Боевое управление

 

С точки зрения построения боевых порядков истребителей, RAF уступали люфтваффе, но боевой по­рядок - всего лишь один из аспектов тактик действий истребителей. Дру­гим, причем, возможно, более суще­ственным, является управление бое­выми действиями. В отношении уп­равления RAF по всем параметрам превосходили люфтваффе. В момент, когда группа немецких истребителей пересекала береговую черту Англии, пилоты мессершмиттов знали о ситу­ации в воздухе лишь то, что им сооб­щили на предполетном инструктаже плюс информация, почерпнутая из радиопереговоров. Группы истреби­телей не имели связи друг с другом и не могли координировать в воздухе свои действия.

В RAF ситуация отличалась кардинальным образом. Благодаря наземной службе наведения истреби­телей, созданной Даудингом, коман­диры подразделении истребителей могли корректировать свои планы в соответствии с изменением обстанов­ки. Командир имел возможность со­брать все наличные силы в любое время и в любом месте.

Прекрасным примером функ­ционирования системы являются со­бытия, произошедшие в День битвы за Британию -15 сентября 1940 г. Бой начался в зоне ответственности 11 -и группы. Командир группы, вице-маршал авиации Кейт Пэрк руково­дил действиями истребителей из опе­ративной штаб-квартиры, располо­женной в Аксбридже к западу от Лон­дона. Действия вице-маршала мож­но проследить по приведенной ниже таблице. Тактика действий 11-й груп­пы, продемонстрированная 15 сен­тября, типична для этой фазы битвы за Британию.

В некоторых публикациях ут­верждается, что эскадрильи 11-й группы вводились в сражение по оди­ночке, в то время как истребители 12-й группы действовали более крупны­ми формациями. Восстановленный порядок ввода сил 11-й группы гово­рит о том, что вечером 15 сентября воздушное сражение представляло собой гораздо более пеструю, чем принято думать, картину. Десять эс­кадрилий «Харрикейнов» вводились в бой парами, еще четыре - поодиноч­ке; три эскадрильи «Спитфайров» бросили в сражение как единое авиа­крыло, две действовали в паре и две -по одиночке.

Приведенная слева таблица разоблачает или, по крайней мере, ставит под сомнение широко распро­страненное заблуждение о совмест­ных действиях эскадрилий «Спит­файров» и «Харрикейнов», при кото­рых «Спитфайры» связывали боем мессершмитты, а «Харрикейны» ата­ковали бомбардировщики. Как вид­но из таблицы, эскадрильи 11-й груп­пы действовали только группами од­нотипных истребителей. Данная так­тика позволяла в полной мере реали­зовать преимущества «Спитфайров» в скорости, им не приходилось под­страиваться под более тихоходные «Харрикейны».

Наиболее эффективным не­мецким истребителем был Bf 109E, но сопровождение рейдов бомбарди­ровщиков на Лондон ограничива­лось крайне малым радиусом дей­ствия мессершмиттов. Вице-маршал Пэрк считал малый радиус действия немецких истребителей их ахиллесо­вой пятой и не преминул этим вос­пользоваться.

Появление немецких самоле­тов в поле зрения радаров немедлен­но было отражено на специальных планшетах в помещениях штаба Ис­требительного командования. Пер­вой реакцией на налет стал взлет един­ственного «Спитфайра» с передово­го аэродрома Хаукинг, расположен­ного в окрестностях Фолкстоуна. Флэг-офицер Алан Райт (11 личных, 3 групповые победы, 2 «возможно уничтоженных» и вероятно сбитых самолета) из 92-й эскадрильи набрал высоту над Дуврским проливом, что­бы уточнить силы и состав группы самолетов люфтваффе.

Когда примерно в 14.00 немецкие самолеты пересекли берего­вую черту Франции, Пэрк начал по­становку задач своим истребителям. Двум эскадрильям «Спитфайров» (222-й и 603-й) предстояло патрули­ровать над Ширнессом на высоте 20 000 футов, одновременно с ними взле­тела шестерка «Харрикейнов», кото­рой парами следовало прикрывать на средних высотах Чилмсфорд, Кинли и Хорнчарч. После определения объекта налета парам «Харрикей­нов» надлежало вновь собраться в шестерку в угрожаемом районе.

Между 14,05 и 14,15 в воздух были подняты еще четыре эскадри­льи «Спитфайров». Самолеты 41-й и 92-й направились к Хорнчарчу, где набрали высоту 20 000 футов; 66-я и 72-я эскадрильи направились при­крывать Биггин Хилл на той же са­мой высоте. Две пары «Харрикейнов» патрулировали над Нортхолтом и Кинли, одна пара - над Мэйдстоуном и над лондонскими доками.

Истребители набрали высоту как раз к тому моменту, когда аван­гард немецких самолетов пересек по­бережье Англии в районе Дангинесса и развернулся курсом на Лондон. Налет выполняли самолеты трех групп Do 17Z (две группы из KG-2 и одна - из KG-3) и двух групп Не-111Н (из KG-26 и KG-53), всего - 114 бомбардировщиков. Строй бомбар­дировщиков занимал пространство размерами шесть миль шириной и три мили длиной. Объектами налета стали портовые сооружения и гава­ни портов Суррей коммерческий, Вест-Индский, Ройял Виктория и доки Ройял Альберт. Бомбардиров­щики прикрывало 360 истребителей Bf 109E из JG-3,-27,-51,-52,-53 и JG-77. Каждую группу ударных самоле­тов эскортировала истребительная группа, пять ягдгешвадеров осуще­ствляли дальнее прикрытие. Еще пять групп вели свободную охоту, перед ними стояла задача перехватывать английские истребители еще до вы­хода последних на рубежи атак глав­ных сил.

Согласно плану Пэрка сраже­ние предстояло провести в три эта­па. Сразу же по пересечении против­ником береговой черты Англии нем­цев проверили на прочность три эс­кадрильи «Спитфайров» (41-я, 92-я и 222-я). атаковать должны были четы­ре эскадрильи, но 603-я эскадрилья взлетела позже и не смогла во время выйти в точку сбора. Эскорт мессершмиттов блокировал атаки англи­чан, однако пилоты Bf 109 вынужде­ны были летать на максимальных режимах работы двигателей, на ко­торых расход топлива существенно превышал расход топлива в крейсер­ском полете. Пэрк заставил немцев жечь топливо ударными темпами.

Второй этап последовал не­посредственно за первым. На немец­кие самолеты над Мэйдстоуном об­рушились две эскадрильи «Харрикейнов», через несколько минут к ним присоединились «Харрикейны» еще из двух эскадрилий.

В третьей, завершающей, фазе сражения Пэрк задействовал 23 ис­требительных эскадрильи - все оставшиеся в его распоряжении силы. Кро­ме подразделений 11-й группы на этом этапе в бой были введены пять эскадрилий 12-й группы «Биг Уинг» и две эскадрильи 10-й группы.

В этот день система управле­ния истребительной авиацией RAF функционировала образцово. В сра­жении было задействовано 30 эскад­рилий «Спитфайров» и «Харрикейнов» из трех групп. Исход сражения решался непосредственно над Лондо­ном, где Bf 109E действовали на пре­деле своего радиуса. Из 114 бомбар­дировщиков был сбит 21 самолет (18%), большое количество бомбардировщиков получило повреждения, было сбито и некоторое количество истребителей прикрытия. Истреби­тельное командование лишилось пяти «Спитфайров» и 13 «Харрикейнов».