«Спитфайр» Mk XIV

 

Как уже отмечалось выше, «Спитфайр» Mk XII представлял со­бой планер «Спитфайров» Mk V или Mk VIII с установленным на нем мо­тором «Гриффон» с одноступенча­тым нагнетателем. Самолет с новым усиленным крылом и мотором «Гриффон», оснащенным двухсту­пенчатым нагнетателем, получил обозначение «Спитфайр» Mk XXI, но до конца войны в строевые под­разделения RAF он поступить не ус­пел. Промежуточным вариантом стал «Спитфайр» Mk XIV - комбина­ция планера «Спитфайра» Mk VIII с двигателем «Гриффон-65», оснащен­ным двухступенчатым нагнетателем. Мотор развивал на взлете мощность 1540 л.с., на высоте 7000 футов 2035 л.с. Новая модификация значитель­но превосходила «Спитфайр» Mk IX. Первой в январе 1944 г. «Спитфайры» Mk XIV получила ба­зировавшаяся в Эксетере 610-я эскад­рилья RAF. В марте 1944 г. переучи­вание на 14-е «Спиты» начали летчи­ки 91-й и 322-й эскадрилий. Все три эскадрильи стали боеготовыми под­разделениями в июне, когда начались налеты на Лондон самолетов-снаря­дов V-1.

Как и в случае со «Спитфайром» Mk XII, при переучивании на «Спитфайр» Mk XIV у летчиков воз­никли проблемы, связанные с дру­гим, чем у «пятерки» или «девятки» направлением вращения воздушного винта - самолет на взлете и посадке тянуло не влево, а вправо. Все пило­ты проходили перед первым полетом на новой модели «Спита» обязатель­ный инструктаж, но все равно совер­шали типичную ошибку - давали не ту ногу, чтобы парировать разворот. Уинг-коммендер Роберт Оксспринг, опытный летчик-истребитель, ас, вспоминал:

- У нас в Мэнсоне служил ав­стралийский летчик. Его сбили над Францией, откуда он с многочислен­ными приключениями бежал в Испанию. Он буквально достал командо­вание своим желанием продолжать войну, в конце концов он оказался в моем крыле. Мы как раз переучива­лись со «Спитфайров» Mk IX на «Спитфайры» Mk XIV. «Mark XIV» имел более мощный двигатель, но самое главное на нем воздушный винт вращался в сторону, противопо­ложную вращению винта «Спитфай­ра» Mk IX. Мы хорошо представля­ли себе проблему, с которой предсто­яло столкнуться при освоении ново­го самолета.

- Австралиец привычно для себя отклонил руль направления, после чего дал полный газ. Как толь­ко пятилопастный винт начал вра­щаться самолет немедленно повело в сторону. Истребитель скользил по траве под углом 90 град, к взлетно-посадочной полосе в сторону анга­ров. Жизнь парня висела на волоске. Австралиец все-таки опомнился и успел переложить руль направления, развернув тем самым «Спитфайр» в нужном направлении. Опытный в общем летчик покорял 14-й «Спит­файр» неделю или около того.

В сентябре 1944 г. войска со­юзников захватили последнюю стар­товую позицию самолетов-снарядов V-1 в районе Рас-де-Галез, первая фаза беспилотных налетов на Лондон завершилась. У истребительного ко­мандования появилась возможность перебросить три вооруженных «Спитфайрами» Mk XIV в Бельгию. Где к ним вскоре присоединились 41-я, 130-я, 350-я и 403-я эскадрильи, также получившими «Спитфайры» Mk XIV . До конца войны эти истре­бители оставались основными само­летами 2-й тактической воздушной армии, предназначенными для заво­евания господства в воздухе над За­падной Европой. «Спитфайры» Mk XIV последних серий оснащались крыльями типа «Е» с пушечным воо­ружением и каплеобразными фонаря­ми кабин, улучшавшими обзор лет­чику в заднюю полусферу.

Осенью 1944 г. появилась раз­ведывательная модель - «Спитфайр» FR Mk XIV. Самолет оснащался од­ним панорамным аэрофотоаппара­том, установленном в фюзеляже с разворотом объектива вправо или влево. В фюзеляже также монтиро­вался дополнительный топливный бак емкостью 33 галлона. «Спитфайры»-разведчики XIV модификации в ноябре 1944 г. поступили на воору­жение 2-й и 430-й эскадрильи.

В июне 1945 г. «Спитфайры» Mk XIV появились в Индии. К авгу­сту здесь имелось две эскадрильи та­ких истребителей - 11-я и 17-я. Война завершилась раньше, чем 14-е «Спит­файры» успели вступить в бой в небе

Азии. После капитуляции Японии самолеты обоих эскадрилий погрузи­ли на борт авианосца «Трампитир», который доставил их в Сингапур. Эскадрильи стали интегральной ча­стью оккупационных войск.