«Big Wing» в бою

 

Противоречивое отношение к итогам деятельности 12-й группы («Big Wing») в период битвы за Бри­танию возникло еще в 1940 г.; груп­пой тогда командовал Дуглас Бадер (20 личных и четыре групповые по­беды, еще шесть личных побед и одна групповая защитаны как предположительные). «Большое крыло» вклю­чало пять эскадрилий: три, воору­женные «Харрикейнами» и две - «Спитфайрами». Планировалось, что «Спитфайры» свяжут боем не­мецких истребителей и позволят «Харрикейнам» атаковать бомбар­дировщики. На практике подобный план оказался практически невыпол­нимым. Полным составом крыло вело бой с противником всего три раза: дважды -15 сентября и один раз - 18 сентября.

В одной из схваток, имевших место 15 сентября, самолеты 12-й группы вообще не сумели прорвать­ся через эскорт истребителей к бом­бардировщикам; «Харрикейны» и «Спитфайры» сумели перехватить противника только после того, как разбились на мелкие группы. Резуль­таты воздушного боя, в котором при­нимало участие значительное коли­чество самолетов, почти всегда силь­но завышались. Так, летчики 12-й группы заявили, что в вышеупомя­нутой схватке они сбили 26 самоле­тов противника, в том числе 17 бом­бардировщиков. Согласно немецким документом в тот промежуток време­ни был потерян 21 самолет над всей Англией! Детальный анализ немец­ких потерь показывает - 12 из 21 по­беды записали на свой счет истреби­тели, не принадлежащие 12-й груп­пы (девять - на счету «Спитфайров» 11-й группы, один - сбил «Спитфайр» 11-й группы совместно с зенитчика­ми и один - на счету двух самолетов, одного из 11-й и второго - из 12-й групп). Истребители 12-й группы смогли сбить только один, а не 17 бомбардировщиков.

Каждая акция «Большого крыла» сопровождалась массовыми приписками, которые впоследствии послужили основой для легенды об эффективности «разделения труда» между «Спитфайрами» и «Харрикей­нами». Очевидно - крыло из пяти эскадрилий оказалось в бою чересчур неповоротливым и трудно управляе­мым. В отношении сбитых самолетов эффективность «Big Wing» в пересче­те на одно подразделение также ока­залась ниже, чем у групп, состоявших из двух эскадрилий.

В то же время ввод в бой 12-й группы имел и положительный эф­фект - моральный, боевой дух пило­тов люфтваффе после столкновений с «Big Wing» упал. До 15 сентября немцы могли полагать, что силы Ис­требительного командования близки к истощению. Над Лондоном бом­бардировщики встречала группа из примерно 50 английских истребите­лей, на маршрутах подхода и отхода рейдеры атакам не подвергались. 15 сентября «Big Wing» наглядно пока­зало - Истребительному командова­нию еще далеко до разгрома.