Волшебство «Мерлина»

 

Осенью 1943 года Бомбардировочное командование американской 8-й Воздушной Армии, базировавшейся в Европе, оказалось перед лицом кризиса. Более года бомбарди­ровщики В-17 «Фортресс» и В-24 «Либерейтор», количество которых все увеличива­лось, наносили удары по промышленным объектам нацистов как на территории Гер­мании, так и в оккупированной Европе. С момента боевого дебюта В-17 в августе 1942 года, по ключевым целям был нанесен ряд точных ударов, причинивших серьезные разрушения. Казалось, что эксперимент ВВС армии США, посылавших свои хоро­шо вооруженные бомбардировщики в днев­ные налеты на Германию, может быть пре­кращен лишь при возникновении каких-ни­будь драматических обстоятельств. К сожа­лению, такими обстоятельствами стали ис­требители Люфтваффе и зенитная артилле­рия немцев. Потери американских бомбар­дировщиков достигли такого уровня, что после печально известных октябрьских на­летов на Швайнфурт и Регенсбург, Бомбар­дировочному командованию Восьмой ар­мии пришлось очень осторожно распреде­лять свои ресурсы. В каждом из вышеупо­мянутых налетов было потерянно около 60 бомбардировщиков, что стало предметом бурных дебатов в Конгрессе США. Амери­канское правительство поставило вопрос -стоит ли продолжать воздушное наступле­ние, если и дальше потери будут столь су­щественным? Несколько недель с английс­кой территории не было произведено ни одного глубокого налета на Рейх, так что у немцев сложилось впечатление, что воз­душное наступление захлебнулось. На са­мом же деле сказалась испортившаяся ев­ропейская погода - какой смысл посылать бомбардировщики, если бомбардиры не смогут увидеть свои цели.

Но, без сомнения, бомбардировочным силам 8-й Воздушной был нанесен серьез­ный удар. Стратегические замыслы союзни­ков предполагали, что Третий Рейх должен быть уничтожен первым, чтобы затем Аме­рика могла обрушить всю свою мощь на Японию, и на бомбардировщики возлага­лась важная задача по уничтожению целей, большинство из которых располагалось в Центральной и Восточной Германии. Сокра­щение же радиуса действия американских бомбардировщиков (чтобы обеспечить их прикрытие истребителями) резко снижало их эффективность.

Осознание того факта, что бомбардиров­щики, пускай и сильно вооруженные, не могут без сопровождения находиться в воз­душном пространстве Германии, привело к тому, что в 1942 году в Англию поступили истребители Локхид Р-38 «Лайтнинг», имевшие большую дальность полета. По иронии судьбы, первоначально предполагалось, что эскортировать американские бомбардиров­щики должны «Спитфайры» королевских ВВС. Поскольку дальность их полета позво­ляла сопровождать бомбардировщики лишь до Парижа, а радиус операций 8-й Воздуш­ной армии стремительно расширялся, эффек­тивность такого эскорта была невысокой.

Но, вскоре после прибытия в Англию, Р-38 перебросили в Северную Африку, и лишь в нескольких налетах, проведенных в начале 1943 года, бомбардировщики имели достойное сопровождение. Как уже упоми­налось, истребительное прикрытие действо­вало в радиусе Парижа, а далее было еще около 200 миль до основных целей.

Поскольку перспектива поступления в ближайшем будущем большего количества Р-38 в Европу была весьма туманной, ВВС США обратили свое внимание на другой истребитель - Рипаблик Р-47 «Тандерболт». 4-я и 56-я истребительные группы (FGs) Восьмой Воздушной армии получили их на вооружение в марте и апреле 1943 года со­ответственно.

Р-47 был неплохим истребителем, но имелись некоторые сомнения относительно того, как скажется на маневренности этой тяжелой (как и все самолеты фирмы Рипаб­лик) машины использование подвесных ба­ков. Однако уже 12 августа 1943 года Р-47 с подвесными топливными баками впервые сопровождали бомбардировщики на зада­ние, а к октябрю могли эскортировать их до границы Германии, то есть на 350 миль от английских аэродромов. Однако опасность сохранялась, если цели бомбардировщиков находились за Берлином. Если бы истреби­тели могли сопровождать своих подопечных и за столицу Третьего Рейха, ПВО которой была очень эффективной, это значительно повысило бы боевой дух экипажей амери­канских бомбардировщиков.

Много надежд возлагалось на истреби­тели Р-38. Две группы, 20-я и 55-я, к концу года летали на «Лайтнингах» над Европой и этот большой двухбалочный самолет, с дальностью полета, позволявшей ему дос­тичь Берлина, казался идеальным решени­ем для эскортных задач. Но оказалось, что топливная система и двигатели Р-38 весьма чувствительны к капризам европейской по­годы, это приводило к постоянным отказам и, как следствие, низкой боевой эффектив­ности. К концу 1943 года задача сопровож­дения бомбардировщиков по всему марш­руту казалась практически неразрешимой. Ни один из американских истребителей не подходил для этих целей, хотя стратеги аме­риканских ВВС рассмотрели все варианты, включая истребители флота. Слабый про­блеск надежды оставляли лишь результаты проводившихся в Англии и США экспери­ментов по установке британского мотора Роллс-Ройс «Мерлин» на планер американ­ского истребителя Р-51 фирмы Норт Америкэн Авиэйшн (NAA).

Новым командующим истребительных сил 8-й Воздушной Армии 3 августа стал генерал Уильям Кепнер. Он отказался при­знать, что одномоторные истребители, в лице Р-47, достигли предела своей дально­сти в 375 миль. Это число, в которое верили как в ВВС США так и ВВС Великобрита­нии. Даже предшественник Кепнера, гене­рал Расселл О'Делл Хантер, доверял англи­чанам - в конце концов, они играли в эту игру значительно дольше и оказали 8-й Ар­мии неоценимую помощь. К счастью для экипажей В-17 и В-24, в данном случае бри­танцы ошибались.

Прибытие осенью на Европейский ТВД 352-й и 355-й групп позволило Кепнеру ре­организовать свои силы, которые тогда включали десять групп. Они были сформи­рованы в крылья, что облегчило одновре­менное управление большим количеством находящихся в воздухе истребителей, каж­дая группа была способна более гибко реа­гировать на информацию получаемую с помощью радаров и системы перехвата «Ультра» - появилась возможность адекват­но выделять силы для решения возникаю­щих задач.