«Спитфайр» Mk IX на службе Королевских ВВС

 

Первый серийный «Спит­файр» Mk IX был собран в июне 1942 г. «Девятки» первыми получила 64-я эскадрилья RAF, которая базирова­лась в Хорнчарче. Состояния боего­товности на новой технике подразделение достигло 28 июля. В первых полетах летчики эскадрильи противни­ка не встречали. Первую победу на «Спитфайре» Mk IX одержал 30 июля уже упоминавшийся Дональд Кингби. В проведенном в тот же день втором воздушном бою летчики 64-й эскадри­льи сбили еще три истребителя Fw-190.

К середине августа «девятки» получили еще три эскадрильи - 401 -я, 402-я и 611-я. Все четыре имевших на вооружении «Спитфайры» Mk IX эскадрильи принимали участие в воз­душных боях над Дьеппом. Трагичес­кая высадка войск союзников в Дьеп­пе началась 19 августа.

Первыми ушли в воздух на прикрытие сил вторжения самолеты 402-й и 611-й эскадрилий. Перед пи­лотами «девяток» стояла задача прикрыть десантно-высадочные средства на маршруте подхода к берегу. Лет­чики провели несколько воздушных боев с истребителями противника, потерь не понесла ни одна сторона.

Ближе к полудню «Спитфай­ры» Mk IX всех четырех эскадрилий эскортировали группу бомбардиров­щиков В-17 «Летающая Крепость», которые наносили удар по аэродро­му в Эббивилле, на котором базиро­вались немецкие истребители. Само­леты 64-й эскадрильи продолжали сопровождать «Крепости» на марш­руте возвращения, в то время как «Спитфайры» трех других эскадри­лий остались в небе над Дьеппом.

Летчикам 402-й и 611-й эскад­рилий вступить в бой не довелось, в отличие от пилотов 401-й эскадри­льи. Канадцы атаковали бомбарди­ровщики Do-217, летевшие под при­крытием истребителей Fw-190. Объектом налета являлись корабли, крейсировавшие в районе Дьеппа. Пилоты «девяток» сбили два Дорнье и один фокке-вульф. Эскадрилья так­же не обошлась без потерь - был по­терян самолет пайлот-фицера Дона Моррисона:

- Я заметил летевший ниже меня на 1500 футов Fw-190, разворо­том со снижением зашел ему в хвост. Я выпустил очередь продолжитель­ностью две секунды, отпустил гашет­ку только тогда, когда до самолета противника оставалось 25 ярдов. Все попадания пришлись в правый борт фюзеляжа вражеского истребителя, в носу Fw-190 образовалась дыра с квадратный фут площадью. Прежде чем я и мой противник влетели в об­лако, фокке-вульф взорвался. Почти сразу же мотор моего самолета стал работать с перебоями, высота была всего 1000 футов. Я успел забраться на 2000 футов, прежде чем двигатель встал совсем. Нахлобучив поглубже шлемофон, я открыл фонарь, толкнул ручку управления от себя и вывалил­ся из кабины. Парашют открылся когда до воды оставалось 200-250 футов. Подо мной взметнулся столб воды - это был мой «Спитфайр».

После 15 минут купания Моррисона вытащили из Ла-Манша моря­ки катера Royal NAVY; спустя не­сколько месяцев Моррисон стал асом.

В полдень «Спитфайры» Mk IX всех четырех эскадрилий опять были в воздухе. Истребителям пред­стояло прикрывать отход неудавше­гося десанта из Дьеппа. Летчики 401-й, 402-й и 611-й эскадрилий схвати­лись с немецкими истребителями, а

«Спитфайры» 64-й эскадрильи атако­вали бомбардировщики Do-217. Ко­мандир 64-й эскадрильи Дункан-Смит вспоминал:

- Я летел ведущим эскадрильи, высота была 21 000 футов, мы нахо­дились в пяти милях южнее Дьеппа. В этот момент ниже нас на 5000-6000 футов появилась тройка бомбарди­ровщиков Do-217, также державших курс на юг. Отдав команду атако­вать, я выбрал в качестве объекта удара крайний левый самолет про­тивника. Трехсекундную очередь из всего бортового оружия я выпустил с дистанции 250 ярдов. От левого двигателя, остекления кабины, цент­роплана бомбардировщика полетели крупные фрагменты конструкций. Двигатель Дорнье сначала дымил, потом показались большие языки пламени. Самолет противника пере­шел в отвесное пикирование, он скрылся в облачности, висевшей на высоте примерно 1000 футов.

Еще один Do-217 сбил Дон Кингби, это была его 19-я победа. По одному Bf.109 сбили Дункан Смит и флайт-лейтенант Томми Томас. В скоротечном воздушном бою эскад­рилья потеряла один «Спитфайр».

Вечером в боевой вылет ушли истребители 64-й, 402-й и 611-й эскад­рилий. Дункан Смит атаковал и сбил Do-217 , но его самолет успел повре­дить воздушный стрелок Дорнье. Летчик выпрыгнул с парашютом, «купался» Смит недолго - его спасли военные моряки флота Ее Величе­ства. Смит был сбит на «Спитфайре» с бортовым кодом «BR581» - первой «девятке», полученной 64-й эскадри­льей. Вся карьера этого самолета уло­жилась в 23 дня!

За день «Спитфайры» Mk IX четырех эскадрилий (в каждой по 14 машин) выполнили порядка 150 са­молето-вылетов, сбили шесть само­летов противника достоверно и два вероятно, собственные потери соста­вили семь истребителей:

-  64-я эскадрилья совершила три боевых вылета, летчики сбили четыре бомбардировщика Do-217, потеряно три «Спитфайра» Mk IX;

- 401-я эскадрилья совершила три боевых вылета, летчики сбили один истребитель Fw-190 достоверно и два - вероятно, потеряно три «Спит­файра» Mk IX, один - поврежден, вер­нулся на аэродром;

- 402-я эскадрилья совершила четыре боевых вылета, летчики сби­ли три истребителя Fw-190, потерь эскадрилья не понесла;

- 611-я эскадрилья совершила четыре боевых вылета, летчики сби­ли один истребитель Fw-190 и два повредили, потерян один «Спит­файр» Mk IX.