«Ланкастер» В. Mk II

 

После развертывания полномасштабно­го производства «Ланкастеров» появилась новая проблема - нехватка моторов Роллс-Ройс «Мерлин». Поэтому часть самолетов решили оснастить двигателями воздушно­го охлаждения «Геркулес», которые выпус­кались фирмой Бристоль. Четыре таких мо­тора были установлены на ставший прото­типом ВТ810, летные испытания которого начались 26 ноября 1941 года и дали хоро­шие результаты. Поскольку сборочные ли­нии Авро были полностью загружены вы­пуском Мк I, заказ получила фирма Армстронг-Уитворт. Между сентябрем 1942 года и мартом 1944 года, на своем заводе в Бэгинтоне, она построила 300 бомбардировщиков, имевших серийные номера DS601 -627 и LL 617-739.

Кроме DS601 - 627, оснащенных дви­гателями «Геркулес» VI, остальные само­леты получили моторы «Геркулес» XVI -звездообразные 14-цилиндровые воздуш­ного охлаждения, мощностью 1735 л.с., вращавшие винты Ротол (в отличие от «Мерлина», винты вращались против ча­совой стрелки).

Первоначально внешний вид фюзеляжа у Мк II практически не отличался от такового у Mk I/II, но уже на начальном этапе серийного производства на эту модифика­цию стали стандартно устанавливать выпук­лые створки бомбоотсека, что позволяло брать на борт 3628-кг бомбы. Радар H2S на эту модификацию не устанавливался. Вме­сто него на Mk II монтировали аппаратуру G-H - систему навигации и бомбометания вне визуальной видимости цели, резко уве­личивающую результативность атак). Прав­да, это оборудование проходило на Mk II только испытания, в полном масштабе оно стало использоваться 3-й группой только с конца 1944 года. Отсутствие радара H2S позволило вновь установить на самолеты нижнюю турель FN64, что стало актуаль­ным в 1943/44 годах, когда немцы стали широко использовать против машин Бом­бардировочного Командования Schrage Music («Джаз») - пушки на истребителях стрелявшие под углом вверх. На большин­стве машин хвостовые турели FN20 заме­нили на FN120, имевшие более легкую кон­струкцию и усовершенствованный прицел. Модернизации подверглась и силовая уста­новка, получившая новые воздухозаборни­ки, аналогичные использовавшимся на «Бофайтерах», и пламегасители. Судя по фото­графиям, на Mk II сохранился небольшой блистер бомбардира и кронштейн ПВД ран­него типа.

При полетном весе 28576 кг летные ха­рактеристики Mk II были почти такими же, как у Mk I/III - максимальная скорость со­ставляла 426,47 км/ч на высоте 4267 м, а крейсерская - 268,7 км/ч. Mk II превосхо­дил своих собратьев по скороподъемности вплоть до высоты 5486 м, но затем начинал резко отставать. Положительной чертой моторов «Геркулес» (впрочем как и всех моторов воздушного охлаждения) была его более высокая, по сравнению с «Мерлина­ми», боевая живучесть и менее заметный ночью выхлоп.

Первый боевой вылет новой модифика­ции «Ланкастера» должен был состояться 11 января 1943 года, когда к цели предполага­лось отправить DS607 из 61-й эскадрильи, но вылет отменили. Официальное боевое крещение Mk II состоялось в ночь 16 янва­ря, когда две из трех имевшихся в наличии машин бомбили цели на территории Германии. Первой частью, полностью вооружен­ной «Ланкастерами» Mk II, стала 115-я эс­кадрилья, к переоснащению которой при­ступили в марте 1943 года. В течение шес­ти месяцев за ней последовали 408-я, 426-я и 432-я эскадрильи - все они входили в со­став 6-й (канадской) группы. Все четыре подразделения ранее эксплуатировали «Веллинттоны» или «Хэмпдены» с моторами воздушного охлаждения, что позволило до минимума сократить затраты времени и сил на переучивание технического персонала. Последней частью получившей Mk II стала в сентябре 1943 года 514-я эскадрилья.

В ноябре 1943 года фирма Армстронг-Уитворт прекратила постройку «Ланкасте­ров» Mk II, переключившись на выпуск Mk I/HI с «Мерлинами» - моторы «Геркулес» теперь требовались для оснащения бомбар­дировщиков «Галифакс» Mk III. Три канад­ских эскадрильи, летавшие на «Ланкасте­рах» Mk II, были перевооружены на «Гали-факсы» с февраля по август 1944 года, в то время как 115-я и 514-я эскадрильи получи­ли «Ланксы» с моторами «Мерлин» в мае и сентябре 1944 года соответственно. Во вре­мя своей, относительно короткой, боевой карьеры Mk II участвовали в налетах на Рур. Гамбург и Берлин, а также осуществляли вылеты для поддержки войск во время вы­садки в Нормандии. Из 300 выпущенных Mk II не менее 60% машин было потеряно в ходе боевых действий. Большинство уцелевших бомбардировщиков этой модификации были отправлены в центры утилизации, но десять самолетов использовались в каче­стве учебных пособий, а еще несколько машин служили в экспериментальных подразделениях. Несмотря на то, что в мае 1945 года Mk II объявили устаревшим, горстка таких самолетов продолжала ис­пользоваться для отработки оборудования и двигателей. Последний «Ланкастер» Mk II - LL735 - был снят с эксплуатации в 1950 году и пошел на слом.