«Ланкастер» В. Mk I (Special)

 

Появление на свет модификации «Лан­кастер» В. Mk I (Special) было прямо связа­но с принятием на вооружение Королевски­ми ВВС 10-тонной бомбы «Грэнд Слэм» - самой крупной, из применявшихся во вре­мя Второй Мировой войны. Самолеты про­сто «распотрошили», чтобы они могли не­сти этот тяжелый груз. Створки бомбоотсека были сняты, а сам он получил неболь­шие обтекатели спереди и сзади. Были ус­тановлены более мощные моторы «Мерлин» 24 и усилены стойки шасси. Наземные и летные испытания новой бомбы проводи­лись на бомбардировщиках с серийными номерами PB529/G и PB995/G. Эти маши­ны имели полный комплект оборонительно­го вооружения, характерный для Mk I, но на доработанных Special-самолетах пере­дняя и верхняя турели демонтировались, а вооружение хвостовой сокращалось до пары 7,69-мм пулеметов. При взлетном весе 33112 кг (запас топлива был уменьшен до 6340 литров) эти «Ланкастеры» имели даль­ность полета 2655 км, что было вполне дос­таточно при взлете с баз на территории кон­тинентальной Европы. Боевой дебют ново­го оружия состоялся в марте 1945 года. Даже значительно облегченные машины не мог­ли поднять «Грэнд Слэм» на высоту более 5180 м - гораздо ниже, чем планировал ее со­здатель, Варне Уоллис. Тем не менее, при прак­тическом применении (до конца войны успе­ли сбросить 41 бомбу) результаты оказались превосходными - все цели были либо стерты в порошок, либо серьезно разрушены.

В 1945 - 46 годах 15-я эскадрилья ис­пользовала несколько Special вместе с аме­риканскими В-29, доработанными для воз­можности нести «Грэнд Слэм», для испы­таний. Инертные бомбы сбрасывались на бункеры для подводных лодок, чтобы опре­делить глубину проникновения боеприпаса. В 1948 году В. Mk I (Special) были пущены на слом.