Новый костюм

 

К осени 1944 года были созданы противоперегрузочные костюмы и 339-я и 357-я FG вошли в число подразделений американ­ских ВВС, проводивших их полевые испы­тания. Костюмы заполнялись водой или воздухом и препятствовали кратковременной потере пилотом сознания, при выполнении маневров с большой перегрузкой. Вот что вспоминал по этому поводу «Бад» Андерсон:

«По правде говоря, «Мустанг» был го­раздо крепче, чем летавшие на нем люди. При перегрузках гораздо ниже тех, при ко­торых у самолета отвалились бы крылья, пилот просто терял сознание, так как под воздействием центробежной силы кровь отливала от мозга. При пятикратной пере­грузке перед глазами возникала серая пеле­на, но вы еще могли пилотировать, семи­кратная или больше - и вы «вырубаетесь». Облегающий фигуру противоперегрузочный костюм при перегрузках просто наду­вался и, сжимая тело, не позволял крови отливать от головы».

«Поскольку они (костюмы) были экспе­риментальными, мы имели два различных типа. Костюм с водой - это было что-то. Механик заливал его через отверстия в вер­хней части с помощью воронки и кувшина (насколько я помню, требовалось несколь­ко кувшинов). По возвращении с задания вы садились на крыло, открывали две пробки на лодыжках, и вода вытекала из них сереб­ристыми струйками. Главный недостаток этого костюма - он был очень холодным. Мы пытались заполнять его теплой водой, но на высоте семи миль она быстро остыва­ла. Костюм с воздухом был присоединен к клапану, который под воздействием перегру­зок начинал подавать воздух от вакуумной помпы двигателя. Он состоял из трех час­тей, охватывающих икры, бедра и брюшную полость и надувался автоматически. Это работало гораздо лучше».

«При использовании противоперегрузочных костюмов мы могли летать немного лучше, виражи стали более компактными. Мы могли выходить на более большие пе­регрузки, что давало нам преимущество. Ис­пользование костюмов не вызывало сопротив­ления, поскольку мы понимали, что надевая их мы как бы делаем самолет лучше».

На пороге новой эры в авиации пило­там американских истребителей требова­лась гермокабина, чтобы избежать болез­ненных ощущений, столь хорошо знакомых ныряльщикам. При полете на высотах бо­лее 40000 футов, при использовании кислородной маски, растворенный в крови азот начинал закипать, вызывая сильную боль в суставах. В 1944 году попробовали следу­ющий способ борьбы с этим явлением: пе­ред полетом пилот дышал чистым кислоро­дом, выводя, таким образом, азот из крови. Не на всех пилотов это «лекарство» действо­вало одинаково; некоторые из них обнару­жили, что постоянное длительное пребыва­ние на больших высотах вызвало адаптацию организма.

На больших высотах возникали и другие проблемы. Иногда отказывала си­стема удаления водяного конденсата и пилот ничего не мог разглядеть за запо­тевшим фонарем. Случались и отказы пу­леметов, особенно если их обогреватели работали со сбоями.