«Спитфайры» Mk IX на Средиземноморье

 

Появление «Спитфайра» Mk IX позволило истребительному ко­мандованию RAF восстановить гос­подство в воздухе над северо-запад­ной Европой, утерянное после появ­ления у противника самолетов Fw-190. На Средиземноморском театре военных действия наблюдалась ана­логичная картина, но «девяток» здесь не было до начала 1943 г. Пер­вой получила «Спитфайры» Mk IX эскадрилья, базировавшаяся в Алжи­ре на аэродроме Константини. Первый боевой вылет в Северной Афри­ке «девятки» совершили 31 января 1943 г. Вскоре истребители модифи­кации Mk IX получила дислоциро­ванная на тунисском аэродроме Сук-эль-Кемис 72-я эскадрилья.

Примерно в это же время ВВС Пустыни были усилены Польской истребительной группой. На воору­жении группы состояло 15 самолетов «Спитфайры» Mk IX, командовал подразделением скуадрон-лидер Ста­нислав Скальский, под его началом находились отборные летчики-добровольцы, та­кие как Кароль Пняк, Вацлав Кроль, Еугениуш Горбачевский и Казимиж Спорный. В административном пла­не польская группа подчинялась шта­бу 145-й эскадрильи RAF, которая находилась на аэродроме Бен-Гардан. Все бортовые коды «Спитфай­ров» поляков начинались с аббреви­атуры «ZX». До капитуляции войск Оси в Северной Африке 13 мая 1943 г., Горбачевский сбил пять самоле­тов противника, Скальский и Спор­ный - по три.

В период тунисский кампании две истребительные группы 12-й воз­душной армии ВВС США имели на вооружении самолеты «Спитфайр» Mk V: 31-я группа в составе 307-й, 308-й и 309-й эскадрилий и 52-я груп­па в составе 2-й, 4-й и 5-й истреби­тельных эскадрилий. В конце апреля американцы начали получать более совершенные «Спитфайры» Mk IX. В мае-июне количество воору­женных «девятками» эскадрилий RAF, которые действовали на Сре­диземноморье, быстро росло. Амери­канские 31-я и 52-я истребительные авиагруппы были полностью перево­оружены «Спитфайрами» Mk IX, американцы эксплуатировали эти самолеты до весны 1944 г.