Опасные противники

 

В ходе воздушных боев в небе Европы, в середине 1944 года американские пилоты столкнулись с новым словом в авиационной технике - реактивными самолетами, которые по некоторым параметрам превосходили их собственные машины. К счастью для союз­ников, немецкие ученые не успели довести их эксплуатационные характеристики до приемлемого уровня.

Создаваемые в Германии самолеты с ракетными и реактивными двигателями по­пали в поле зрения Союзников за много ме­сяцев до того, как пилоты 8-й Воздушной Армии столкнулись с ними н бою. Было много спекуляций на тему «когда у против­ника появится новое смертоносное оружие» и мало достоверной информации. Пилоты столкнувшиеся с этими самолетами тща­тельно опрашивались, и разведывательные информационные сводки поступали всем заинтересованным подразделениям, в том числе, и истребительным группам.

Главной целью была разработка новой тактики для действия истребителей, но, в действительности, мало что можно было придумать. Ведь если пилот на своем Р-51 не мог догнать реактивный самолет, он не мог его сбить. Поэтому складывалась очень тревожная ситуация.

28 июля 1944 359-я группа сопровож­дала бомбардировщики, направлявшиеся бомбить Мерсебург. Когда «Мустанги» при­близились к цели, полковник Эвелин Тэйкон получил запрос по радио от одного из его пилотов. Два инверсионных следа тяну­лись к потоку бомбардировщиков, что го­ворило о присутствии быстрых самолетов -очень быстрых. Тэйкон, пытаясь воспрепят­ствовать противнику, развернул свое звено на 180 градусов, но шансов у него не было. Me 262 легко ушли от преследования: один спи­кировал к земле, а другой наоборот, стреми­тельно ушел вверх и поршневые истребители американцев не могли угнаться за ними.

Генерал Кепнер, анализируя это и дру­гие подобные сообщения, мог лишь совето­вать своим группам: «.. .Первым признаком (появления реактивных самолетов) являют­ся инверсионные следы на высотах 30000 футов и выше, приближающиеся к бомбар­дировщикам сзади. Наиболее вероятно появление реактивных самолетов в районе Лейпцига и Мюнхена...»

Кепнер и его командующие групп пони­мали, что им брошен очень серьезный вы­зов. Противник превосходил Р-51 по мак­симальной скорости горизонтального поле­та, и если бы нацистам удалось сформиро­вать достаточное количество вооруженных реактивными истребителями Группен, бом­бардировщикам придется очень туго.

В последующие недели «реактивная уг­роза» стала еще более ощутимой. 5 августа ракетный истребитель Мессершмитт Me 163 «Комета» напал на группу Р-51, сопровож­давших бомбардировщики и, с короткой дистанции, сбил три из них. Правда, не­сколько дней спустя, 359-й группе удалось немного отыграться.

16 августа подполковник Джон Мерфи, охотившийся за вражескими самолетами в районе Лейпцига, заметил как Me 163 ата­кует американские бомбардировщики. Он увидел как маленький ракетный самолет задросселировал тягу и направился к отстав­шему В-17. Пытаясь спасти одинокую «Кре­пость», Мерфи дал полный газ - на указате­ле воздушной скорости была цифра 400 миль/час. Он постепенно приближался к Me 163, который, тем временем, проскочил мимо своей жертвы и выравнивался на сред­ней высоте. Мерфи открыл огонь и наблю­дал попадания в хвостовое оперение и фю­зеляж. Американцу пришлось сделать глу­бокий вираж, чтобы погасить скорость. Ве­домый Мерфи, лейтенант Кайрил Джонс, заметил как немец выполнил маневр «сплит-S» и вошел в пике. Джонс попытался по­гнаться за ним, но попав в спутную струю на мгновение потерял сознание от возник­ших перегрузок. Используя свое преиму­щество в скорости пилот «Кометы» быстро оказался вне пределов досягаемости.

Но схватка еще не закончилась, так как Мерфи обнаружил еще один Me 163, летев­ший на 5000 футов ниже. Он круто спики­ровал на противника и добился попаданий в фюзеляж. Взрыв разломил немецкий са­молет пополам.