«Спитфайр» Mk. IXB  и «Спитфайр» LF IX

 

В середине войны новые моде­ли «Спитфайров» поступали на воо­ружение фронтовых эскадрилий по­рой раньше, чем им давали офици­альное обозначение, в результате лет­чики сами обозначали машины, в неофициальном порядке. Примером может служить появившийся весной 1943  г. «Спитфайр» с двигателем «Мерлин-66». Мотор «Мерлин-66» отличался от «61-й» модели пониженной высотностью. Это было сделано, чтобы обеспечить уверенное превос­ходство «Спитфайра» над Fw-190 во всем диапазоне высот, на которых велись воздушные бои.

Когда новые самолеты нача­ли поступать в эскадрильи, летчики, чтобы отличить их от «Спитфайров» с «6,1-м» или «63» «Мерлинами», предложили обозначать их «Mark IXB». Тогда же появилось еще одно неофициальное обозначение - Спитфайр» Mk. IXA - истребители с мо­торами «Мерлин-61» или «Мерлин-63». В ряде источников утверждает­ся, что «девятка А» отличалась от «девятки В» вооружением. Это не со­ответствует истине. Когда уинг-коммендер Алан Дир принял командование авиакрылом из Бигген-Хилла, под­разделения только завершили процесс перевооружения на «Спитфайры» с двигателями «Мерлин-66». В своем классическом автобиографическом труде «Девять жизней» Дир писал:

-  В воздухе нам предстояли встречи с превосходным истребите­лем Fw-190, однако наши самолеты были лучше. На вооружении всех эс­кадрилий крыла состояли самолеты «Спитфайр» Mk IXB, оснащенные двигателями «Мерлин 66». На высо­тах до 27 000 по летным характерис­тикам «Спитфайр» Mk IXB не усту­пал германскому Fw-190.

-  Наилучшие данные «Спит­файр»   Mk IXB демонстрировал на высоте 22 000 м, то есть там же, где и Fw-190. При примерно равных шан­сах английский самолет был на 30 миль/ч быстрее, легче управляемым и более маневренным.

В конце года министерство авиационной промышленности ввело официальные обозначения для субмодификаций Mk IXB:

F IXC (неофициальное обо­значение Mk IXA) - самолеты, осна­щенные двигателями «Мерлин-61/63 ил 623А, с крылом и вооружением типа С;

- LF IXC (неофициальное обо­значение Mk IXA) - самолет обору­довался мотором «Мерлин-66», кры­лом и вооружением типа С. «Спитфайр» LF IXC хоть и был оптимизи­рован, но сохранил завидные летные данные на больших высотах. Макси­мальную скорость горизонтального полета «Спитфайр»   LF IXC разви­вал на высоте 22 000 м (F IX разгонялся до своей максимальной скоро­сти на высоте 28 000 футов.

- HF IXC - вариант под мо­тор «Мерлин-70», с крылом и воору­жением типа С. Данная модификация была предназначена для высотных полетов.

Официальный приказ дошел до летного состава эскадрилий спус­тя довольно значительное время, по­этому пилоты продолжали называть «Спитфайры» Mk IXA и Mk IXB, под этими же обозначениями истребите­ли попадали на страницы журналов боевых действий.