Ramrods, Rodeos, Roadsteads, Rhubarbs, Circuses
С начала 1941 г. в Истребительном командовании RAF, а позже во 2-й тактической воздушной армии использовались следующие кодовые наименования наступательных воздушных операций над Западной Европой:
Ramrod - налет бомбардировщиков (или истребителей-бомбардировщиков) в сопровождении истребителей. Цель операции - разрушение заранее определенных объектов, цель действий истребителей - защита ударных самолетов от атак истребителей противника;
Rodeo - истребительный патруль над занятой противником территорией без сопровождения бомбардировщиков;
Roadstead - удар по судоходству противника бомбардировщиками (или истребителями-бомбардировщиками) в сопровождении истребителей;
Rhubarb - внезапный налет небольшой группы истребителей под прикрытием облачности, цель - уничтожение самолетов противника в воздухе или штурмовка наземных целей;
Circus - налет небольшой группы бомбардировщиков в сопровождении сильного эскорта истребителей на хорошо защищенный истребителями противника объект.
В 1941-42 г.г. командование RAF располагало очень небольшим количеством легких и средних бомбардировщиков, пригодных для дневных налетов. Первыми стали проводить операции Circus, в которых принимала участие чаще всего девятка «Бленхеймов» под сильным прикрытием истребителей.
Летом 1943 г. британские ВВС переключились на проведение операций Ramrod и Rodeo. Затем на Британских островах появились значительные силы американских средних и тяжелых бомбардировщиков; в составе 2-й группы Бомбардировочного командования имелось несколько эскадрилий «Митчеллов» и «Бостонов». Под мощным эскортом «Спитфайров» эти бомбардировщики совершали налеты на объекты, расположенные на территории оккупированной немцами Европы. Патрули истребителей постоянно вторгались в воздушное пространство Западной Европы, прощупывая прочность господства в воздухе самолетов люфтваффе. Начиная с 1943 г. действия по планам Circus и Rhubarb предпринимались сравнительно редко, а налетами по плану Roadstead во все возрастающих масштабах стали заниматься самолеты Берегового командования.
Примером работы по плану Ramrod может служить операция S.36, предпринятая вечером 6 сентября 1943 г. - скоординированный по времени налет на несколько железнодорожных станций в Северной Франции.
Три налета были проведены примерно в 17 ч 30 мин. Первая группа из 72 бомбардировщиков В-26 «Мародер» нанесла удар по железнодорожной станции Серкю. Вторая, так же 72 «Мародера, бомбила Амьен. Третья, 18 «Митчеллов» Бомбардировочного командования RAF, атаковала железнодорожную станцию Эббивилль. Непосредственное прикрытие бомбардировщиков осуществляло не менее 32 эскадрилий «Спитфайров». Еще две эскадрильи «Спитфайров» обеспечивали общее прикрытие, блокируя аэродромы истребителей люфтваффе в северо-восточной Франции и Бельгии. Каждую из двух групп «Мародеров» прикрывало по 12 эскадрилий «Спитфайров», которые дробились следующим образом:
Крыло непосредственного сопровождения - пять эскадрилий «Спитфайров» Mk V. Крыло постоянно сопровождало ударную группу на маршруте к цели и обратно. Задача - не допустить атаки бомбардировщиков истребителями противника. Одна эскадрилья не должна была отходить от «Мародеров» при любых обстоятельства. Самолеты еще одной находились в непосредственной близости от бомбардировщиков, летчики этих «Спитфайров» имели относительную свободу рук для атак истребителей люфтваффе. Две эскадрильи осуществляли высотное прикрытие ударной группы. Пятая эскадрилья летела на 1000 футов ниже строя «Мародеров» и чуть сзади, задача этих «Спитфайров» состояла в «отлове» вражеских самолетов на выходе из атаки, если они прорвутся к ударной группе.
Крыло прикрытия эскорта -две эскадрильи «Спитфайров» Mk V с задачей прикрывать ударную группу и крыло непосредственного сопровождения. Крыло прикрытия эскорта занимало позицию со стороны солнца по отношению к ударной группе на небольшом удалении от нее.
Крыло высотного прикрытия - две эскадрильи «Спитфайров» Mk IX с задачей не допустить атаки противником самолетов крыла прикрытия эскорта. Истребители высотного сопровождения имели большую свободу действий, по сравнению с другими эскадрильями эскорта. Одна эскадрилья летела с превышением над другой, нижняя могла вступить в бой в любой момент, в то время как вторая должна была оставаться на высоте сколь возможно долго.
Крыло общего прикрытия -три эскадрильи «Спитфайров» Mk IX в случае налета на Серкю, две эскадрильи «Спитфайров» Mk IX и четырех эскадрильи «Спитфайров» Mk VII в случае налета на Амьен.
Сравнительно небольшая группа «Митчеллов», наносивших удар по Эббивиллю, потребовала значительно меньших сил прикрытия:
Крыло непосредственного сопровождения - две эскадрильи «Спитфайров» Mk V;
Крыло прикрытия эскорта -две эскадрильи «Спитфайров» Mk V;
Крыло высотного прикрытия -две эскадрильи «Спитфайров» Mk IX.
Чаще всего базировавшиеся в северо-западной Европе истребители люфтваффе избегали взлетать на перехват мощного истребительного прикрытия сил Ramrod, но 6 сентября стало исключением. Все три группы бомбардировщиков были перехвачены немецкими истребителями.
Крыло высотного прикрытия группы «Мародеров», объектом налета которых являлась станция Серкю состояло из «Спитфайров» Mk IX из 341-й и 485-й эскадрилий RAF. На самолеты 341-й эскадрильи навалились 20 мессершмиттов Bf. 109, на 485-ю - примерно такое же число фокке-вульфов Fw-190. Командир 485-й эскадрильи скуадрон-лидер Джон Чикиттс повел своих парней в бой -они вступили в схватку с 12 Bf.109. Один мессершмитт летчики сбили достоверно, один фокке-вульф - предположительно. Повреждения получил «Спитфайр» Джона Чикиттса, командиру эскадрильи пришлось воспользоваться парашютом. К счастью для Чикиттса после приземления он попал к бойцам французского Сопротивления, через семь недель новозеландца доставили в Англию.
Крыло прикрытия эскорта группы, летевшей бомбить Амьен, над целью было перехвачено мессершмиттами. Летчик «Спитфайра» Mk V из 317-й эскадрильи сбил один немецкий истребитель. В это же время атаке подверглись самолеты 129-й эскадрильи, которая входила в состав крыла высотного прикрытия. В ходе «собачьей схватки» столкнулись «Спитфайр» Mk IX и фокке-вульф Fw-190.
Летчики из крыла общего прикрытия также вступили в бой. «Спитфайры» Mk IX из 303-й и 316-й эскадрилий плюс несколько «Спитфайров» Mk VII из 124-й эскадрильи ввязались в драку с группой истребителей противника. Командир 303-й эскадрильи скуадрон-лидер Ян Фалковский одержал свою девятую победу в воздушном бою:
- Самолеты эскадрильи выполняли правый разворот восточнее Амьена, когда я увидел около восьми мессершмиттов Bf.109 и 6-8 фокке-вульфов Fw-190, которые приближались с юго-запада. Противник шел на высоте 25 000 футов. Я отдал команду атаковать, мы стали пикировать с высоты 28 000 - 29 000 футов на ведущую пару фокке-вульфов. С дистанции 500 ярдов я выпустил две длинных очереди, гашетку отпустил когда до противника оставалось 300 ярдов. Вражеский самолет окутали клубы черного дыма. В этот момент рядом с кабиной моего истребителя прошли трассы. Я оглянулся - на хвосте висел второй фокке-вульф. Резким левым виражом я вышел из-под удара. Внизу падал зажженный мною Fw-190.
Еще четверо поляков, помимо Фалковского, сбили по одному истребителю люфтваффе: флайт-лейтенант Вандзиляк, пайлот-офицер Сливинский и флайт-сержант Чудик записал на свой счет по Fw-190, в то время как сержант Гжедовский одержал верх над Bf.109.
Крыло высотного прикрытия группы, атаковавшей Эббивилль, состояло из «Спитфайров» Mk IX 403-й и 421-й эскадрилий. Над целью «Спитфайрам» пришлось вступить в бой с самолетами люфтваффе. Флайт-лейтенант Соузвуд и флэг-офицер Доудинг из 403-й эскадрильи сбили по одному Fw-190, летчики 421-й эскадрильи повредили один истребитель противника.
«Спитфайры» прикрытия всех трех групп не допустили атак немецкими самолетами бомбардировщиков. Все «Мародеры» и «Митчеллы» благополучно отбомбились и без потерь вернулись на базы. «Спитфайры» Mk IX из 331-й и 332-й эскадрилий, которые прикрывали «Митчеллы», атакам истребителей противника не подвергались.