Прощание с Джентайлом

 

Неделей спустя 8-я Воздушная Армия понесла еще одну серьезную потерю - ка­питана Дона Джентайла. Причем виноваты в этом были не немцы, а американская сис­тема ротации пилотов. 13 апреля 1944 года вызвало противоречивые эмоции как у Джентайла, так и его командира, подполков­ника Дона Блэйксли. Огромная толпа мест­ных и американских представителей средств массовой информации собралась на аэродроме в Дебдене, чтобы встретить луч­шего на тот момент аса 8-й Воздушной, ко­торый выиграл «Гонку Асов», превзойдя рекорд в 26 побед, установленный Эдди Рикенбакером еще в Первую Мировую вой­ну (правда 6 из 27,83 побед у Джентайла -самолеты, уничтоженные на земле). В этот день американец заканчивал свой операци­онный цикл и это был его последний бое­вой вылет перед возвращением на родину. Джентайл решил отметить это событие по­добающим образом и сделал на своем пер­сональном «Мустанге» Shangri-La несколь­ко проходов на бреющем полете над аэро­дромом, чтобы пощекотать нервы собрав­шейся толпе. На последнем проходе он опу­стился слишком низко и его самолет задел радиатором за землю... Джентайл отделал­ся незначительными травмами, чего не ска­жешь о самолете. Блэйксли ранее предуп­реждал своих пилотов, что если кто-нибудь из них разобьет свой самолет в аварии, то он будет немедленно отправлен домой. Но здесь он уже ничего не мог поделать, срок службы Джентайла истек и он отправился в Америку.

Двумя днями позже, в ходе полномасш­табной операции Jackpot, в ходе которой истребители наносили удары по аэродромам во Франции, 8-я Армия внесла в свою ко­пилку рекордное количество побед - 18 в воздухе и 40 на земле.

К сопровождению бомбардировщиков истребители вернулись 18 апреля, когда 4-я группа охраняла их на пути к Берлину. Все знали, что путь к столице Германии («Боль­шому Б», как называли его пилоты), отнюдь не усыпан лепестками роз и в этот раз Люф­тваффе показали американцам почему. Май­ор Джордж Карпетер из 335-й эскадрильи, ас, имевший на счету 11,3 победы, проби­вался через смешанную группу из Bf 109 и Fw 190. Он быстро сбил два истребителя прежде, чем мастерски пилотируемый Bf 109G всадил несколько снарядов в мотор его «Мустанга».

Карпентер быстро терял высоту на сво­ем дымящем истребителе, правда, против­ник отстал от него. Но когда по нему открыл огонь одинокий Fw 190, американцу не ос­тавалась ничего другого, как воспользовать­ся парашютом. В этом вылете 4-я группа также потеряла лейтенанта Ллойда Генри и аса капитана Ви Франса. Последний погиб, врезавшись в землю при попытке уйти из-под атаки Fw 190.

Но на следующий день удача была на стороне 4-й группы. Совместно с истреби­телями 352-й, 355-й и 357-й групп, ее пило­ты сопровождали бомбардировщики к Касселю и сбили пять самолетов противника. Столько же записала на свой счет 357-я группа, 355-я и 352-я вернулись домой с тремя победами. Два из трех уничтоженных 352-й группой самолетов на счету ее тре­тьего по числу побед аса 1-го лейтенанта Джона Торнелла. Единственной потерей в этом вылете был дважды ас из 4-й группы капитан Чарльз Андерсон, по ошибке сби­тый в горячке боя стрелком В-17.

24 апреля стало удачным днем для 357-й группы, пилоты которой были самыми результативными по числу побед в воздухе среди подразделений «Мустангов» 8-й Ар­мии. Совместно с истребителями 355-й и 357-й групп (последняя заслужила непло­хую репутацию при атаке наземных целей) они уничтожили 42 вражеских самолета. Идея Люфтваффе использовать против бом­бардировщиков двухмоторные истребители оказалась неудачной - 357-я группа сбила семь из них. Противник в этом случае упор­но использовал маневр «сплит-S» и пики­рование с работающими двигателями, что­бы спастись от Р-51, но последний имел преимущество в скорости. Американские пилоты легко удерживались на хвосте у убе­гающего врага, сбивая его, как только тот выводил свой самолет у самой земли.

На малой высоте Р-51В мог обычно пе­реиграть любой из одноместных немецких истребителей, причем с фатальным резуль­татам. Превосходя в мастерстве пилотиро­вания своих противников, американские пилоты просто вгоняли их в землю. Малые высоты не прощали ошибок в пилотирова­нии, и неопытные немцы часто врезались в деревья, здания или землю.

Продолжительное преследование вра­жеских самолетов зачастую создавало про­блемы и для пилотов союзников, которые, закончив охоту, не могли обнаружить свое подразделение. Некоторым удавалось «вос­соединиться», но многие пилоты добира­лись на свои базы в одиночку.

В бою большое значение имеет связка «ве­дущий-ведомый». Асы первыми подтвердили, что взаимная поддержка была жизненно не­обходима для победы и что «вторая пара глаз» нужна пилоту, независимо от того насколько он хорош, чтобы не стать жертвой подкрав­шихся Fw 190 или Bf 109.

Расчет на «первый-второй» действовал очень эффективно и первой из таких пар истребителей публике стала известна коман­да, состоявшая из Дона Джентайла и Джо­на Годфри.

Годфри, комментируя технику Джентай­ла, говорил: «Он агрессивен. У него отличная реакция. Обычно хороший летчик, увидев под собой группу «Гансов», начинал считать их, Джентайл же сразу бросался в самую гущу и быстро сбивал один из них. Я думаю, это у него уже на уровне рефлексов».

Эффективность эскорта истребителей зависела от сомкнутости строя бомбарди­ровщиков, которые старались построиться еще в небе над Англией. Когда строй рас­сыпался, истребителям было дьявольски трудно защитить сотни В-17 или В-24, рас­тянувшихся в небе на несколько миль. Яр­ким примером этому утверждению стал на­лет на Берлин 29 апреля, когда из-за нави­гационной ошибки бомбардировщики на 40 миль разминулись с эскортом. Хаос в небе привел к тому, что 17 «Летающих крепос­тей» были сбиты по пути к цели, а еще 38 В-17 и 25 В-24 стали жертвой Ягдваффе над столицей Германии. Не сумевшие вмешать­ся в эту бойню американские истребители сбили в мелких стычках 14 самолетов про­тивника.

Тем не менее, 8-я Армия имела в апреле положительный баланс - 825 самолетов вра­га было уничтожено в воздухе и 493 - на земле, причем три четверти побед приходи­лось на долю Р-51. Американцы потеряли 163 машины, включая 67 «Мустангов». Хотя и ожидалось, что потери при штурмовке будут выше, по апрельской статистике вы­ходило, что на каждые 100 вылетов на штур­мовку приходилось три потерянных Р-51, в то время как при выполнении задач сопро­вождения на 100 вылетов был потерян толь­ко один самолет. Более значимым является тот факт, что за этот период Люфтваффе потеряли 489 пилотов, а на замену им при­было только 396. Американское воздушное наступление также заставило немцев заби­рать истребители с других фронтов, чтобы усилить оборону Рейха, и эта ситуация усу­гублялась с каждым последующим месяцем. Поскольку приближался момент высад­ки войск Союзников в Европе, истребитель­ные силы 8-й Воздушной Армии все боль­ше занимались нанесением ударов по назем­ным целям во Франции. Параллельно с этим продолжалось перевооружение на Р-51 В групп, среди которых была и базировавша­яся в Фаулмере 339-я. Многие из вылетов на штурмовку обходились без встреч с истребителями Ягдваффе, основной задачей которых стала борьба с налетами бомбар­дировщиков. Например, 8 мая над Брунсвиком и Берлином развернулись огромные воз­душные сражения, в которых участвовали более 200 немецких самолетов.

Над Голландией Ягдфлигер пытались атаковать «бомбовозы» на встречном кур­се, но пилоты 359-й группы сбили 11 про­тивников. В районе цели 352-я группа стол­кнулась со 150 немецкими истребителями, поджидавшими бомбардировщики. Над Гер­манией в тот день стояла плотная облач­ность, что играло на руку пилотам Люфт­ваффе, поскольку они могли быстро укрыть­ся от атак Р-51 в облаках. Подполковник Джон Мейер, командир 487-й эскадрильи 352-й группы, увидел заманчивую цель -несколько Fw 190, еще не сбросивших свои баки. Мейер и его ведомый капитан Гамиль­тон, атаковали их и уничтожили один само­лет. Набирая высоту, Мейер увидел, что не­сколько истребителей противника подбира­ются к Гамильтону сзади. Он быстро опус­тил нос своего Р-51 В вниз и атаковал про­тивника. Немецкий пилот воспользовался парашютом после первого же залпа Мейера! Когда Мейер и Гамильтон снова наби­рали высоту, к ним присоединился лучший ас 328-й эскадрильи Джон Торнелл, подо­спевший как раз вовремя, чтобы уничтожить группу Bf 109. Один из немецких истреби­телей взорвался, когда в него попал шквал пуль из пулеметов Торнелла. Затем Торнелл и Мейер быстро сбили еще по одному про­тивнику. В этом же бою лейтенант Карл Лаксик из 352-й группы стал первым в 8-й Армии «асом за один день».

13 мая 355-я группа столкнулась с Me 410 из ZG 26 и нанесла им тяжелый урон. Подполковник Джеральд Дике и его ведо­мый сбили четыре вражеских истребителя, а всего в этот день группа записала на свой счет шесть Me 410. 357-я группа уничтожи­ла еще три двухмоторных машины.

В преддверии высадки в Европе многие группы были полностью задействованы на уничтожении наземных целей в рамках опе­рации «Чаттанога» - охоте за паровозами во Франции и Германии. 339-я группа продол­жала летать на сопровождение и в одном из вылетов в мае 1944 года уничтожила 17 вра­жеских самолетов, причем 13 из них в тече­ние нескольких минут. В этом бою лейте­нант Крис Хандельман стал самым моло­дым в 8-й Воздушной асом - ему было толь­ко 19 лет.

24 мая лейтенант Ральф «Кид» Хофер, один из наиболее колоритных пилотов 4-й группы, сбил еще два вражеских самолета, на тот момент это были его 13-я и 14-я побе­ды соответственно. Двумя днями позже последняя из входящих в состав 8-й Воздушной Армии истребительных групп вы­полнила первый боевой вылет на Р-38. Та­ким образом, истребительное командование 8-й Армии достигло своей главной цели -иметь в своем распоряжении 15 боеготовых групп к моменту высадки в Европе.

Теперь главной задачей бомбардиров­щиков стали нефтеперерабатывающие заво­ды. Эти цели пользовались дурной славой из-за «горячего» приема, оказываемого пи­лотам союзников немецкими истребителя­ми и зенитной артиллерией, и Политц, на­лет на который состоялся 29 мая, относился к худшим из них. В этом вылете 359-й груп­пе встретилось около 40 Fw 190. В тот день победу одержал лучший ас группы, лейте­нант Рей Ветмор из 370-й эскадрильи. Так­же была удачной схватка и для пилотов 361-й группы, которых назвали «Yellow Jackets», они уничтожили 12 самолетов врага.

Асы 8-й армии редко гибли в бою, но были и исключения. 30-я мая состоялся мас­сированный налет на различные цели в Гер­мании, в ходе которого отличились пилоты 357-й группы. В воздушном сражении, происходившем на высотах от 30000 футов до верхушки деревьев, они уничтожили 17 про­тивников. На обратном пути четыре «Мус­танга» были атакованы зашедшими со сто­роны солнца Bf 109G. Утомленные полетом американцы не заметили противника и по­теряли один самолет, который пилотиро­вал один из первых асов группы, капитан Флетчер Адаме (9,5 побед). Несмотря на потерю своего лидера, пилоты «Мустан­гов» быстро уничтожили всех своих че­тырех противников.