|
1. Mk IIA P7966/D-B
командира Тэнгмирского крыла уинг-коммендера Дугласа Бадера, март
1941 г.
На рисунке изображен один из первых самолетов, на фюзеляже которого были
написаны инициалы командира крыла. В августе 1941 г. Бадер попал в плен, к
этому времени на его счету было 20 личных и четыре групповые победы, семь
вероятных побед (шесть личных и одна в группе) и 11 поврежденных
самолетов. Данные самолет изначально принадлежал 616-й эскадрильи, затем
на нем летали пилоты 412-й и 154-й эскадрилий, затем машина числилась в
61-м и 52-м учебно-тренировочных отрядах, в октябре 1942 г. самолет был
разбит при посадке.
2. Mk I K9854/QV-W
флайт-лейтенанта Вильфреда Клоустона, 19-я эскадрилья, Даксфорд, октябрь
1939 г.
Самолет К9854 был разбит на вынужденной посадке в октябре 1939 г., после
чего его разобрали на запасные части. Клоустон принимал участие в битве за
Британию, сбил девять самолетов лично и три в группе, две победы -
неподтвержденные, один самолет противника он повредил. В 1941 г.
Клоустона перевели в Сингапур на должность командира истребительной
эскадрильи, вскоре он попал в плен, где и оставался до конца войны.
3. Mk IB R6776/QV-H
флайт-сержанта Джорджа Анвина, 19-я эскадрилья, Фоулмир, август
1940 г.
Самолет с номером R6776 был одним из первых
пушечных «Спитфайров», полученных летом 1940 г. 19-й эскадрильей. В
отличие от большинства летчиков, летавших на самолетах данной
модификации, Анвин сумел добиться на пушечном «Спитфайре»
успеха, сбив на нем не менее двух Bf 110. Данный
самолет был модернизирован до уровня Mk VB, в
разное время находился на вооружении 92-й, 316-й и 306-й эскадрилий.
Списан в мае 1942 г. после получения над Францией повреждений, относящихся
к категории Е.
4. Mk I P9386/QV-K
командира 19-й эскадрильи скуадрон лидера Брайана Лэйна, Фоулмир,
сентябрь 1940 г.
На этом самолете Лэйн сбил над Норт-Уилдом 7 сентября двухмоторный
истребитель Bf 110 из Stab./ZG-2.
Другой ас 19-й эскадрильи флайт-лейтенант Вальтер Лоусон двумя днями позже
сбил на нем еще один Bf 110, а 11 сентября -
He-111. Некоторое
время самолет использовался в 152-й эскадрильи, затем его передали в 58-й
учебно-тренировочный отряд, где он
эксплуатировался до мая 1944 г., когда был списан. Кок винта окрашен в
желтый цвет, что не типично для истребителей периода битвы за Британию,
видимо красили уже после передачи истребителя в учебно-тренировочное
подразделение.
5. Mk IIA P7849/QV-J
флайт-лейтеннанта Вальтера Лоусона, 19-я эскадрилья. Фоулмир, июнь
1941 г.
27 июня Лоусон сбил на этом истребителе Bf 109E,
еще один сбитый им Bf 109E
не был подтвержден. Это были первые победы 19-й эскадрильи после
семимесячного перерыва. Позже самолет прошел модернизацию до уровня
Mk V, а ноябре 1942 г. его передали в
USAF. За 16-месячный период службы в 19-й
эскадрильи Лоусон сбил шесть самолетов лично. Один в группе, три вероятно
и один самолет повредил. Лоусон погиб над Роттердамом 28 августа 1941 г.
6. Mk НА P7666/EB-Z
командира 41-й эскадрильи скуадрон лидера Дональда Финли, Хончарч,
ноябрь 1940 г.
Финли летал на этом истребителе 23 ноября, когда он сбил над Тонбриджем
Bf 109E. На этом же
истребителе Финли сбил еще один «Эмиль» четырьмя днями позже, но и сам
едва не погиб. Дон Финли завершил войну, имя на своем счету четыре личных
победы, две групповые, четыре поврежденных самолета. Все свои победы он
одержал на «Спитфайрах». Самолет Р7666 передали в 152-ю эскадрилью,
где он был 20 апреля 1941 г. сбит. На «Спитфайре» тогда летал
пайлот-офицер Джек Стока (семь личных побед, одна групповая, три
неподтвержденные и четыре поврежденных самолета) . |
|
7. Mk I N3173/KL-N
пайлот-офицера Калина Грея, 54-я эскадрилья, Хорнчарч, май 1940 г.
На этом самолете Грей принимал участие в бою над Дюнкерком 25 мая 1940г.,
когда его едва не сбили. Грей сумел привести поврежденный самолет в
Хорнчарч, после ремонта самолет передали в 152-ю эскадрилью. 20 сентября
1940 г. на этом самолете австралиец сержант К. С. Холланд столкнулся со
сбитым им секундой раньше бомбардировщиком Не-111Р из 6./KG-55,
английский летчик погиб.
8. Mk I N3173/KL-B
пайлот-офицера Алана Дира, 54-я эскадрилья, Хорнчарч, май 1940г..
На этом самолете Дир сбил Bf 109E
(24 мая) и Bf ПО (25 мая) над Дюнкерком.
Прикрывая эвакуацию английских войск из Франции он сбил за пять дней семь
самолетов противника (плюс одна групповая победа, одна неподтвержденная и
один поврежденный самолет). Самолет N3173, который пилотировал
пайлот-офицер А. Ивершид, был сбит истребителями II./JG-51
над Ла-Маншем 9 июля 1940 г., летчик погиб.
9. Mk I P9389/KL-A
командира 54-й эскадрильи скуадрон-лидера Джеймса Литхэрта,
Хорнчарч, май 1940 г.
На этом самолете Литхэрт сбил 21 мая над Дюнкерком Не-111 - это была одна
из первых побед, одержанных над Францией на «Спитфайре». Литхэрт
командовал 54-й эскадрильей летом 1940 г., за этот период он сбил семь
самолетов лично, один в группе, три повредил, еще четыре победы - не
подтверждены. Самолет Р9389 был сбит 24 августа 1940 г., тогда его
пилотировал новозеландец пайлот-офицер К. Стюарт, летчик выпрыгнул с
парашютом над устьем Темзы.
10. Mk I P9554/K-SH
пайлот-офицера Джеймса О'Мира, 64-я эскадрилья. Кинли, август 1940
г.
О 'Мир летал на этом самолете с 12 по 15 августа 1940 г. и сбил за это
время три самолета (два Bf 109E
и один Ju-88A),
а три (Не-111) повредил. 16 августа на этом истребителе был сбит командир
64-й эскадрильи скуадрон-лидер Дональд Макдоннелл (девять личных, одна
групповая победы, четыре неподтвержденные и семь поврежденных самолетов).
Летчик выпрыгнул с парашютом.
11. Mk I K9906/FZ-L
флайт-лейтенанта Роберта Стэнфорда Така, 65-я эскадрилья, Хорнчарч,
август 1939 г.
Этот самолет эксплуатировался 64-й эскадрильей в период битвы за
Британию, после чего был передан в 7-й учебно-тренировочный отряд. Потом
он стал одним из первых «Спитфай-ров», переоборудованных в
разведывательный вариант PR III. Так стал
первым асом, летавшим на «Спитфай-рах», после того как сбил над Дюнкерком
24 мая 1940 г. свои четвертый и пятый самолеты.
12. Mk I N3035/LZ-X
пайлот-офицера Хаберта Аллена, 66-я эскадрилья, Кинли, сентябрь 1940 г. «Диззи»
Аллен несколько раз летал на этом самолете летом 1940г., «Спит-файр» N3035
базировавшаяся в Даксфорде эскадрилья получила в сентябре 1939 г. Машина
получила серьезные повреждения в бою 29 сентября 1939 над Кентом
(истребитель пилотировал сержант Питер Уилкокс). Самолет был восстановлен
только через десять месяцев. |
|
13. Mk I X4321/LZ-F
пайлот-офицера Крелина «Богли» Води, 66-я эскадрилья, Кинли,
сентябрь 1940 г.
На этом самолете пайлот-офицер Крелин «Богли» Води (пять личных и пять
вероятных побед, десять неподтвержденных, четыре поврежденных самолета) 7
сентября совершил вынужденную посадку в районе Хаукинга. Самолет получил
настолько сильные повреждения, что его пришлось оправить на заводской
ремонт. Истребитель восстановили к декабрю 1940 г., после чего его
эксплуатировали в 64-й и 303-й эскадрильях, в 58-м учебно-тренировочном
отряде. Самолет был разбит в результате летного происшествия, случившегося
в 1942 г.
14. Mk IIA P7308/XR-D
пайлот-офицера Уильяма Данна, 71-я эскадрилья, Норт-Уилд, август
1941 г.
27 августа Данн на этом истребителе сбил два Bf
109F, став первым асом 71-й эскадрильи (и первым
асом-американцем времен второй мировой войны), три свои первые победы он
одержал на «Харрикейне II». В бою 2 7 августа
самолет получил серьезные повреждения, а сам Данн был ранен. Следующий
месяц летчик провел в госпитале, после которого он воевал на
P-47D в 406-й
истребительной авиагруппе ВВС США. В конце войны на счету Дана было
девять самолетов, сбитых лично, 3 неподтвержденные победы, два
поврежденных самолета. Самолет Р7308 эксплуатировался в 74-й, 54-й и
308-й эскадрильях, в августе 1941 г. машину передали американцам. После
переоборудования в вариант Mk V истребитель
летал в 133-й, 421-й, 164-й и 602-й эскадрильях RAF,
61-м учебно-тренировочном отряде, списан в июле 1943 г.
15. Mk I серийный номер не установлен/RN-J
флайт-лейтенанта Десмонда Шина, 72-я
эскадрилья, Акклингтон, август 1940 г.
Самолет несет изображение бумеранга - персональной эмблемы Деса Шина. На
самолете Mk IK9959 с аналогичной эмблемой на
борту Шин сбил 21 октября 1939 г. гидросамолет He115B.
16. Mk I K9953/ZP-A
флайт-лейтенанта Адольфа Мэлэна, 74-я эскадрилья, май-июнь 1940 г.
На этом самолете Мэлэн 27мая сбил над Кале один Bf
109E и повредил два Do-17.
На истребителе К9953 Мэлэн летал в ночь 18 на 19 июня, когда он сбил два
He-111 из
KG-4. После окончания битвы за Британию самолет
передали в 7-й учебно-тренировочный отряд, затем - в 57-й
учебно-тренировочный отряд, разбит в столкновении 7 октября 1943 г.
17. Mk IIA P8194/DL-M
сержанта Дональда Маккэя, 91-я эскадрилья, Хаукинг, апрель 1941 г.
Маккэй, летая на «Спитфаере I» и Спитфайре
II» сбил шесть самолетов и три повредил, его
общий счет за войну -14 сбитых и четыре поврежденных. Изображенный здесь
самолет эксплуатировался также в 234-й, 66-й и 152-й эскадрильях, 57-м
учебно-тренировочном отряде. В 1943 г. на этой машине отрабатывался
реверсивный воздушный винт. Списан в марте 1944 г.
18. Mk I R6596/QJ-S
пайлот-офицера Алана Райта, 92-я эскадрилья, Пимбри, август 1940г.
Все самолеты, на которых летал Райт несли его персональную
идентификационную литеру «S». На этом самолете
Райт летал в ночь с 14 на 15 августа, когда он сбил Не-111Р из 9./KG-27
над доками Кардиффа. На этом же истребителе Райт в ночь на 29 августа сбил
второй Хейнкель, а днем 11 сентября - третий. 9 сентября 1940 г. самолет
Райта получил тяжелые повреждения в бою с Вf
109Е, летчик едва дотянул до аэродрома. После ремонта самолет
R6596 эксплуатировался в 131-й эскадрилье,
октябре того же года передан 52-му учебно-тренировочному отряду, списан в
апреле 1944 г. |
|
19. Mk 1 N3249/QJ-P
сержанта Ральфа Хэверсрофта, 92-я эскадрилья, Пимбри, август 1940
г.
Изображенный здесь самолет 92-я эскадрилья получила одним из первых в
декабре 1939 г. при перевооружении на «Спитфайры» с «Бленхеймов». Самолет
N3249 был поврежден при вынужденной посадке ночью 31 августа 1940г. в
Бибари, после ремонта передан в ноябре 602-й эскадрилье. Потерян ад
Шотландией 14 февраля 1941 г. «Титч» Хэверсрофт всего сбил лично три
самолета, один - в группе, две победы не подтверждены, повредил три
самолета противника.
20. Mk IB R6908/QJ-F
флайт-лейтенанта Брайана Кингкома, 92-я эскадрилья, Биггин-Хилл;
ноябрь 1940 г.
Один из первых «Спитфайров», имевших смешанное пушечно-пулеметное
вооружение, позже модернизирован в Mk V 9 мая
1941 г. истребитель R6908 получил тяжелые
повреждения в бою с Bf 109F,
раненый летчик пайлот-офицер Мэйтлзнд- Томпсон сумел довести самолет до
Бигген-Хилла. Машина восстановлению не подлежала и была списана. За время
войны Брайана Кингком записал на свой счет восемь личных побед, три в
группе, пять неподтвержденных и 13 поврежденных самолетов противника.
21. Mk IX4382/LO-G
пайлот-офицера Осгуда Ханбари, 602-я эскадрилья, Уестхэмптнетт,
сентябрь 1940 г.
На этом самолете Ханбари 21 сентября сбил Bf 110
над Бичи-Хед, 21 сентября повредил над Тэнгмери Ju-88,
30 сентября сбил над Силси-Бимбриджем Ju-88.
Окончательный счет Ханбари - 10 личных побед, две - групповых, две
неподтвержденных и пять поврежденных самолетов. В декабре 1940 г. самолет
Х4382 передали в 610-ю эскадрилью, а через несколько месяцев - в
учебно-тренировочный отряд, списан в январе 1945 г.
22. Mk IX4541/LO-M
сержанта Сирила Бэббэджа, 602-я эскадрилья, Уестхэмптнетт, октябрь
1940 г.
На этом самолете Бэббэдж: 12 октября на пару с канадцем флэг-офицером Дж.
С. Хартом сбил Ju-88 А-1 из
II./LG-1. Оба «Спитфайра» получили
повреждения от огня стрелков бомбардировщика. После вынужденной посадки
на поле в Сассксе самолет Х4541 пришлось списать. За войну Бэббэдж сбил
лично семь самолетов, один в группе, три его победы не подтверждены,
повредил два самолета.
23. Mk IL1067/XT-D
командира 603-й эскадрильи скуадрон-лидера Джорджа Динхолма,
Абердин, март 1940г. Динхолм принимал участие на «Спит-файре» во многих
боях в период март-август 1940 г. 17 марта он повредил
Do-17, 26 июня сбил Не-111 (победа не подтверждена), 3 июля сбил
Не-111 (на самом деле - Ju-88) и вероятно сбил
28 августа Bf 109. 30 августа Динхолм покинул
горящий истребитель L1067, но уже на следующий
день принял участие в бою. За войну Динхолм сбил лично три самолета, три в
группе, одна победа не подтверждена, повредил шесть самолетов.
24. Mk I R6835/XT-W
флэг-офицера Брайана Карбари, 603-я эскадрилья, Хорнчарч, август
1940г.
На истребителе R6835 Карбари с 29 августа по 2
сентября сбил восемь В/ 109Е, три из них - в один день, 31 августа.
Вероятно - это лучший результат, достигнутый летчиком
RAFна одном самолете летом 1940 г. В последнем бою 31 августа над
устьем Темзы «Спитфайр» Карбараи получил попадание в компрессор
пневмосистемы. На ремонт тяжело поврежденного самолета ушло десять
месяцев, в июне 1941 г. машину передали в 457-ю эскадрилью
RAAF, затем самолет эксплуатировался рядом
учебно-тренировочных отрядов, списан в мае 1943г. |
|
25. Mk IX 4036/D-AZ
пайлот-офицера Роберта Дои, 234-я эскадрилья, Миддл-Уаллоп, август
1940 г.
Чаще всего на этом самолете летал Роберт Дои, но вечером 18 августа на нем
лучший ас 234-й эскадрильи флэг-офицер Паттерсон Нагие сбил два
Bf 109E (оба из 1./JG-27)
в районе острова Уайт. Позже самолет Х4036 эксплуатировался в 66-й
эскадрильи, весной 1941 г. передан в 52-й учебно-тренировочный отряд.
26. Mk II P8081/DU-R
флайт-лейтенанта Адольфа Выбирэйля, 312-я «чешская» эскадрилья,
Эйр, ноябрь 1941 г.
Адольф Выбирэйлъ после капитуляции Чехословакии вступил во французские
ВВС, в период битвы за Францию на истребителе «Хоук 75» он одержал семь
побед. После оккупации Франции Выбирэйлъ перебрался в Англию, где вступил
в 312-ю эскадрилью, позже он стал ее командиром. Прежде чем самолет Р8081
попал в руки чешского летчика, на нем успели полетать в 222-й и 452-й
эскадрильях.
27. Mk I L1004/LO-Q
командира 602-й эскадрильи скуадрон-лидера Александра «Сэнди»
Джонстона, Дрим, июнь 1940г.
Джонстон летал на этом самолете в ночь с 25 на 26 июня, когда он сбил
He111H-3 из 3./KG-26
над Данбэром. Пять дней спустя на этом же самолете он сбил
Ju-88, 3 июля - повредил Do-17,
всего Джостон сбил лично 7 самолетов, два - в группе, на его счету, также
значатся одна неподтвержденная победа и семь поврежденных самолетов.
Истребитель L1004 год находился в частях первой
линии, после чего его передали в 58-й учебно-тренировочный отряд, в
середине 1941 г. самолет модернизировали до уровня Mk
V. В последствии самолет использовался как второй прототип
PR Mk XIII, а начале 1944 г. переоборудован в
прототип палубного истребителя «Сифайр» Mk III.
28. Mk I L1019/LO-G
сержанта Бэ-зиля Уэлла, 602-я эскадрилья, Уест-хэмптнетт, август
1940 г.
Уэлл летал на этом самолете 18 августа, когда он сбил над аэродромом Форд
два Ju-87B-l
из II и IIL/Stg-77.
При атаке второго бомбардировщика, «Спитфайр» получил повреждения от огня
стрелка Юнкерса, истребитель упал в воду в районе Богнор-Рид-жис, Уэлл
погиб на самолете Х4160 с бою с Ju-88 7 октября
1940 г. над Биче-Хед, на его счету тогда значилось семь сбитых лично и два
в группе самолетов противника, две вероятные победы.
29. Mk I X4277/XT-M
флэг-офицера Ричарда Хиллари, 603-я эскадрилья, Хорнчарч Австралиец
Хиллари также добился успеха в бою 31 августа, на самолете Х4277 он сбил
над Дангинес-сом Bf 109E.
Хиллари всего сбил три «Эмиля», одну победу не подтвердили, один самолет
противника он повредил. Истребитель Х4277 был сбит гауптманом Боде из
II./JG-26 3 сентября
недалеко от побережья Мэргэйта. Хиллари удалось спастись, хотя он и
получил сильные ожоги. Хиллари разбился на «Бленхейме» 8 января 1943 г.
30. Mk I N3288/XT-H
пайлот-офицера Джорджа Гирлоу, 603-я эскадрилья, Бигген-Хилл,
август 1940 г. Гирлоу также блестяще воевал в знаменательный для 603-й
эскадрильи день 31 августа, он сбил Bf 109E.
К концу войну на счету летчика значилось 14 лично сбитых самолетов, 10 -в
группе, две неподтвержденные победы и три поврежденных самолета.
Истребитель N3288 эксплуатировался в 603-й, 609-й, 65-й, 145-й и 123-й
эскадрильях, прежде чем его передали в 58-й учебно-тренировочный отряд в
ноябре 1941 г., списан в мае 1945 г. |
|
31. Mk IX 4250/XT-X
сержанта Джэка Стока, 603-я эскадрилья, Бигген-Хилл, август 1940 г.
Стока сбил Bf 109E во
время вечернего патрулирования 31 августа 1940 г., это был самолет с
заводским номером 1503, который пилотировал обер-лейтенант В. Биндер из
3./JG-3. «Спитфайр» Х4250 пришлось списать после
вынужденной посадки 27 сентября, на самолете тогда летал южноафриканец
пайлот-офицер П. Г. Дикстир (пять личных и две неподтвержденные победы).
32. Mk I P9322/PR-L
пайлот-офицера Дэвида Крука, 609-я эскадрилья, Миддл-Уаллоп, июль
1940 г.
На этом самолете Крук вечером 9 июля сбил в окрестностях военно-морской
базы Портленд Ju-87B
из L/StG-77, это была
его первая победа. 13 июля Крук вместе с другим летчиком сбил
Do-17. Всего за войну Крук сбил лично пять
самолетов, два - в группе, две его победы не подтверждены, повредил два
самолета. Истребитель Р9322 был сбит Вf110 из
V./LG-1 в районе
острова Уайт 8 августа, самолет пилотировал пайлот-офицер М.Дж. Эпплби.
Летчик сумел посадить израненную машину, после восстановительного ремонта
«Спитфайр» эксплуатировался в 61-м учебно-тренировочном отряде, списан в
сентябре 1942 г.
33. Mk I R6690/PR-Q
флэг-офицера Джона Дандэса, 609-я эскадрилья, Миддл-Уаллоп, июль
1940 г.
Ведущий ас 609-й эскадрильи Джон Дандэс на этом истребителе вечером 13
августа сбил Ju-87R,
однако и у истребителя Дандэса была повреждена система охлаждения
двигателя. Пилот сел на вынужденную в Уармуилле. До конца августа самолет
вернули в строй, но 15 сентября он был сбит окончательно, летчик
пайлот-офицер Г. Н. Гаунт погиб.
34. MkI R6691/PR-J
флайт-лейтенан-та Фрэнка Хоуелла, 609-я эскадрилья, Миддл-Уаллоп,
август 1940 г.
На этом самолете Фрэнк Хоуелл сбш Bf 110 в бою
25 августа и Do-17 в бою 15 сентября. На счету
Хоуелла числилось семь личных побед, три групповых, две неподтвержденные
и три поврежденных самолета. На истребителе R6691
летал также сержант Алан Фири (пять личных, одна групповая победы, одна
вероятная победа, четыре поврежденных самолета) и флэг-офицер Дж.К.
Ньюбери. Раненому Нъюбери с трудом удалось посадить тяжело поврежденный
истребитель. После ремонта машина эксплуатировалась в 616-й и 602-й
эскадрильях, в июле 1941 г. ее передали в 58-й учебно-тренировочный
отряд, списана в марте 1943 г. .
35. Mk IIА P8098/PR-Z
ENFIELD SPITFIRE флайт-лейтенанта Джона Карчина, 609-я эскадрилья,
Биггин-Хилл, май 1941 г. Изображенный здесь самолет являлся персональной
машиной австралийца Джона Карчина (восемь личных и четыре групповых
победы. Одна неподтвержденная, два поврежденных самолета), но Карчин
также часто летал на истребителе Р8264. истребитель Р8098 получил тяжелые
повреждения при вынужденной посадке, совершенной 21 мая 1941 г.
сержантом Р. Бондом. К концу августа истребитель ввели в строй, он
эксплуатировался в 130-й эскадрилье. Самолет разбился при столкновении с
землей в полете на малой высоте ад аэродромом Пирэнпорт в октябре 1941
г.
36. Mk ПА P8264/PR-H
флэг-офицера Джона Бисди, 609-я эскадрилья, Биггин-Хилл, май 1941
г.
На этом самолете Джона Бисди принимал участие в операции «Цирк 10» 21 мая
1941 г. В этот день «Спитфайры» 609-й эскадрильи сопровождали «Бленхеймы»
в налете на нефтеперерабатывающий завод в Бетюне. В этом вылете Бисди на
пару с другим летчиком сбил Bf 109, однако и его
«Спитфайр» получил повреждения. Позже самолет эксплуатировался в 452-й и
131-й эскадрильях, затем - в учебно-тренировочных отрядах, в том числе в
Центральной имперской летной школе, списан в декабре 1944 г. |