«Спитфайры» с двигателем «Гриффон»

 

Незадолго до начала войны на фирме Роллс-Ройс началась разработ­ка совершенно нового типа авиацион­ного двигателя, получившего впослед­ствии название «Гриффон». В основу конструкции «Гриффона» был поло­жен мотор Роллс-Ройс «R» с объемом цилиндров 36,75 л, такой двигатель стоял на гоночном гидросамолете фир­мы Супермарин, принимавшим учас­тие в конках на кубок Шнейдера. Имея объем цилиндров на треть больше, чем «Мерлин». «Гриффон II» оснащался одноступенчатым турбонагнетателем и развивал взлетную мощность 1735 л.с. Инженеры проявили чудеса изво­ротливости, сумев удержать новый мотор в массогабаритных рамках, близких в к аналогичным параметрам  «Мерлина»: площадь сечения «Гриффона» оказалось всего на 6% больше, чем у «Мерлина», длина - на три дюй­ма больше, а масса возросла на 600 фунтов (272 кг). «Гриффон» можно было ставить на «Спитфайр» без серь­езной переделки конструкции планера. Оснащенный мотором «Гриффон» прототип «Спитфайра» Mk IV вы­полнил первый полет в ноябре 1941 г. В это время семейство «Спитфай­ров» активно размножалось, поэто­му чтобы «перепрыгнуть» через все вероятные модели с «Мерлином» обозначение «Спитфайра» с «Гриффоном» изменили с Mk IV на Mk XX, в апреле 1942 г. индекс заменили еще раз - теперь на Mk XII.

С мотором «Гриффон» «Спитфайр» развивал скорость 372 мили/ч на высоте 5700 футов и 397 миль/ч на высоте 18 000 футов. Пока велись ис­пытания «Спитфайра» с новым дви­гателям количество рейдов немецких истребителей-бомбардировщиков Bf.109 и Fw-190 на объекты старой доброй Англии постоянно росло. Немецкие самолеты старались летать на предельно малых высотах, чтобы избежать обнаружения британскими РЛС. Система ПВО не успевала от­реагировать на появление противни­ка. Истребители RAF поднимались в небо слишком поздно, в лучшем слу­чае их летчики могли увидеть на го­ризонте превратившихся в точки «бандитов».

Такая тактика авиации про­тивника привела к появлению техни­ческого задания на разработку истре­бителя-перехватчика, оптимизиро­ванного для ведения воздушного боя на малых высотах. Наиболее подхо­дящим для борьбы с маловысотными рейдерами был сочтен «Спитфайр» Mk XII, истребителей данного типа изготовили порядка ста экземпляров. Как и в случае с Mk IX, «Спитфайр» Mk XII представлял собой планер «пятерки», минимально доработан­ный под установку более мощного двигателя. Последние серии истреби­телей «Спитфайр» Mk VIII также ос­нащались моторами «Гриффон». Все «Спитфайры» Mk XII комплектова­лись крыльями с «обрезанными» законцовками. «Спитфайры» с такими крыльями имели лучшие характери­стики на малых высотах: большую максимальную скорость и меньший радиус виража за счет снижения мо­мента инерции самолета относитель­но продольной оси (последнее спра­ведливо для всего диапазоне высот). На уровне моря максимальная ско­рость «Спитфайра» Mk XII была на 14 миль/ч больше, чем у Mk IX, на высоте 10 000 разрыв сокращался до 8 миль/ч, выше 20 000 уже «девятка» превосходила Mk XII по скорости.