, Финляндия, сентябрь 1942г.

Большую часть войны 5-я истребительная эскадра действовала на изолирован­ном театре военных действий в Заполярье. В JG-5 пятеро пилотов смогли стать экспертами с числом личных побед бо­те ста. Гюнтер Шольц tie вошел в их число, его личный счет едва превысил 30 сбитых. Войну Шольц завершил в должности командира эскадры, кото­рая к тому времени превратилась в Jafu Norwegen. Обратите внимание на эмблему III./JG-5 - лапландский сапог на фоне финского желтого креста на голубом поле. Рядом с эмблемой груп­пы изображена личная эмблема пило­та - милая юная девушка в позе, сход­ной с позой сурового средневекового рыцаря Гётца фон Берлихингена с са­молета Детлева Рохвера.

10. Bf.W9G-2 «желтый 12» стаффель-капитана 6./JG-5 оберлейтенанта Генриха Эрлера, Петсамо, Финляндия, март 1943 г.

Лучшим арктическим асом стал Генрих Эрлер, его боевой счет колеблет­ся по различным оценкам между 201 и 220 победами. Чтобы самолет больше соответствовал преобладающему цве­ту театра военных действий его це­ликом покрасили белой краской, поверх которой нанесли зеленые пятна непра­вильной формы. На руле поворота - отметки о 77 сбитых советских са­молетах.

11.   Bf.l09G-2 «белая 4» стаффель-капитана 7./JG-5 обер-лейтенанта Тео­дора Вейссенбергера, Петсамо, Фин­ляндия, июль 1943 г. Вейссенбергер одержал более 200 воз­душных побед, 175 из них - на Восто­ке. Самолет Вейссенбергера имеет обычный на Bf. 109G этого периода камуфяяж. На руле поворота - изобра­жение орла, который держит в клю­ве венок с числом 100-100 побед. Ниже - отметки еще о 12, одержанных Вейссенбергом уже после появления на руле орла.

12.  Вf.109Е-7 «желтая 1» стаффель-капитана 9./JG-27 оберлейтенанта графа Эрбо фон Кагеника, Сольцы, август 1941 г.

27-я истребительная эскадра недолго оставалась на Восточном фронте, однако за короткий срок летчики JG-27 сумели в период начальной фазы опе­рации «Барбаросса» добиться внуши­тельных результатов. Эрбо фон Кагеник с июня по октябрь 1941 г. сбил 48 самолетов, на счету Кагеника уже было 18 одержанных на Западе побед. На рисунке - на самолете летчика на­несены пока отметки о 18 «западных» и 27 «восточных» победах. Обратите внимание на место нанесения борто­вого номера самолета; в III./JG-27 существовала уникальная для люфтваф­фе практика рисовать бортовые но­мера на капотах двигателей мессершмиттов.

03.jpg

13.   Bf.109F-4 «черные шеврон и стрела» командира JG-51 «Мёльдерс» майора Готфрида Нордмана, Шаталовка, лето 1942 г.

Истребитель полностью окрашен по стандартной камуфляжной схеме и не­сет типичную символику самолета командира эскадры, но на нем отсутству­ют эмблемы эскадры и самого летчика. Майор Готфрид Нордман командовал 51-й истребительной эскадрой с апреля 1942 г. по март 1944 г. к девяти одер­жанным на Западе победам Нордман добавил 69 сбитых на восточном фронте самолетов, прежде чем столкновение в воздухе, произошедшее 17 января 1944 г. положило конец его карьере в качестве фронтового летчика-истребителя.

14.  Bf.I09G-6 «белая 9» лейтенанта Гюнтера Йостена, 1./JG-51 «Мёльдерс», Бобруйск, весна 1944 г.

В конце 1942 г. 51-ю эскадру перевооружили истребителями FW-190, но с на­чала 1944 г. летчики гешвадера вновь пересели на Bf. 109. На изображенном на рисунке самолете летал один из ведущих экспертов эскадры Гюнтер Иостен, сбивший на Восточном фронте 178 самолетов, в числе которых более 60 штур­мовиков Ил-2 и один сбитый над Варшавой американский В-17. Обратите вни­мание на установленный подфюзеляжный бомбодержатель - Иостен совершил примерно 80 боевых вылетов на поддержку наземных войск.

15.  Bf.109F «желтая 7» стаффелъкапитана 8./JG-51 «Мёльдерс» оберлейтенанта Генриха Крафта, Сольцы, март 1942 г.

Изображенный здесь в зимней окраске «Фридрих» несет на руле направления отметки о 46 победах (все одержаны на Восточном фронте). 18 марта 1942 г. «Гади» Крафт был удостоен Рыцарского креста, а 1 июня его назначат ко­мандиром I группы. На момент своей гибели 14 декабря 1942 г. от огня совет­ских зениток Крафт сбил 78 советских самолетов.

16.  Bf. 109F «черный двойной шеврон» командира II./JG-51 гауптмана Йозефа Фёзё, Старый Быхов, июль 1941 г.

Австриец Йозеф Фёзё сбил в Испании три И-16, 18 побед он одержал в ходе кампаний на Западе, однако два серь­езных ранения, полученных им снача­ла в бытность командиром II./JG-51, а затем - командиром I./JG-51, поло­жили конец его боевой карьере. Белая марка на руле поворота обозначает сбитый летчиком 13 марта 1940г. на­блюдательный аэростат.

17.  Bf. 109G-2 «желтая 5» фельдфебе­ля 6./JG-51 «Мёльдерс» Антона Хафнера , Орел-Северный, август 1942 г. На рисунке изображен один из первых B/.I09G, полученных 51-й эскадрой. На руле поворота - отметки о 62 по­бедах. Фельдфебель, позже - оберлейтенант, Антон Хафнер стал лучшим летчиком 51-й эскадры, сбив 204 са­молета, прежде чем его самого сбил 17 октября 1944 г. над Восточной Пруссией советский Як-9. Примерно половину своих побед Хафнер одержал, летая на FW-190 на Средизем­номорье.

18.  Bf.109F-4 «красный 12» оберфельдфебеля 6./JG-51 «Мёльдерс» Гейнца Клоппера, Дугино, сентябрь 1942 г.

Еще одним удачливым унтер-офице­ром из 51-й эскадры был Гейнц Клоппер. За 65 изображенных на руле по­ворота побед летчик получил 4 сен­тября 1942 г. Рыцарский крест. На Восточном фронте Клоппер сбил 86 самолетов, после чего ему присвоили звание оберлейтенанта и перевели на Западный фронт командиром 7./JG-1.

04.jpg

19.  Bf. 109G-6 «двойной черный шеврон» командира I./JG-52 гауптмана Герхарда Баркхорна, Харьков-Юг, август 1943 г.

Обратите внимание на собственное имя самолета: Christi - имя жены Баркхорна. второго по результативности летчика-истребителя люфтваффе. На рисунке изображен самолет, на котором Баркхорн летал в бытность коман­диром I./JG-52, тогда он еще не перевалил рубежа в 200 побед. Баркхорн остался в живых, всего он сбил 301 самолет, все - на восточном фронте.

20.  Bf.109G-6 «красная 4» оберфельдфебеля 2./JG-52 Рудольфа Тренкеля, Полтава, июль J 943 г.

Одним из малоизвестных асов I группы 52-й эскадры является Рудольф Тренкель. На рисунке изображен «Густав», на котором Тренкель летал в период операции «Цитадель». В духе самолета своего командира гауптмана Баркхорна, истребитель Тренкеля не имеет никаких индивидуальных особенностей вроде эмблем, значков. Определенная «анонимность» самолетов затрудняла деятель­ность разведки противника, одновременно создавая дополнительные сложнос­ти при идентификации машин своими летчиками. Тренкель остался в живых и закончил войну в должности командира 2./JG-52, имея на счету 138 побед. Его можно назвать счастливчиком - как-то за десять дней Тренкелю пришлось пять раз прыгать с парашютом, и он все-таки выжил!

21.  Bf.109G-2 «Черный двойной шеврон» командира I1./JG-52 гауптмана Йоханнеса Штейнхофа, Ростов, август 1942 г.

Обычную для самолетов 52-й эскадры сдержанность в художественной роспи­си несколько разнообразит разноцветный кок винта истребителя Штеинхофа. Штейнхоф успел сбить на востоке 148 самолетов, прежде чем его переве­ли на Средиземноморье. Эксперт получил сильные ожоги при аварии Ме-262, произошедшей 18 апреля 1945 г. Штейнхоф остался в живых и возглавил ВВС Западной Германии после окончания второй мировой войны.

22.   Bf.109G-6 «белая 1» стаффелькапитапа 4./JG-52 гауптмана Эриха Хартмана, Будёрс, Венгрия, ноябрь 1944г.

Присутствие в воздухе одного этого летчика было способно позитивно по­влиять на ситуацию в целом, недаром русские прозвали Хартмана «Черным дьяволом». На рисунке изображен са­молет, на котором Хартман летал в должности командира 4./JG-52. Ис­требитель в своей окраске сохранил отличительные черные треугольники на носу фюзеляжа, но на его борту вместо знаменитого пронзенного стрелой сердца с надписью «Кагауа» изображено сердце красного цвета, на котором написано уменьшительное прозвище «Usch» молодой жены аса Урсулы. Обратите внимание - на ис­требителе отсутствуют отметки о победах, в этот период Хартман уже разменял четвертую сотню побед.

23.  Bf.109G-4 «черный 12» лейтенан­та 5./JG-52 Питера Дютмана, Ана­па, май 1943 г.

За два года фронтовой карьеры «Бонифаца» Дютмана сбивали не менее 19 раз, но он оставался неуязвимым, слов­но был богом. 7 мая 1944 г. он сбил за один день девять советских самоле­тов. Войну Дютман завершил будучи стаффелькапитаном 5./JG-52, на его счету значилось 150 воздушных побед и два танка (в 1945 г. истребителям стали засчитывать уничтоженные танки как победы), еще 42 сбитых им самолета не были должным образом подтверждены.

24.   Bf.109G-2 «желтая 5» лейтенан­та 6./JG-52 Вальтера Крупински, Армавир, август 1942 г.

Вальтер Крупински по прозвищу «граф Пунски» сыграл огромную роль в становлении Эриха Хартмана как воздушного бойца. После года служ­бы в должности командира 7./JG-52 Крупински перевели на Запад, где он последовательно командовал 1./JG-5, II./JG-11 и III./JG-26. Войну «граф Пунски» завершил в JV-44, летая на реактивном Ме-262. На Восточном фронте Вальтер Крупински одержал 177 побед.

05.jpg

25. B/.109G-4 «желтая 3» унтерофицера 6./JG-52ГансаВальдмана, Анапа, июнь 1943г.

Юный «Дакель» Вальдман за девять предшествующих июню 1943 г. месяцев сбил 53 самолета. К концу мая 1944 г. на его счету числилось 125 побед. Он, также как и Крупински, был переведен на Запад и в конце войны летал па Ме-262. Незадолго до капитуляции Германии Вальдман погиб при столкновении двух Ме-262, Вальдман тогда был командиром 3./JG-7. На рисунке изображе/, только что полученный с завода и закрепленный за Вальдманом «Густав». Об­ратите внимание на бортовой помер «3» уменьшенного размера - такое напи­сание было характерно для самолетов группы в тот период времени. Персо­нальная эмблема обыгрывает фамилию летчика; вальдман - лесник, но так же чазывали и собак породы дакель, что по-русски равноценно таксе.

26.    BJ.109G-6 «желтая 3» лейтенанта 6./JG-52 Гейнца Эвальда, Цилистия, Румыния, июнь 1942 г.

В течение достаточно короткого периода времени II группа 52-й эскадры дей­ствовала против американских тяжелых бомбардировщиков, совершавших

чалеты на румынские нефтепромыслы Плоешти. Цели и задачи группы в этот период отражает модификация самолета («канонепбот» с подкрылъевыми 20-мм пушками) и окраска кока винта (считалось, что спираль на коке затрудня­ет наводку бортового оружия воздушным стрелкам бомбардировщиков). Эм­блема пилота на сей раз обыгрывает не фамилию, но прозвище летчика - Эваль­да прозвали поросенком, «Esau». Подобно Вальдману, «свинтус» часто летал ведомым Баркхорпа, прежде чем в феврале 1945 г. получил назначение команди­ром 7./JG-52. В конце войны на личном счету Гейнца Эвальда значилось 84 сби-

пых самолета.

27.  BJ.109G-2 «черный 13» стаффелькапитана 8./JG-52 оберлейтенанта Гюн-тера Ралля, Гостаиовка, август 1942 г.

Третьим в триумвирате лучших экспертов 52-й эскадры значился Гюнтер

Ралль. На истребителе с бортовым номером «13» черного цвета Ралль ле­тал после своего возвращения в строй 28 августа 1942 г. после полученного в ноябре 1941 г. тяжелого ранения. К этому моменту на счету Ралля зна­чилось 36 побед. До перевода на Запад весной 1944 г. он сбил еще 235 советс­ких салюлетов. Обратите внимание на символику III./JG-52 - эмблему в передней части фюзеляжа и «синусо­иду», нарисованную ближе к хвосто­вому оперению.

28. Bf. 109G-2 «желтая 11» стаффель­капитана 9./JG-52 оберлейтенанта Германа Графа, Питомник, сентябрь 1942г.

Помимо эмблемы группы на самолет Графа нанесена знаменитая эмблема в виде пронзенного стрелой сердца, однако без радиопозывного стаффеля - «Кагауа». На этом самолете Граф одержал 4 сентября свою 150-ю побе­ду. Некоторое время Герман Граф воевал па Западе, где пополнил свой счет несколькими четырехмоторны­ми бомбардировщиками, в октябре 1944 г. он вновь появился на Восточ­ном фронте, его назначили команди­ром 52-й эскадры. Граф сбил в общей сложности 202 советских самолета.

29.  Bf.l09G-6 «желтая 1» стаффель­капитана 9./JG-52 лейтенанта Эриха Хартмана, Новое Запорожье, ок­тябрь 1943 г.

На руле направления истребителя изображен стилизованный символ 100 побед - число «100» в венке и отметки о 21 сбитом, после перехода сотенно­го рубежа, самолете. За27днейХар-тман сбил 27 самолетов и был удос­тоен Рыцарского креста. На фюзеля­же под фонарем кабины - эмблема стаффеля и радиопозывной «Кагауа».

30.  Bf.l09F-2 «черные шеврон и стре­ла» командира JG-53 майора Гюнте-ра Фрейхера фон Мальтцана, Бяла Церков, июль 1941 г.

«Генри» фон Мальтцан не стал выда­ющимся асом, но он пользовался среди летчиков огромным авторитетом (фон Мальтцан получил Рыцарский крест в декабре 1940 г., когда на его счету было 13 побед, для сравнения -Хартман стал кавалером Рыцарско­го креста после того, как сбил 148-й самолет). На изображенный на ри­сунке самолет нанесены отметки всех 20 одержанных фон Мальцаном на Западе побед и отметки о 22 самоле­тах, сбитых на восточном фронте до 24 июля 1941 г. - даты присвоения лет­чику дубовых листьев. 53-й эскадрой фон Мальтцан прокомандовал три года, его победный счет составили 35 самолетов, сбитых на Западе и 33 -на Востоке.

06.jpg

31.  Bf. 109F-2 «черный шеврон и круг» лейтенанта Юргена Хардера, Gruppenstab III./JG-53, Соболева, июнь 1941 г.

На руле направления истребителя изображена одна победная мирка - сбитый Хардером 22 июня советский самолет (так называемый «И-17»). Обратите внимание на окрашенный в более темный цвет капот двигателя - это закраше­на «желтизна», обязательная для истребителей, действовавших над Ла-Ман­шем. Также, весьма необычен символ штабного самолета (изображен на борту фюзеляжи сразу за шевроном). Трое братьев Хардер воевали в составе люфтваффе и ни один из них не вернулся с войны. На борту фюзеляжа ниже фона­ря кабины небольшая надпись «Нагго» - имя брата Юргена, Харро. Командир 1I1./JG-53 Харро Хардер был сбит над островом Уайт 12 августа 1940 г. Юрген Хардер в должности командира JG-11 погиб над Берлином в начале 1945 г. Юрген Хардер записал на свой счет 64 победы, в том числе и 17 одержанных на Восточном фронте.

32.  Bf. 109G-2 «белые шевроны и стрела» командира JG-54 майора Ханпеса Тра-утлофпш, Сиверская, лето 1942 г.

Траутлофт, подобно фон Мальтцаиу, снискал себе авторитет и славу не столько как удачливый летчик, а как уверенный в себе командир. На Восточ­ном фронте Траутлофт сбил 45 самолетов - немного по меркам люфтваффе, но его вклад в боевую работу 54-й эскадры оценивается совсем не сбитыми лич­но самолетами. Траутлофт сменил не менее трех В/. 109, все они имели похо­жую, но не идентичную, окраску и символику; все истребители несли необыч­ный «рубленый» камуфляж зеленого и коричнево-зеленого тонов и белые эмбле­мы командира эскадры. Обратите внимание на крайне необычную эмблему на борту фюзеляжа - крупное зеленое сердце, символ JG-54. и па его фоне три небольших эмблемы всех трех групп эскадры.

33.  Bf. 109F-2 «черные шеврон и круг» командира I./JG-54 гауптмана Ганса Филиппа, Сиверская, март 1942 г.

Хотя па самолет нанесена символика штаба группы, на этом окрашенном в белый цвет «Фридрихе» чаще всех летал командир I группы Ганс Филипп. В нача­ле 1942 г. его победный счет приближался к заветной сотне. Филипп четвертым в люфтваффе преодолел рубеж в 100 побед (31 марта 1942 г.) и вторым, после Германа Графа, сбил 200 самолетов (17 марта 1943 г.). Вскоре после того, как Филипп разменял третью сотню побед, его перевели на запад командиром JG-1. Филипп погиб в октябре 1943 г. в воздуш­ном бою с американским Р-47.

34.  BJ.109F «белая 8» лейтенанта Валь­тера Новотны, 1./JG-54, Рельбицы, лето 1942 г.

На «черной восьмерке» с изображением зеленого сердца на борту фюзеляжа летал знаменитый эксперт Вальтер Новотны. Обычно фамилия Новотны ассо­циируются с истребителем FW-190, од­нако первые полсотни побед на Восточ­ном фронте он одержал на Bf.109. От­метки на руле направления, изображен­ного на рисунке самолета, говорит о том, что Новотны осталось совсем чуть-чуть до 4 сентября 1942 г., когда поле 56-й по­беды он станет кавалером Рыцарского креста. Всего же на Востоке Новотны сбил 255 самолетов, на всех истребите­лях немецкого аса красовались зеленое сер­дце и счастливый для Новотны бортовой номер «13».

35. Bf. 109F «черная 8» фельдфебеля 2./JG-54, Отто Кителя, Красногвардейск, май 1942 г

Изображенный здесь истребитель очень похож на самолет Новотны. Отто Ки­тель стал самым результативный лет­чиком 54-й эскадры. До своей гибели в фев­рале 1945 г. полузабытый сегодня ас сбил 267 советских самолетов. Фактически Китель по числу побед на Востоке усту­пал лишь знаменитой троице экспертов из JG-52. Большую часть своих побед Ки­тель, как и Новотны, одержал летая на истребителе FW-190, но боевую карьеру начинал на мессершмитте. Начало карь­еры затянулось - за восемь месяцев, до мая 1942 г., Китель сбил всего 15 самолетов.

36.  Bf.W9E «двойной черный шеврон» ко­мандира I. (J)/LG-2 гаутпмана Герберта Ихфилъда, Яссы, Румыния, июль 1941 г. Группа I. (J)/LG-2 занимала в составе 77-й эскадры место I группы (I./JG-77), но действовала полуавтономно в северной Скандинавии. Группа послужила ядром при формировании I./JG-5. На рисунке -самолет командира группы с полным на­бором символики: эмблема группы (сти­лизованная «L» и карта Великобрита­нии), отметки о 36 сбитых Ихфильдом на Западе самолетов. Командуя группа­ми на Восточном и Западном фронтах Ихфильд стал первым летчиком, преодо­левшим рубеж в 100 побед (22 апреля 1942 г.). На Восточном фронте ас сбил в об­щей сложности 67 самолетов.