|
|
1. Истребитель МиГ-29 заводской номер 18114 127-й истребительной
эскадрильи «Рыцари» ВВС Югославии, авиабаза Батайница, Белград, Сербия,
июль 1991 г.
В конце 1987 г. Югославия закупила в Советском Союзе 14 одноместных
истребителей МиГ-29 и два двухместных учебно-боевых МиГ-29УБ.
Истребители МиГ-29 принимали участие в войнах со Словенией, Хорватией,
Боснией в 1991-92 г.г. Самолеты, главным образом, наносили удары по
наземным целям. В 1999 г. 127-я истребительная эскадрилья в большей
степени, чем любое другое подразделение ВВС Югославии, принимала участие
в отражении воздушной агрессии НА ТО. Эскадрилья по западным, данным
потеряла шесть МиГ-29 в воздушных боях с голландскими и американскими
истребителями. Известно, что согласно отчетам НА ТО на земле были
уничтожены все югославские истребители МиГ-29, однако сами НАТОвцы
засекли взлет 11 самолетов этого типа из аэропорта Слатина после
вступления в силу мирных договоренностей. Не исключено, что сведения о
потерях 127-й эскадрильи являются завышенными.
2. Истребитель МиГ-21 бортовой номер 103, 1-я истребительная эскадрилья
ВВС Хорватии, аэропорт Плесо, Загреб, Хорватия, июнь 1992 г.
МиГ-21 с бортовым номером «103» стал третьим реактивным истребителем ВВС
Хорватии, после получения республикой в 1992 г. независимости. В ВВС
Югославии самолет имел номер 17161, машину угнал в Сплит летчик-хорват
в мае 1992 г. На истребитель оперативно нанесли опознавательные знаки
ВВС Хорватии, после чего он принял участие в боях первых дней
боснийской войны. 1-я истребительная эскадрилья получила наименование
«Черные рыцари», обратите внимание на эмблему подразделения в носовой
части фюзеляжа. Самолет «борт 103» получил собственное имя «Защитник
Вуковара», ниже фонаря кабины изображен герб города Вуковар с надписью
«Ostventnik Vukovara». Через три года в ВВС
Хорватии числилось около 40 истребителей МиГ-21, поставленных из
Германии и с Украины. Самолеты находились на вооружении 21-й и 22-й
эскадрилий, которые принимали активное участие в установлении контроля
Загреба над Србской Крайней.
3. Военно-транспортный самолет Локхид С-130Е «Геркулес» регистрационный
номер 40457 из 317-го транспортного авиакрыла ВВС США, Загреб,
Хорватия, июль 1992 г., операция «Провайд Промайз».
Международное военное вмешательство в ход боснийской войны началось
летал 1992 г. Первыми самолетами, выполнившими посадку в аэропорту
Сараево, стали «Геркулесы» из 37-й военно-транспортной эскадрильи ВВС
США, которая базировалась в Германии на авиабазе Рейн-Майн. «Геркулесы»
доставляли в столицу Боснии гуманитарные грузы. Кагола стало, ясно, что
продолжительность воздушного моста не ограничиться одной неделей на
авиабазу Рейн-Майн с континентальной американской базы, Поуп было
переброшено в полном составе 317-е транспортное авиакрыло ВВС США.
Самолеты выполняли перевозки гуманитарной помощи по маршрутам
Сплит-Сараево и Загреб-Сараево.
4. Военно-транспортный самолет Локхид «Геркулес» С.Mk.
IP регистрационный номер
XV206 47-й эскадрильи Королевских ВВС Великобритании, Сараево,
Босния, июль 1992 г.
Самолеты RAFначали принимать участие в
воздушном мосту в Сараево с первых дней июля 1992 г. Изображенный на
рисунке «Геркулес» базировался сначала в аэропорту Загреба, затем - в
Анконе-Фалконара в Италии. Самолеты 47-й эскадрильи
RAF летали в Сараево практически ежедневно на протяжении трех
лет. Выбор на отправку в зону военного конфликта 47-й эскадрильи был
неслучайным, так как самолеты подразделения имели аппаратуру
постановки помех ракетам с тепловыми головками самонаведения, которые
используются почти во всех ПЗРК. ПЗРК представляли собой основную
угрозу самолетам, приземлявшимся или взлетавшим из аэропорта Сараево.
5. Вертолет Ми-8МТВ регистрационный код Т9-НАА республики вооруженных
сил Боснии-Герцеговины, Меджигорье, ноябрь 1993 г.
На протяжении всей боснийской войны вертолеты Ми-8 использовались
боснийским правительством в Сараево для военных перевозок между
изолированными мусульманскими анклавами, несмотря на запрет ООН на
полеты авиации в воздушном пространстве республики. Большинство
вертолетов Ми-8 босняки закупили но «черном» рынке оружия. Ранее эти
мамины принадлежали России и Чехословакии. Вертолет с регистрационным
номером «Т9-НАА» ранее принадлежал (Аэрофлоту» и использовался
хорватами в районе Меджигоръя. |
|
|
6. Вертолет Уэстленд «Си Кинг» НС. Mk. 4 845-й
эскадрильи Королевского флота Великобритании, Сплит, Хорватия, сентябрь
1994 г.
Осенью 1992 г. в Сплит были доставлены окрашенные в белый цвет ООН
вертолеты «Си Кинг» Королевских ВМС Великобритании. Вертолеты
предназначались для использования в интересах британского контингента
сил UNPPROFOR (United
Nations Protection Force). Эскадрилья «Си Кингов» базировалась в
Сплите на протяжении восьми лет, обеспечивая действия ООН и НА ТО в
Боснии. В декабре 1995 г. вертолеты перекрасили в зелено-белый
«тигриный» камуфляж. Новая окраска в какой-то мере отражала смену
приоритетов стратегии НА ТО, от ^миротворческих усилий - к активной
наступательной позиции.
7. Истребитель-бомбардировщик Макдоннелл-Дуглас EF-18B+
«Хорнет» бортовой номер СЕ. 15-12 (киль)/15-25 (нос) 51-й эскадрильи
ВВС Испании, операция «Дени Флайт», январь 1995 г.
Испания подключилась к миротворческой операции в Боснии в 1992 г., когда
миротворцы с Пиренеев появились в районе Мостара однако самолеты ВВС
Испании присоединились к авиации Альянса только в ноябре 1994 г., когда
подразделение испанских «Хорнетов» было переброшено в Авиано. На
протяжении 1995 г. в операциях НА ТО принимали участия
EF-I8B+
из двух эскадрилий ВВС Испании - Аlа-12 и Аlа-15.
В мае самолеты бомбили склады боеприпасов в районе Пале. Испанские «Хорнеты»
вместе с самолетами других стран были задействованы в операциях «Делиберейт
форс» и «Союзническая сила».
8. Истребитель-бомбардировщик «Мираж-20000» бортовой код 3-ХВ ударной
эскадрильи «Арденны» 3-й истребительной эскадры ВВС Франции (ЕС-3/ 3),
операция «Делиберейт форс», сентябрь 1995 г.
ВВС Франции принимали участие в операциях авиации Альянса на Балканах с
первых полетов транспортных самолетов в аэропорт Сараево.
Истребители-бомбардировщики «Мираж-20000» в период операций «Делиберейт
форс» и «Союзническая сила» действовали с итальянской авиабазы Истрина.
Самолеты применяли высокоточное оружие: управляемые ракеты
AS-30L с лазерным
наведением, корректируемые бомбы серии «Пэйвуэй». Один «Мираж-2000» был
сбит в августе 1995 г. в районе Пале.
9. Истребитель Локхид-Мартин F-16С
регистрационный номер AF89001 31-е тактическое
истребительное авиакрыло ВВС США, Авиано, Италия, апрель 1994 г.
Самолеты 31-го авиакрыла ВВС США были развернуты на итальянской авиабазе
Авиано в апреле 1994 г. в рамах обеспечения постоянного присутствия
боевых самолетов НАТО на южном фланге Альянса. Входившие в состав крыла
510-я и 555-я эскадрильи активно участвовали в боснийском и косовском
конфликтах. Два F-16 были потеряны над
Балканами; в частности в июне 1995 г. был сбит истребитель капитана
скотта О Трэди.
10. Самолет радиоэлектронной борьбы Грумман ЕА-6В «Проулер»
регистрационный номер 161779 из 4-й тактической эскадрильи РЭБ (VMA
Q-4) корпуса морской пехоты США, авианосец «Америка», операция «Делиберейт
Форс», сентябрь 1995 г.
Самолетам подавления системы ПВО противника (SAED)
командование Альянса придавало огромное значение, поскольку в Вашингтоне
по политическим мотивом считали необходимым не допускать потерь в
самолетах. Первые самолеты РЭБ ЕА-6В «Проулер» появились в Италии на
базе Авиано в ноябре 1994 г. в период кризиса вокруг Бихача. Эскадрилья
УМА Q-4 принимала участие в заключительной
стадии операции «Делиберейт Форс» осенью 1995 г. Экипажи «Проулеров» из
4-й эскадрильи уничтожили, по крайней мере, одну сербскую РЛС. |
|
|
11. Истребитель-бомбардировщик F/A-18С
«Хорист» регистрационный номер 164632 из 87-го
истребительно-бомбардировочной эскадрильи (VFA-87)
8-гс палубного авиационного крыла (CVW-8)
авиации ВМС США, авианосец «Теодор Рузвельт», операция «Союзническая
сила», май 1999 г.
За последнее десятилетие XX века авианосец
«Теодор Рузвельт» стал частым гостем в водах Адриатического моря.
Впервые он появился в регионе весной 1993 г. в период кризиса из-за
Сребреницы. Самолеты из состава палубного крыла авианосца в апреле 1993
г. составили первый боевой воздушный патруль операции «Дени Флайт».
Авиация с «Теодора Рузвельта» принимала участие в самом первом налете
операции «Делиберейт форс» в августе 1995 г. Корабль пересек Атлантику,
чтобы принять участие в воздушной кампании «Союзническая сила» в апреле
1999 г. На самолете с регистрационным номером 164632 летал командир
авиакрыла авианосца « Теодор Рузвельт» кэптен Дэли Лили.
12. СВВП Бритиш Аэроспейс «Харриер» GR. 7
бортовой код ZD437 1-й истребительной
эскадрильи RAF, Джиойя дель Колли, Италия,
операция «Союзническая сила», май 1999 г.
«Харриеры» британских ВВС действовали с итальянской авиабазы на
протяжении всей операции «Союзническая сила». СВВП выполнили более 800
боевых вылетов против целей на территории Косова и южных районов Сербии.
Основной боевой нагрузкой «Харриеров» являлись корректируемые авиабомбы
серии «Пэйвуэй» и RBL-755. В июне 1999 г. в
Джиойя дель Колли базировалось 16 СВВП «Харриер» ВВС Великобритании.
13. Штурмовик А-10А «Уартхог» регистрационный номер 80654 91-й
истребительной эскадрильи ВВС США, Джиойя дель Колли, Италия, операция
«Союзническая сила», май 1999 г.
В период воздушной кампании против Косово штурмовики А-10А являлись
основными самолетами, предназначенными для поражения боевой техники
Югославской народной армии. В первые недели операции «Союзническая
сила» 91-я эскадрилья базировалась на севере Италии в Авиано, но в конце
апреля ее перебросили в Джиойя дель Колли, откуда полетное время до
Косова было меньше. Штурмовики выполнили ряд чрезвычайно опасных
боевых вылетов на подавление батарей зенитной артиллерии сербов. Один
штурмовик получил прямое попадание в двигатель, двигатель отвалился,
по самолет смог дотянуть до авиабазы Петрович в Македонии,
продемонстрировав уникальную боевую живучесть.
14. Транспортный вертолет Боинг-Вертол «Чинук» НС.Mk.2
27-й эскадрильи ВВС Великобритании, Кэмп Пайпер, Македония, 11 июня
1999 г.
«Чинукам» Королевских ВВС отводилась важнейшая роль в плане ввода
воинского контингента НА ТО в Косово. Вертолеты перевезли солдат и
офицеров 5-й воздушно-десантной бригады в стратегический проход Казаник,
позволив основным силам НА ТО беспрепятственно войти в албанскую
провинцию Сербии. Все принимавшие участие в операции «Джойнт Гардиан»
вертолеты несли полные комплекты боевого оборудования, а в проемах
дверей были установлены пулеметы. На всех восьми британских вертолетах
«Чинук», развернутых в Македонии имелись особые опознавательные знаки в
виде перевернутой буквы « V».
15. Боевой вертолет Ми-24П армейской авиации вооруженных сил России,
Московский военный округ, аэропорт Приштины, Косово, август 1999 г.
С момента появления в Слатине российской воздушно-десантной роты
военное присутствие РФ в Косово быстро возрастало и вскоре численность
российского контингента KFOR перевалила за
3000 человек. В Слатине появились вертолеты с красными звездами на
бортах. Ми-8 и Ми-24 выполняли разведывательные задания, эскортировали
с воздуха автоколонны. Вертолетчиков набирали в подразделениях
армейской авиации Московского военного округа. Многие пилоты имели за
плечами Афганистан и Чечню.
16. Разведывательный вертолет Белл OH-58D
«Кайова Уорриер» регистрационный номер 40174 взвода «Dark
Horse» 1-й эскадрильи 4-го кавалерийского полка армии США, Кэмп
Бондстил, Косово, февраль 2000 г.
Деятельность американского миротворческого контингента численностью
6000 человек поддерживала вертолетная группа тэск форс «Фолкон»,
которая базировалась в Кэмп-Бандстиле на востоке Косова.
Разведывательные вертолеты OH-58D
«Кайова Уорриер» вели мониторинг обстановки в районе сербских
населенных пунктов и контролировали приграничные с Сербией районы
Косова. Совершенная тепло- телевизионная аппаратура позволяла
действовать вертолетам в любое время суток, на борту имелось
оборудование для записи видеоизображения, видеозаписи потом тщательно
изучались сотрудниками разведслужб KFOR |