Ночная интерлюдия

 

Спецификация на истребитель «Спитфайр», выданная министер­ством авиации, предусматривала его применение как днем, так и ночью. Решение задач ПВО в темное время суток в первый год войны возлага­лось на эскадрильи «Спитфайров». Уже первый бой показал, что «Спит­файр» может быть чрезвычайно эф­фективным ночным истребителем.

Первый крупномасштабный налет на расположенные в глубине территории Великобритании цели люфтваффе предприняло в ночь с 18 на 10 июня 1940 г. более 70 бомбар­дировщиков из KG-4 атаковали аэродромы Ликонфильд и Милденхэлл, нефтехранилища на острове Кэнви, а также ряд других объектов.

Рейдеры, уверенные, что не встретят противодействия со сторо­ны ночных истребителей, пересекли береговую черту на высоте 10-15 000 футов и взяли курс к намеченным для бомбардировки целям. Ночь была лунная, видимость - прекрасная, и пилоты бомбардировщиков очень скоро убедились какую ошибку они совершили. «Бленхеймы» и «Харрикейны» взлетели на перехват, к ним присоединились «Спитфайры» из 19-й и 74-й эскадрилий. Флайт-лейтенант «Сэйлор» Мэлэн из 74-й эскад­рильи над Феликстоу загнал в прицел своего «Спитфайра» Не-11 IP из 4./KG-4 и быстро сбил бомбардиров­щик. Через несколько минут летчик «Спитфайра» заметил столбы про­жекторов в окрестностях Саутхенда. Мэлэн набрал высоту 12 000 футов и взял курс к району активности про­жектористов. Вскоре в скрещенных световых лучах летчик заметил еще один Хейнкель. Английский истреби­тель атаковал бомбардировщик. Мэ­лэн вспоминал:

- Я выпустил две пятисекундные очереди и наблюдал попадания по всему вражескому самолету. Бом­бардировщик отвернул с курса и на­чал левый разворот, за самолетом тянулся шлейф дыма. Я наблюдал один парашют.

Мэлэн преследовал противни­ка и видел как бомбардировщик упал в районе Чилмсфорда. Хейнкель при­надлежал штабу 4-й эскадры.

Активно действовали «Спитфайры» 19-й эскадрильи, которых навели на бомбардировщики против­ника в районе Ньюмаркета. Флэг-офицер Джон Питри поймал в при­цел Не-111 из той же 4./KG-4 и уже был готов открыть огонь, когда бом­бардировщик резко сманеврировал, уклонясь от атаки «Бленхейма». Питри скорректировал курс и от­крыл огонь по врагу. Летчик отчет­ливо видел, как трассирующие пули попали в один из двигателей Хейнкеля, мотор загорелся. В этот момент «Спитфайр» оказался в луче прожек­тора, что дало возможность кормо­вому стрелку бомбардировщика вы­пустить точную очередь, пули проби­ли топливный бак истребителя. Пит­ри выпрыгнул с парашютом из горя­щего истребителя, лицо и руки пилота были обожжены. Вслед за «Спитфайром» на землю упали два осталь­ных участника схватки - Хейнкель и «Бленхейм».

Флэг-офицер Джордж Бэлл из 19-й эскадрильи атаковал над Саусэндом подсвеченный прожекторами Хе-111 из 6./KG-4. Бэллу понадоби­лось пять минут, чтобы занять выгод­ное для стрельбы положение. Точны­ми очередями летчик «Спитфайра» зажег оба мотора бомбардировщика, после чего Хейнкель рухнул в устье Темзы. Это был последний самолет, который Бэлл сбил, летая на «Спитфайре», четыре последующих победы он одержал на «Харрикейне» в составе 242-й эскадрильи.

Той ночью еще один бомбар­дировщик сбил экипаж «Бленхейма»; один немецкий самолет получил та­кие тяжелые повреждения, что раз­бился на вынужденной посадке в рай­оне Кале. Налет обошелся люфтваф­фе в шесть уничтоженных Не-111 (все сбитые подтверждены немецкими данными), четыре из которых - на счету летчиков «Спитфайров». Оче­редной налет последовал в ночь с 26 на 27 июня, при его отражении вновь отличились «Спитфайры». Не-111Р-2 из 3./KG-4 пал жертвой пулеметов самолетов Р. Смита и Р. Мэрплиза из 616-й эскадрильи (Мэрплиз стал асом, воюя в 41-й эскадрильи). Еще один бомбардировщик Не-111Н-3 (самолет принадлежал 3./KG-26) сбил флайт-лейтенант X. МакДональд (5 побед, 3 совместных, две ве­роятных), второй Хейнкель из 26-й эс­кадры завалил флэг-офицер Э. Джон-стон из 602-й эскадрильи (это была его первая из семи личных побед). Флэг-офицер Дж. Хэйг из 603-й эс­кадрильи разделил победу над бом­бардировщиком с зенитчиками.

Командование люфтваффе сделало выводы после первых двух ночных налетов, сопровождавшихся высокими потерями. Немецкая авиа­ция начала действовать над Британ­скими островами с высот 18 - 20 000 футов. На такой высоте бомбарди­ровщики не могли достать лучи до­вольно слабых прожекторов. Самоле­ты действовали почти безнаказанно, хотя их экипажем сложнее стало нахо­дить объекты ударов - в результате сни­зилась точность бомбометания.

Несколько недель при отраже­нии ночных налетов «Спитфайры» не могли повторить успех достигну­тый в конце июня. Чаще всего пат­рули истребителей перехватывали отдельные самолеты или звенья. Флэг-офицер Тревор «Уимпи» Уэйд (позже он стал асом, записав на свой счет 6 личных побед и 4 групповых и 6 вероятных) из 92-й эскадрильи в своем рапорте о вылете на патрули­рование в ночь с 27 на 28 июля хоро­шо проиллюстрировал проблемы, связанные с перехватом самолетов противника:

- После того как удалось при­выкнуть к воздушной обстановке в районе патрулирования над Свансеа выяснилось, что тяжелая облачность висит на высоте примерно 8 000 фу­тов, до высоты 1000 футов над зем­лей держится туман. Видимость на­столько плохая, что почти не видно огней на концах плоскостей крыла, уточнить точное местоположение оказалось невозможно.

- Предупрежденный наземной службой о возможном ухудшении погоды, я ощущал полную уверен­ность, что мне разрешат вернуться на базу после второго запроса. На пер­вый запрос я получил отрицательный ответ. Слышимость ухудшалась, ра­диосвязь работала на грани отказа. Чем дальше, тем больше, я чувство­вал себя одиноким и потерянным: положение, в которое я попал было очень незавидным. Наземная служба предпринимала попытки вывести меня на аэродром, но безуспешно. Примерно через час полета хаотич­ными курсами я предположил, что сильно отклонился к югу и нахожусь севернее базы.

-  К этому времени я перестал надеяться на помощь с земли и все­цело положился на собственный опыт ночного пилотирования. Тща­тельная регулировка   оборотов мо­тора позволила мне продержаться в воздухе еще три четверти часа. Аль­тернативой вероятной гибели при вынужденной посадке оставался только один способ, которым я в ко­нечном итоге и воспользовался. Но прежде я еще раз попробовал полу­чить вразумительные указания от службы управления воздушным дви­жением.

- Как я и думал, земля ответи­ла следующим образом: «Прыгай, возможно, тебе повезет!»

Между тем, эскадры люфтваф­фе осваивали новые базы во Франции, Голландии и Бельгии в преддве­рии массированного воздушного на­падения на Великобританию.