«Великая неделя»

 

Дон Блэйксли был вновь назначен ко­мандиром 4-й группы 1 января 1944 года, незадолго до того, как первое «родное» под­разделение 8-й Армии должно было полу­чить Р-51В. Пытаясь подавить сопротивле­ние немцев в воздухе, ВВС США начали воздушное наступление на авиазаводы и аэродромы противника, а пилоты союзни­ков получили карт-бланш на уничтожение противника как в небе Германии, так и в небе оккупированных нацистами стран. Получившая кодовое название «Категори­ческая Директива» ( а среди пилотов истре­бителей - «Великая неделя»), эта операция была запланирована на февраль.

Тем временем, Дону Блэйксли казалось, что идут какие-то махинации, чтобы задер­жать поступление «Мустангов» на вооруже­ние 4-й группы. Вторая группа 9-й Воздуш­ной Армии, оснащенная Р-51, - 357-я, прибыла на Европейский ТВД, но ее основной задачей была атака наземных целей. Прав­да, практически сразу по прибытии ее по­меняли на вооруженную «Тандерболтами» 358-ю группу, входившую в состав 8-й Ар­мии. Первоначально расположившаяся в Рэйдоне, 357-я группа перебазировалась в Листов и к 22 января имела на вооружении 15 Р-51 В. В конце месяца было объявлено, что 8-я Воздушная наконец получил свою первую группу «Мустангов». Фактически, 357-я стала двенадцатой истребительной группой, поступившей в распоряжение 8-й Армии, первый ее вылет на боевое задание состоялся 11 февраля.

Волнения командира 4-й группы оказа­лись напрасными - «Мустанги» были полу­чены в феврале. Тут же развернулось пере­учивание на новую машину, которое пило­там группы пришлось вести параллельно с вылетами на задания на Р-47 в ходе «Вели­кой недели» (20-25 февраля). С 50 боеготовыми Р-51 В, группа была готова отправит­ся в первый бой 26 февраля, но из-за пого­ды первый вылет состоялся только 28.

Главной опасностью, которую не смог­ло бы преодолеть и неограниченное коли­чество Р-51, была печально известная зим­няя европейская погода. Туман, дымка и густая облачность часто «запирали» истре­бители на стоянках, когда они были долж­ны прикрывать бомбардировщики. Погода оставляла мало шансов на встречу истреби­телей со своими подопечными, даже учиты­вая прекрасную систему радионавигации, развернутую в Англии. Опасность неоправ­данных потерь пилотов в столкновениях или в результате выработки топлива сохранялась всю зиму. Конечно, случалось, что бомбар­дировщики и истребители встречались при ясной погоде, но это не означало, что она оставалась таковой на всем пути к цели и, осо­бенно, над ней. В последнем случае бомбоме­тание, как правило, было неэффективным, и налет приходилось повторять позже.

Для летчиков-истребителей, большее количество вылетов на сопровождение под­разумевало большую возможность одер­жать подтвержденные победы и, в конечно итоге, заработать звание аса. Штаб 8-й Воз­душной армии поначалу не создавал культа асов, однако и не препятствовал неофици­альному соревнованию между группами, полагая, что оно способствует поддержанию здорового корпоративного духа и дает при­меры для подражания всем пилотам. Тем не менее, звание аса оставалось неофициаль­ной целью любого пилота, и командование групп не ставило препятствий. Существо­вала лишь одна оговорка: пилот должен все­гда помнить, что его основная задача - за­щита бомбардировщиков.

Относительно низкий уровень активно­сти авиации Союзников в последние неде­ли 1943 года была связан с заменой и рас­ширением парка бомбардировщиков, но уже к началу 1944 года 8-я Армия могла атако­вать несколько целей одновременно. Это позволяло запутать и распылить силы не­мецкой ПВО и придавало действиям амери­канцев необходимый элемент внезапности.

14 января капитан Дон Джентайл из 336-ой эскадрильи 4-й группы сбил два Fw 190 и стал асом. Опасность подстерегала Джентайла при выходе из боя, когда его Р-47 был атакован еще одним Фокке-Вульфом, пило­тируемым, судя по всему, одним из немец­ких «экспертов». Американцу удалось вер­нуться на базу и, впоследствии, он утверж­дал, что последний бой дал ему богатый опыт и помог психологически. Выстояв в бою с немецким асом, Джентайл в дальней­шем не испытывал проблем с менее опыт­ными противниками. Очевидно, в соответ­ствии с законом средних чисел, «эксперты» из Ягдваффе не могли ему встречаться в каждом бою.

Следует отметить, что воздушный бой не был гарантирован пилотам в каждом бо­евом вылете. Были дни, когда Ягдваффе не показывались вообще, тогда американцы могли легко выполнять свои задачи и толь­ко слушать рассказы о схватках с немцами. Тем не менее, январь 1944 года был очень неплохим месяцем для истребительной авиации 8-й Армии, которой удалось унич­тожить 172 вражеских самолета при потере 65 своих. Сложные метеорологические ус­ловия препятствовали атакам бомбардиров­щиков, выполнившим в том месяце лишь девять удачных налетов.