Набираясь опыта

 

В обращении генерала Дуайта Эйзенхауэра к войскам перед высадкой в Европе было сказано: «Самолеты над головой будут (только) нашими». И это была не бравада. К рассвету 6 июня ВВС союзников сделали воздушное пространство над побережьем Франции столь опасным для Ягдваффе, что главнокомандующий мог не опасаться угро­зы с воздуха.

Авиационное прикрытие операции «Оверлорд» было сильным и хорошо про­думанным, и истребительные силы 8-й Воз­душной Армии были его неотъемлемой ча­стью. Предполагалось, что истребители со­юзников будут постоянно патрулировать над кораблями, пока войска штурмуют берега Нормандии. Для этой цели применялись Р-38, характерный силуэт которых позволял безошибочно идентифицировать их, чтобы не «вводить в искушение» нервничающих флотских зенитчиков. Непосредственно над полем боя «работы» для авиации практичес­ки не было и многие пилоты сильно огорчились, когда до баз в Англии дошли ново­сти о больших потерях американских войск в точках высадки «Омаха» и «Юта».

В полуденные часы 6 июня самолеты Люфтваффе появлялись в небе в небольшом количестве. 4-я группа уничтожила Fw 190, а 355-я несколько позже столкнулась с де­сятью штурмовиками Ju 87. Ведомые своим командиром, подполковником Джераль­дом Диксом, американские пилоты обруши­лись на оторопевших немцев. Охваченные паникой экипажи «Штук», пытаясь спас­тись, стали сажать свои самолеты на любой подходящий клочок земли. Пилоты Р-51 быстро уничтожили восемь из них и про­должили патрулирование.

Несколько позднее, в этот же день, «Штуки» повстречались истребителям 357-й группы, которые сбили семь машин, еще два уничтоженных штурмовика записала на свой счет 339-я группа. Скорее всего, пас­сивность Люфтваффе во Франции объясня­лась тем, что немецкое командование (и осо­бенно Гитлер) было уверенно, что высадка десанта Союзников состоится в Па-де-Кале. Постепенно немцы стали понимать, что это действительно главные силы вторжения, а не отвлекающий маневр союзников. Актив­ность Люфтваффе стала постепенно возра­стать, хотя они уже не могли помешать вы­садке войск. Львиная доля боевых вылетов ВВС США в день вторжения пришлась на атаку наземных целей, что привело к неиз­бежным потерям от огня зенитной артилле­рии. Самолеты истребительного командова­ния 8-й Воздушный Армии выполнили в этот день 1873 боевых вылета, уничтожи­ли в них 26 вражеских самолетов и столько же потеряли сами.

К 8 июня Люфтваффе перебросили свои истребители на французские аэродромы, что позволяло им атаковать войска союзников.

В тот день состоялось множество воздуш­ных сражений. Немцы потеряли 31 самолет, 11 из которых уничтожили пилоты 339-й группы.

Ранним утром лейтенант Арчи Тауэр из 505-й эскадрильи FS вел свое звено на штур­мовку, когда один из пилотов заметил летев­шую выше них группу Fw 190. Тауэр немед­ленно бросился на перехват и сбил одного немца. Было еще довольно темно и амери­канские пилоты, рассеяв Fw 190, снизились на малую высоту, чтобы атаковать вражес­кий аэродром. Встреченные сильным загра­дительным огнем зенитной артиллерии, Тауэр и его ведомый открыли огонь и уничто­жили бомбардировщик Do 217.

К июню 1944 года четыре группы - 4-я. 339-я, 352-я и 361-я - получили первые Р-5ID, поступившие в 8-ю Армию. Эти груп­пы первоначально летали на задания сме­шанными порядками из обеих модификаций «Мустанга», но вскоре Р-51В полностью за­менили на D, поступавшие во все возраста­ющих количествах. К июлю еще шесть групп получили Р-5 ID - 20-я, 55-я, 355-я, 357-я, 359-я и 364-я. Но прошло еще три месяца, прежде, чем в сентябре новые ма­шины получила 479-я группа. В октябре за ней последовала 353-я, в ноябре - 356-я и в декабре - 78-я. Последние три группы пере­сели с Р-47 прямо на P-51D, минуя Р-51 В.

Боевые вылеты в День вторжения и пос­ледующие дни, в которых Р-51 В участвова­ли наряду с Р-47 и Р-38, показали, что «Му­станг» лучше всего подходит для того, что­бы расчищать дорогу наступающим войс­кам. Поскольку союзники пытались обезо­пасить свой плацдарм во Франции, посту­пало все больше запросов на уничтожение наземных целей, так что количество выле­тов на штурмовку в каждой группе продол­жало возрастать. К счастью, было более чем достаточно и «Мустангов» и пилотов, что­бы справиться с потоком требований. Под­разделения стали практиковать вылет на за­дание двумя звеньями - «А» и «Б», чтобы в одном вылете провести и штурмовку и обес­печить защиту бомбардировщиков, причем последнее оставалось главной задачей Р-51.

Переход на «Мустанг» не всегда был легким, особенно для пилотов, ранее летав­ших на более крупных и тяжелых Р-38. Обойтись без серьезных потерь при пере­оснащении, 55-й группе помогли опытные советники, присланные истребительным командованием 8-й Армии. Но все же инер­тный Р-38 являл собой полный контраст Р-51. Особенно опасным было поведение пос­леднего с полными подвесными баками сра­зу после взлета, что, как рассказывает май­ор Эд Гиллер, могло для некоторых пило­тов закончится катастрофой.

«Наш первый боевой вылет на Р-51 с полным запасом топлива как во внутренних, так и в подвесных баках, был довольно опасным. Наша эскадрилья набрала высоту 800 футов, следуя за другой эскадрильей, которая уже скрылась в низкой облачности, установившейся на высоте 1000 футов, ког­да из- за облаков «вывалился» штопорящий «Мустанг». Каким то чудом его пилоту уда­лось сбросить баки и выровнять свою ма­шину на высоте всего 50 футов. Фюзеляж его «Мустанга» деформировался и его пи­лот слабым голосом сообщил по радио о своем возвращении на базу. Как ему удалось спастись, я не знаю».

Но 55-я группа продолжила полет, хотя некоторые из пилотов были шокированы этим инцидентом. На высоте 25000 футов в штопор свалилось по крайней мере еще пол­дюжины пилотов. Но у всех них хватило духа, чтобы сбросить баки, и восстановить нормальное управление. Так бывшие пило­ты Р-38 столкнулись с одним из недостат­ков Р-5 ID.