Созданный для войны
До начала второй мировой войны расположенный в Саутгемптоне завод фирмы Супермарин успел передать Королевским военно-воздушным силам 306 «Спитфайров». 187 их них поступили а вооружение одиннадцати эскадрилий истребительного командования (эскадрильи №№ 19, 41, 54, 65, 66, 72, 74, 602, 603, 609 и 611), еще 71 самолет находился в подразделениях второй линии; эти истребители предназначались для восполнения потерь. Одиннадцать «Спитфайров» было задействовано в различных испытательных программах, еще один числился за Центральной школой пилотов; 36 машин было потеряно в авариях и катастрофах.
В первые месяцы второй мировой войны все вооруженные «Спитфайрами» эскадрильи базировались в Великобритании. В период так называемой «Странной войны», который продолжался до мая 1940 г., истребители очень редко встречались в воздухе с самолетами противника, фактически такие случаи происходили только тогда, когда немецкие самолеты вплотную приближались к Острову. Первый бой с настоящим противникам «Спитфайры» провели 16 октября 1939 г. В этот день девятка бомбардировщиков Ju 88 из 1.1 KG-30 предприняла попытку атаковать корабли флота Ее Величества в заливе Фирт-оф-Форт. На перехват рейдеров с аэродромов Дрим и Тарнхоус взлетели «Спитфайры» 602-й и 603-й эскадрилий. Первым сбил Юнкере флайт-лейтенант Пэт Гиффорд из 603-й эскадрильи, еще по одному бомбардировщику сбили флайт-лейтенанты Джордж Пинкертон и Арчи Макеллар из 602-й эскадрильи. Арчи Маккеллар впоследствии, летая на «Харрикейне» в составе 605-й эскадрильи, одержал 17 побед, причем пять самолетов он сбил в 1940 г. за один день.
В течение нескольких месяцев после воздушного боя, произошедшего 16 октября, «Спитфайры» лишь изредка поднимались на перехват одиночных бомбардировщиков и разведчиков. Однако, эти месяцы стали временем напряженной боевой подготовки истребительных эскадрилий, вооруженных «Спитфайрами»; число таких эскадрилий неуклонно росло. К началу мая 1940 г. «Спитфайры» поступили на вооружение еще восьми эскадрилий (№№ 64, 92, 152, 222, 234, 610, 616), таким образом их общее число составило 19 подразделений.
«Странная война» завершилась 10 мая 1940 г. с началом крупномасштабного немецкого наступления на Западе. Первые воздушные бои проходили вне пределов действия базировавшихся в Южной Англии «Спитфайров». Ситуация изменилась 12 мая, когда «Спитфайры» 66-й эскадрильи, осуществлявшие обычный патрульный полет над Хэгю перехватили самолеты Люфтваффе и в скоротечном бою сбили одну вражескую машину. На следующий день летчики 66-й эскадрильи провели еще один воздушный бой. Над Роттердамом «Спитфайры» сбили один самолет противника, однако и 66-я эскадрилья не досчиталась одного истребителя.
Первый воздушный боя между немецкими истребителями Bf 109 и «Спитфайрами» (английские самолеты принадлежали 74-й эскадрильи) произошел 23 мая в районе Кале, ни одна из сторон потерь не понесла. В конце мая накал войны в воздухе резко возрос - все больше «Спитфайров» принимало участие в схватках. Впервые самые скоростные истребители RAF встретились лицом к лицу с истребителями, не уступающими им по характеристикам.
Эвакуация английских войск из Дюнкерка началась 25 мая. В этот же день «Спитфайры» 54-й эскадрильи прикрывали «Суордфиши» морской авиации, которые должны были нанести удар по немецким войскам в районе Кале. Бипланы беспрепятственно отбомбились по намеченным целям и взяли курс домой. На обратном маршруте «Суордфишам» ничего не угрожало, поэтому «Спитфайры» оказались свободными и направились в поисках противника к югу. Они нашли противника. Один из летчиков «Спитфайров» Колин Грей вспоминал:
- Внезапно мы обнаружили, что находимся прямо внутри группы Bf 109. Я открыл огонь по одному из них, но вдруг увидел дым, идущий от крыла моего истребителя. Кто-то вел огонь по «Спитфайру». Я заложил крутой вираж, но противника не обнаружил. Оглянувшись назад, я увидел Мессершмитт, у него на хвосте сидел «Спитфайр» сержанта Джона Норуелла. Норуелл добил уже поврежденный огнем моих пулеметов Bf 109, немецкий летчик выпрыгнул с парашютом.
На личный счет Грея и Норуелла записали по «половинке» сбитого ими на пару мессершмитта. Грей слишком много внимания уделил своей жертве, разглядывая сбитый самолет, за что едва не поплатился жизнью.
- Внезапно начался сущий ад. Ручку управления от сильнейшего удара вырвало из моих рук и бросило резко вперед влево, самолет перешел в полет по нисходящей спирали. Мне удалось схватить ручку и выбрать ее на себя. Самолет отреагировал немедленно - задрал нос и начал набирать высоту. Я оглянулся, но никого на хвосте не увидел. Я установил чрезвычайный режим работы мотора и продолжил набор высоты. Индикатор скорости показывал 240 миль/ч. «Этого не может быть», - подумал я, нормальная скорость «Спитфайра» при наборе высоте составляет порядка 190 миль/ч. Набор высоты продолжался, но «Спитфайр» начал дрожать, предупреждая о скором сваливании. Я ничего не понимал -индикатор скорости по прежнему показывал 240 миль/ч. Двинул ручку от себя, но скорость не изменилась. Наконец я понял в чем дело: вышел из строя приемник воздушного давления и стрелка индикатора под действием гравитации опустилась до значения 240 миль/ч.
- Я перевел истребитель в горизонтальный полет и стал разбираться в ситуации. Один снаряд насквозь пробил левый элерон, что и послужило причиной поведения ручки управления, когда ее бросило вперед влево; вышел из строя индикатор воздушной скорости; упало давление в пневмо- и гидросистеме. Теперь не мог выпустить закрылки и шасси, используя основную гидросистему. Шасси пришлось выпускать аварийно от баллона с углекислым газом. По появлению над плоскостями крыльев механических индикаторов выпуска опор шасси и по двум загоревшимся на приборной доске зеленым лампочкам я понял, что опоры шасси вышли и встали на замки.
- Садится было очень трудно. Закрылки отклонились на разные углы. Я не знал с какой скоростью лечу - стрелка прибора по-прежнему показывала 240 миль/ч! На всякий случай я старался держать скорость больше, чем нужно, определяя ее интуитивно. Командир авиакрыла «Дадди» Бучир внимательно следил с земли за моей посадкой: «Глупый юный дурак. Он подходит с чересчур большой скоростью и промахнется». Командир оказался прав - я промахнулся и ушел на второй круг. Теперь я старался держать скорость на грани потери самолетом устойчивости. Пришлось до предела взять ручку на себя, она уперлась мне в живот, но я сел.
- Осмотр самолета показал, что один снаряд пробил лючок в хвостовой части фюзеляжа и разорвался внутри самолета. Осколки снаряда сделали обшивку фюзеляжа похожей на кусок сыра. Осколки разбили резервуар со сжатым воздухом и аккумуляторную батарею. Еще один снаряд повредил элерон. По направлению входного и выходного отверстия от снаряда удалось установить, что Мессершмитт атаковал, пикируя на мой самолет справа сверху.
- «Спитфайр» (заводской номер 3173) подняли на козлы и все желающие могли осмотреть повреждения самолета. Это был первый истребитель, сумевший вернуться на аэродром Хорнчарч после полученных в бою тяжелых повреждений. Вскоре за ним последовали другие истребители. - Колин Грей стал одним из наиболее удачливых пилотов «Спитфайров» и лучшим асом-новозеландцем. Даже после множества проведенных воздушных боев, он всегда помнил о своей первой схватке, которой едва не закончилась его боевая карьера.
По мере эскалации войны росли потери обоих сторон. Эвакуация Дюнкерка завершилась 3 июня 1940 г. К этой дате три пилота «Спитфайров» - флайт-лейтенанты Алан Диир и Роберт Стэнфорд Такк из 54-й и 92-й эскадрилий соответственно, флэг-офицер Гордон Синклер из 19-й эскадрильи - одержали по пять или более побед. Однако, истребительное командование понесло тяжелые потери: за время эвакуации Дюнкерка было потеряно 72 «Спитфайра» -одна треть всех истребителей этого типа, находившихся на вооружении подразделений первой линии. Ценой тяжелых потерь Истребительное командование сумело прикрыть корабли Royal Navy и сухопутные войска союзников от ударов люфтваффе.