Созданный для войны

 

До начала второй мировой войны расположенный в Саутгемптоне завод фирмы Супермарин успел передать Королевским военно-воз­душным силам 306 «Спитфайров». 187 их них поступили а вооружение одиннадцати эскадрилий истреби­тельного командования (эскадрильи №№ 19, 41, 54, 65, 66, 72, 74, 602, 603, 609 и 611), еще 71 самолет находился в подразделениях второй линии; эти истребители предназначались для восполнения потерь. Одиннадцать «Спитфайров» было задействовано в различных испытательных програм­мах, еще один числился за Централь­ной школой пилотов; 36 машин было потеряно в авариях и катастрофах.

В первые месяцы второй ми­ровой войны все вооруженные «Спитфайрами» эскадрильи базиро­вались в Великобритании. В период так называемой «Странной войны», который продолжался до мая 1940 г., истребители очень редко встречались в воздухе с самолетами противника, фактически такие случаи происходи­ли только тогда, когда немецкие са­молеты вплотную приближались к Острову. Первый бой с настоящим противникам «Спитфайры» провели 16 октября 1939 г. В этот день девят­ка бомбардировщиков Ju 88 из 1.1 KG-30 предприняла попытку атако­вать корабли флота Ее Величества в заливе Фирт-оф-Форт. На перехват рейдеров с аэродромов Дрим и Тарнхоус взлетели «Спитфайры» 602-й и 603-й эскадрилий. Первым сбил Юн­кере флайт-лейтенант Пэт Гиффорд из 603-й эскадрильи, еще по одному бомбардировщику сбили флайт-лейтенанты Джордж Пинкертон и Арчи Макеллар из 602-й эскадрильи. Арчи Маккеллар впоследствии, летая на «Харрикейне» в составе 605-й эскад­рильи, одержал 17 побед, причем пять самолетов он сбил в 1940 г. за один день.

В течение нескольких месяцев после воздушного боя, произошед­шего 16 октября, «Спитфайры» лишь изредка поднимались на перехват одиночных бомбардировщиков и разведчиков. Однако, эти месяцы ста­ли временем напряженной боевой подготовки истребительных эскадри­лий, вооруженных «Спитфайрами»; число таких эскадрилий неуклонно росло. К началу мая 1940 г. «Спит­файры» поступили на вооружение еще восьми эскадрилий (№№ 64, 92, 152, 222, 234, 610, 616), таким обра­зом их общее число составило 19 под­разделений.

«Странная война» заверши­лась 10 мая 1940 г. с началом круп­номасштабного немецкого наступле­ния на Западе. Первые воздушные бои проходили вне пределов дей­ствия базировавшихся в Южной Ан­глии «Спитфайров». Ситуация изме­нилась 12 мая, когда «Спитфайры» 66-й эскадрильи, осуществлявшие обычный патрульный полет над Хэгю перехватили самолеты Люфт­ваффе и в скоротечном бою сбили одну вражескую машину. На следу­ющий день летчики 66-й эскадрильи провели еще один воздушный бой. Над Роттердамом «Спитфайры» сби­ли один самолет противника, одна­ко и 66-я эскадрилья не досчиталась одного истребителя.

Первый воздушный боя меж­ду немецкими истребителями Bf 109 и «Спитфайрами» (английские само­леты принадлежали 74-й эскадрильи) произошел 23 мая в районе Кале, ни одна из сторон потерь не понесла. В конце мая накал войны в воздухе резко возрос - все больше «Спитфайров» принимало участие в схватках. Впер­вые самые скоростные истребители RAF встретились лицом к лицу с ис­требителями, не уступающими им по характеристикам.

Эвакуация английских войск из Дюнкерка началась 25 мая. В этот же день «Спитфайры» 54-й эскадри­льи прикрывали «Суордфиши» морс­кой авиации, которые должны были нанести удар по немецким войскам в районе Кале. Бипланы беспрепят­ственно отбомбились по намеченным целям и взяли курс домой. На обрат­ном маршруте «Суордфишам» ничего не угрожало, поэтому «Спитфайры» оказались свободными и направи­лись в поисках противника к югу. Они нашли противника. Один из лет­чиков «Спитфайров» Колин Грей вспоминал:

-  Внезапно мы обнаружили, что находимся прямо внутри группы Bf 109. Я открыл огонь по одному из них, но вдруг увидел дым, идущий от крыла моего истребителя. Кто-то вел огонь по «Спитфайру». Я заложил крутой вираж, но противника не об­наружил. Оглянувшись назад, я уви­дел Мессершмитт, у него на хвосте сидел «Спитфайр» сержанта Джона Норуелла. Норуелл добил уже по­врежденный огнем моих пулеметов Bf 109, немецкий летчик выпрыгнул с парашютом.

На личный счет Грея и Нору­елла записали по «половинке» сбито­го ими на пару мессершмитта. Грей слишком много внимания уделил своей жертве, разглядывая сбитый самолет, за что едва не поплатился жизнью.

-  Внезапно начался сущий ад. Ручку управления от сильнейшего удара вырвало из моих рук и броси­ло резко вперед влево, самолет пере­шел в полет по нисходящей спирали. Мне удалось схватить ручку и выб­рать ее на себя. Самолет отреагиро­вал немедленно - задрал нос и начал набирать высоту. Я оглянулся, но никого на хвосте не увидел. Я уста­новил чрезвычайный режим работы мотора и продолжил набор высоты. Индикатор скорости показывал 240 миль/ч. «Этого не может быть», - по­думал я, нормальная скорость «Спитфайра» при наборе высоте составля­ет порядка 190 миль/ч. Набор высо­ты продолжался, но «Спитфайр» на­чал дрожать, предупреждая о скором сваливании. Я ничего не понимал -индикатор скорости по прежнему показывал 240 миль/ч. Двинул ручку от себя, но скорость не изменилась. Наконец я понял в чем дело: вышел из строя приемник воздушного дав­ления и стрелка индикатора под дей­ствием гравитации опустилась до значения 240 миль/ч.

- Я перевел истребитель в го­ризонтальный полет и стал разби­раться в ситуации. Один снаряд на­сквозь пробил левый элерон, что и послужило причиной поведения руч­ки управления, когда ее бросило впе­ред влево; вышел из строя индикатор воздушной скорости; упало давление в пневмо- и гидросистеме. Теперь не мог выпустить закрылки и шасси, используя основную гидросистему. Шасси пришлось выпускать аварий­но от баллона с углекислым газом. По появлению над плоскостями кры­льев механических индикаторов вы­пуска опор шасси и по двум загорев­шимся на приборной доске зеленым лампочкам я понял, что опоры шас­си вышли и встали на замки.

- Садится было очень трудно. Закрылки отклонились на разные углы. Я не знал с какой скоростью лечу - стрелка прибора по-прежнему показывала 240 миль/ч! На всякий случай я старался держать скорость больше, чем нужно, определяя ее ин­туитивно. Командир авиакрыла «Дадди» Бучир внимательно следил с земли за моей посадкой: «Глупый юный дурак. Он подходит с чересчур большой скоростью и промахнется». Командир оказался прав - я промах­нулся и ушел на второй круг. Теперь я старался держать скорость на гра­ни потери самолетом устойчивости. Пришлось до предела взять ручку на себя, она уперлась мне в живот, но я сел.

-  Осмотр самолета показал, что один снаряд пробил лючок в хво­стовой части фюзеляжа и разорвался внутри самолета. Осколки снаряда сделали обшивку фюзеляжа похожей на кусок сыра. Осколки разбили ре­зервуар со сжатым воздухом и акку­муляторную батарею. Еще один сна­ряд повредил элерон. По направле­нию входного и выходного отверстия от снаряда удалось установить, что Мессершмитт атаковал, пикируя на мой самолет справа сверху.

-  «Спитфайр» (заводской но­мер 3173) подняли на козлы и все желающие могли осмотреть поврежде­ния самолета. Это был первый истре­битель, сумевший вернуться на аэро­дром Хорнчарч после полученных в бою тяжелых повреждений. Вскоре за ним последовали другие истребители. - Колин Грей стал одним из наиболее удачливых пилотов «Спитфайров» и лучшим асом-новозелан­дцем. Даже после множества прове­денных воздушных боев, он всегда помнил о своей первой схватке, ко­торой едва не закончилась его боевая карьера.

По мере эскалации войны рос­ли потери обоих сторон. Эвакуация Дюнкерка завершилась 3 июня 1940 г. К этой дате три пилота «Спитфайров» - флайт-лейтенанты Алан Диир и Роберт Стэнфорд Такк из 54-й и 92-й эскадрилий соответственно, флэг-офицер Гордон Синклер из 19-й эс­кадрильи - одержали по пять или бо­лее побед. Однако, истребительное командование понесло тяжелые поте­ри: за время эвакуации Дюнкерка было потеряно 72 «Спитфайра» -одна треть всех истребителей этого типа, находившихся на вооружении подразделений первой линии. Ценой тяжелых потерь Истребительное ко­мандование сумело прикрыть кораб­ли Royal Navy и сухопутные войска союзников от ударов люфтваффе.