«Спитфайр» Mk XII в строю

 

В феврале 1943 г. 43-ю эскад­рилью RAF перевооружили со «Спитфайров» Mk V на «Спитфайры» Mk XII Главной сложностью в переучивании летчиков стало обрат­ное по сравнению с «Мерлином» на­правление вращения вала (и как след­ствие воздушного винта) «Гриффона). Летчики привыкли, что на взле­те и посадке «пятерку» ведет влево, «Спитфайр» с «Гриффоном» стремил­ся развернуться вправо. Пилоты ав­томатически парировали левый раз­ворот, чем только усугубляли ситуа­цию. Как только летчик отучились от старых привычек и ввели в обиход новые, проблема взлета и посадки разрешилась. Скуадрон-лидер Том Нейл, командовавший тогда 43-й эс­кадрильей оставил следующий ком­ментарий:

- «Мэрк XII» на малых высо­тах имел большую скорость, чем «Тайфун», но он был что называется «hot ship» - норовистая лошадка. Полет в условиях сильной турбулен­тности здорово выматывал. Однако нашему «коллективному эго» в отно­шении нового «Спитфайра» был нанесен удар, когда «Мэрк XII» уверен­но поднял в небо молоденький розо­вощекий юноша, одетый в форму вспо­могательной транспортной авиации. Ранее этот паренек даже не рулили ни на чем серьезнее «Тайгер Мота».

Статуса боеготовности 41-я эскадрилья достигла в апреле 1943 г. после чего ее перебросили на аэро­дром Хаукинг, расположенный в ок­рестностях Фолкстоуна. На первых порах летчики несколько раз безус­пешно пытались перехватить воздуш­ных рейдеров люфтваффе. Впервые пушки «Спитфайра» Mk XII открыли огонь по реальной цели 17 апреля, ког­да флайт-лейтенант Р. Хогарт сбил над Кале бомбардировщик Ju-88.

Том Нейл отзывался о том пе­риоде истории эскадрильи:

- Одна из первых наших про­блем заключалась в сходстве наших «Спитфайров» с обрезанными плос­костями крыла с немецкими мессершмиттами Bf.109. Базировавшиеся на соседних аэродромах в Лимпне и Мэнстоне «Тайфуны» могли спутать «Спитфайр» с мессершмиттом с са­мыми трагическими последствиями. Нам пришлось, не по своей воле, посражаться с соседями. К счастью ник­то никого не сбил.

В апреле на «Спитфайре» Mk XII перевооружили вторую и после­днюю эскадрилью - 91-ю. Под коман­дованием известного аса скуадрон-лидера Раймонда Харриса в мае 91-я эскадрилья присоединилась к 43-й, перелетев в Хаукинг. Летчики 91-й эскадрильи впервые продемонстри­ровали качества «Спитфайра» Mk XII как маловысотного истребителя-перехватчика вечером 25 мая. Шесть «Спитфайра» Mk XII провели скоро­течный воздушный бой с группой Fw-190, атаковавших Фолкстоун. Пилоты 91-й эскадрильи сбили шесть фокке-вульфов, две победы записал на свой счет Харрис.

«Спитфайр» Mk XII имел на малых и средних высотах большую скорость полета, чем любой другой истребитель того периода войны, действовавший в небе Западной Ев­ропы. Однако реализовать преиму­щества своих самолетов летчикам «Спитфайров» Mk XII удавалось не­часто: противник избегал вступать в бой с любым «Спитфайром» на вы­сотах ниже 20 000 футов.

В августе Раймонд Харрис получил звание уинг-коммендера, получив назначение на должность командира крыла, в которое вошли две эскадрильи, вооруженные истре­бителями «Спитфайр» Mk XII. Тог­да на его счету значилось 10 3/4 по­беды в воздушных боях, из них 5,5 он одержал на 12-м «Спите». В должно­сти командира 91-й эскадрильи Харриса сменил скуадрон-лидер Норман Кинэстоун. Кинэстоун отличился летом 1944 г., осуществив несколько ус­пешных перехватов самолетов-снаря­дов V-1.

Самую успешную операцию летчики авиакрыла Харриса провели 20 октября 1943 г. В тот день в пат­рульный полет над Францией ушли самолеты сразу двух эскадрилий. Ан­гличане подверглись внезапной ата­ке со стороны солнца группы из 25 истребителей Bf. 109G и Fw-190. «Спитфайры» успели развернуться навстречу противнику. В жестокой собачьей схватке команда Харриса сбила восемь вражеских самолетов без потерь со своей стороны.