Бой в стратосфере

 

Воздушные бои над Дьеппом не приостановили подготовку люфт­ваффе к новым налетам на Брита­нию. Через несколько дней после за­вершения сражения над Дьеппом два самолета Ju-86R из Hohenkampfkommando (подразделение высотных бомбардировщиков) прибыли на рас­положенный в северной Франции аэродром Бювэ.

Самолет Ju-86R был оснащен двумя дизелями с турбонаддувом и системой впрыска закиси азота, ко­торые обеспечивали летательному аппарату экстремальный по тем вре­менам практический потолок. Бом­бардировщик не обладал высокой скоростью полета, его максимальная скорость не превышала 200 миль/ч, но комбинация высотных моторов и крыла большого размаха позволяла ему уверенно лететь на высоте в 45 000 футов (13 700 м). Ju-86R обладал способностью безнаказанно бомбить объекты на территории Великобри­тании днем. Боевая нагрузка была невелика - всего одна 250-кг бомба, однако командование люфтваффе и не рассчитывало нанести ощутимый урон противнику силами двух высот­ных самолетов, главным считался пропагандистский эффект - показать беспомощность английской системы ПВО. Первый налет имел место 24 августа: один Ju-86R сбросил бомбу на Кэмберли, второй - на Саутгемптон. На отражение налета взлетело 15 «Спитфайров» истребительного ко­мандования, но не один из них не «до­тянулся» до высотных Юнкерсов.

На следующий день одиноч­ный бомбардировщик вновь появился в небе Британии, воздушную тре­вогу объявили по всей юго-восточ­ной Англии. Самолет освободился от бомбы над Стэнстедом, затем про­шел на восточной частью Лондона и пересек береговую черту в районе Шорхима. На перехват поднимались пять «Спитфайров» Mk V, ни один из них не сумел приблизиться к бомбар­дировщику на дистанцию стрельбы.

За последующие две с полови­ной недели Юнкерсы выполнили де­вять полетов над Англией, каждый раз их безуспешно пытались перехва­тить истребители RAF. Высотные самолеты оставались неуязвимыми. Перед лицом новой угрозы Истреби­тельное командование приступило к формированию звена специального назначения (Special Service Flight), местом базирования которого опре­делили Нортхолт.

Идеальным средством борьбы с Ju-86R мог быть «Спитфайр» Mk VII, но истребители этого типа еще не были готовы принять участие в боях. В качестве временной мере зве­но специального назначения получи­ла два облегченных «Спитфайра» Mk IX. Чтобы увеличить высотность ис­требителей с них сняли броню, часть оборудования, четыре пулемета, оста­вив только две 20-мм пушки Испано. 12 сентября Ju-86R взял курс на Английский канал, его экипаж намеривался в очередной раз сбро­сить бомбу на территорию Великоб­ритании. На сей раз его ждала дос­тойная встреча. Флэг-офицер Имануил Галитцини взлетел на перехват, он быстро набрал высоту в 40 000 м. Летчик обнаружил высотный само­лет противника над Солентом, справа от себя и чуть выше. Экипаж немецко­го бомбардировщика также заметил одиночный «Спитфайр»: от Юнкерса отделилась бомба, после чего само­лет перешел в набор высоты.

Облегченный «Спитфайр» на­бирал высоту быстрее, чем массив­ный Ju-86R: Галитцини сумел занять позицию для атаки:

- С дистанции 200 ярдов я вы­пустил очередь продолжительностью три секунды. На последних выстре­лах отказала левая пушка, «Спит­файр» стал медленно крениться в противоположную сторону. В этот момент я попал в инверсионный след бомбардировщика, фонарь заволок­ло туманом. Через минуту я выско­чил из следа, вновь прозрев. Я стал набирать высоту для повторной ата­ки. Юнкере держал курс на юго-вос­ток, стремясь уйти в сторону моря. Чтобы сбить противника мне было необходимо подойти к нему как мож­но ближе: «Спитфайр» на такой вы­соте сложно было удерживать в го­ризонте, выдерживая при этом курс, к тому же из-за отказа одной пушки при выстрелах самолет начнет само­произвольно крениться и раскачи­ваться. До противника оставалось всего 100 ярдов, я уже готовился от­крыть огонь, как вдруг «Спитфайр» начал крениться, но я все же дал ко­роткую очередь. Опять я стал наби­рать высоту, «наскреб» 44 000 фута.

Удачным маневрирование Юнкере умело ушел из-под двух сле­дующих атак. Галитцини потерял противника. Топливо на его «Спитфайре» заканчивалось, поэтому лет­чик посадил свой самолет в Тэнгмири. Юнкере приземлился в Кане, в ходе послеполетного осмотра в левой плоскости крыла бомбардировщика нашли сквозную пробоину от 20-мм снаряда. Экипаж Ju-86R доложил наверх, что теперь «Спитфайры» спо­собны перехватывать высотные бом­бардировщики. Менее чем через три недели после начала операция Hohenkampfkommando завершилась.

Проведенный  12 сентября 1942 г. воздушный бой «Спитфайра» Галитцини с бомбардировщиком Ju-86R считается самой высотной схват­кой второй мировой войны.