«Спитфайр» Mk IX на службе Королевских ВВС
Первый серийный «Спитфайр» Mk IX был собран в июне 1942 г. «Девятки» первыми получила 64-я эскадрилья RAF, которая базировалась в Хорнчарче. Состояния боеготовности на новой технике подразделение достигло 28 июля. В первых полетах летчики эскадрильи противника не встречали. Первую победу на «Спитфайре» Mk IX одержал 30 июля уже упоминавшийся Дональд Кингби. В проведенном в тот же день втором воздушном бою летчики 64-й эскадрильи сбили еще три истребителя Fw-190.
К середине августа «девятки» получили еще три эскадрильи - 401 -я, 402-я и 611-я. Все четыре имевших на вооружении «Спитфайры» Mk IX эскадрильи принимали участие в воздушных боях над Дьеппом. Трагическая высадка войск союзников в Дьеппе началась 19 августа.
Первыми ушли в воздух на прикрытие сил вторжения самолеты 402-й и 611-й эскадрилий. Перед пилотами «девяток» стояла задача прикрыть десантно-высадочные средства на маршруте подхода к берегу. Летчики провели несколько воздушных боев с истребителями противника, потерь не понесла ни одна сторона.
Ближе к полудню «Спитфайры» Mk IX всех четырех эскадрилий эскортировали группу бомбардировщиков В-17 «Летающая Крепость», которые наносили удар по аэродрому в Эббивилле, на котором базировались немецкие истребители. Самолеты 64-й эскадрильи продолжали сопровождать «Крепости» на маршруте возвращения, в то время как «Спитфайры» трех других эскадрилий остались в небе над Дьеппом.
Летчикам 402-й и 611-й эскадрилий вступить в бой не довелось, в отличие от пилотов 401-й эскадрильи. Канадцы атаковали бомбардировщики Do-217, летевшие под прикрытием истребителей Fw-190. Объектом налета являлись корабли, крейсировавшие в районе Дьеппа. Пилоты «девяток» сбили два Дорнье и один фокке-вульф. Эскадрилья также не обошлась без потерь - был потерян самолет пайлот-фицера Дона Моррисона:
- Я заметил летевший ниже меня на 1500 футов Fw-190, разворотом со снижением зашел ему в хвост. Я выпустил очередь продолжительностью две секунды, отпустил гашетку только тогда, когда до самолета противника оставалось 25 ярдов. Все попадания пришлись в правый борт фюзеляжа вражеского истребителя, в носу Fw-190 образовалась дыра с квадратный фут площадью. Прежде чем я и мой противник влетели в облако, фокке-вульф взорвался. Почти сразу же мотор моего самолета стал работать с перебоями, высота была всего 1000 футов. Я успел забраться на 2000 футов, прежде чем двигатель встал совсем. Нахлобучив поглубже шлемофон, я открыл фонарь, толкнул ручку управления от себя и вывалился из кабины. Парашют открылся когда до воды оставалось 200-250 футов. Подо мной взметнулся столб воды - это был мой «Спитфайр».
После 15 минут купания Моррисона вытащили из Ла-Манша моряки катера Royal NAVY; спустя несколько месяцев Моррисон стал асом.
В полдень «Спитфайры» Mk IX всех четырех эскадрилий опять были в воздухе. Истребителям предстояло прикрывать отход неудавшегося десанта из Дьеппа. Летчики 401-й, 402-й и 611-й эскадрилий схватились с немецкими истребителями, а
«Спитфайры» 64-й эскадрильи атаковали бомбардировщики Do-217. Командир 64-й эскадрильи Дункан-Смит вспоминал:
- Я летел ведущим эскадрильи, высота была 21 000 футов, мы находились в пяти милях южнее Дьеппа. В этот момент ниже нас на 5000-6000 футов появилась тройка бомбардировщиков Do-217, также державших курс на юг. Отдав команду атаковать, я выбрал в качестве объекта удара крайний левый самолет противника. Трехсекундную очередь из всего бортового оружия я выпустил с дистанции 250 ярдов. От левого двигателя, остекления кабины, центроплана бомбардировщика полетели крупные фрагменты конструкций. Двигатель Дорнье сначала дымил, потом показались большие языки пламени. Самолет противника перешел в отвесное пикирование, он скрылся в облачности, висевшей на высоте примерно 1000 футов.
Еще один Do-217 сбил Дон Кингби, это была его 19-я победа. По одному Bf.109 сбили Дункан Смит и флайт-лейтенант Томми Томас. В скоротечном воздушном бою эскадрилья потеряла один «Спитфайр».
Вечером в боевой вылет ушли истребители 64-й, 402-й и 611-й эскадрилий. Дункан Смит атаковал и сбил Do-217 , но его самолет успел повредить воздушный стрелок Дорнье. Летчик выпрыгнул с парашютом, «купался» Смит недолго - его спасли военные моряки флота Ее Величества. Смит был сбит на «Спитфайре» с бортовым кодом «BR581» - первой «девятке», полученной 64-й эскадрильей. Вся карьера этого самолета уложилась в 23 дня!
За день «Спитфайры» Mk IX четырех эскадрилий (в каждой по 14 машин) выполнили порядка 150 самолето-вылетов, сбили шесть самолетов противника достоверно и два вероятно, собственные потери составили семь истребителей:
- 64-я эскадрилья совершила три боевых вылета, летчики сбили четыре бомбардировщика Do-217, потеряно три «Спитфайра» Mk IX;
- 401-я эскадрилья совершила три боевых вылета, летчики сбили один истребитель Fw-190 достоверно и два - вероятно, потеряно три «Спитфайра» Mk IX, один - поврежден, вернулся на аэродром;
- 402-я эскадрилья совершила четыре боевых вылета, летчики сбили три истребителя Fw-190, потерь эскадрилья не понесла;
- 611-я эскадрилья совершила четыре боевых вылета, летчики сбили один истребитель Fw-190 и два повредили, потерян один «Спитфайр» Mk IX.