Ramrods, Rodeos, Roadsteads, Rhubarbs, Circuses

 

С начала 1941 г. в Истреби­тельном командовании RAF, а поз­же во 2-й тактической воздушной армии использовались следующие кодовые наименования наступатель­ных воздушных операций над Запад­ной Европой:

Ramrod - налет бомбарди­ровщиков (или истребителей-бом­бардировщиков) в сопровождении истребителей. Цель операции - раз­рушение заранее определенных объектов, цель действий истребите­лей - защита ударных самолетов от атак истребителей противника;

Rodeo - истребительный патруль над занятой противником тер­риторией без сопровождения бом­бардировщиков;

Roadstead - удар по судоход­ству противника бомбардировщиками (или истребителями-бомбардировщи­ками) в сопровождении истребителей;

Rhubarb - внезапный налет небольшой группы истребителей под прикрытием облачности, цель - унич­тожение самолетов противника в воз­духе или штурмовка наземных целей;

Circus - налет небольшой группы бомбардировщиков в сопро­вождении сильного эскорта истреби­телей на хорошо защищенный истре­бителями противника объект.

В 1941-42 г.г. командование RAF располагало очень небольшим количеством легких и средних бом­бардировщиков, пригодных для дневных налетов. Первыми стали проводить операции Circus, в кото­рых принимала участие чаще всего девятка «Бленхеймов» под сильным прикрытием истребителей.

Летом 1943 г. британские ВВС переключились на проведение опера­ций Ramrod и Rodeo. Затем на Бри­танских островах появились значи­тельные силы американских средних и тяжелых бомбардировщиков; в со­ставе 2-й группы Бомбардировочно­го командования имелось несколько эскадрилий «Митчеллов» и «Босто­нов». Под мощным эскортом «Спит­файров» эти бомбардировщики со­вершали налеты на объекты, распо­ложенные на территории оккупиро­ванной немцами Европы. Патрули истребителей постоянно вторгались в воздушное пространство Западной Европы, прощупывая прочность гос­подства в воздухе самолетов люфт­ваффе. Начиная с 1943 г. действия по планам Circus и Rhubarb предприни­мались сравнительно редко, а нале­тами по плану Roadstead во все воз­растающих масштабах стали зани­маться самолеты Берегового коман­дования.

Примером работы по плану Ramrod может служить операция S.36, предпринятая вечером 6 сентября 1943 г. - скоординированный по времени налет на несколько железнодорожных станций в Северной Франции.

Три налета были проведены примерно в 17 ч 30 мин. Первая груп­па из 72 бомбардировщиков В-26 «Мародер» нанесла удар по железно­дорожной станции Серкю. Вторая, так же 72 «Мародера, бомбила Амь­ен. Третья, 18 «Митчеллов» Бомбар­дировочного командования RAF, атаковала железнодорожную стан­цию Эббивилль. Непосредственное прикрытие бомбардировщиков осу­ществляло не менее 32 эскадрилий «Спитфайров». Еще две эскадрильи «Спитфайров» обеспечивали общее прикрытие, блокируя аэродромы ис­требителей люфтваффе в северо-вос­точной Франции и Бельгии. Каждую из двух групп «Мародеров» прикры­вало по 12 эскадрилий «Спитфайров», которые дробились следующим образом:

Крыло непосредственного со­провождения - пять эскадрилий «Спитфайров» Mk V. Крыло посто­янно сопровождало ударную группу на маршруте к цели и обратно. Зада­ча - не допустить атаки бомбардиров­щиков истребителями противника. Одна эскадрилья не должна была от­ходить от «Мародеров» при любых обстоятельства. Самолеты еще одной находились в непосредственной бли­зости от бомбардировщиков, летчи­ки этих «Спитфайров» имели отно­сительную свободу рук для атак ис­требителей люфтваффе. Две эскадри­льи осуществляли высотное прикры­тие ударной группы. Пятая эскадри­лья летела на 1000 футов ниже строя «Мародеров» и чуть сзади, задача этих «Спитфайров» состояла в «от­лове» вражеских самолетов на выхо­де из атаки, если они прорвутся к ударной группе.

Крыло прикрытия эскорта -две эскадрильи «Спитфайров» Mk V с задачей прикрывать ударную груп­пу и крыло непосредственного сопро­вождения. Крыло прикрытия эскор­та занимало позицию со стороны сол­нца по отношению к ударной группе на небольшом удалении от нее.

Крыло высотного прикрытия - две эскадрильи «Спитфайров» Mk IX с задачей не допустить атаки про­тивником самолетов крыла прикры­тия эскорта. Истребители высотного сопровождения имели большую свободу действий, по сравнению с дру­гими эскадрильями эскорта. Одна эскадрилья летела с превышением над другой, нижняя могла вступить в бой в любой момент, в то время как вторая должна была оставаться на высоте сколь возможно долго.

Крыло общего прикрытия -три эскадрильи «Спитфайров» Mk IX в случае налета на Серкю, две эскад­рильи «Спитфайров» Mk IX и четы­рех эскадрильи «Спитфайров» Mk VII в случае налета на Амьен.

Сравнительно небольшая груп­па «Митчеллов», наносивших удар по Эббивиллю, потребовала значительно меньших сил прикрытия:

Крыло непосредственного со­провождения - две эскадрильи «Спитфайров» Mk V;

Крыло прикрытия эскорта -две эскадрильи «Спитфайров» Mk V;

Крыло высотного прикрытия -две эскадрильи «Спитфайров» Mk IX.

Чаще всего базировавшиеся в северо-западной Европе истребители люфтваффе избегали взлетать на пе­рехват мощного истребительного прикрытия сил Ramrod, но 6 сентяб­ря стало исключением. Все три группы бомбардировщиков были пере­хвачены немецкими истребителями.

Крыло высотного прикрытия группы «Мародеров», объектом на­лета которых являлась станция Серкю состояло из «Спитфайров» Mk IX из 341-й и 485-й эскадрилий RAF. На самолеты 341-й эскадрильи навали­лись 20 мессершмиттов Bf. 109, на 485-ю - примерно такое же число фокке-вульфов Fw-190. Командир 485-й эскадрильи скуадрон-лидер Джон Чикиттс повел своих парней в бой -они вступили в схватку с 12 Bf.109. Один мессершмитт летчики сбили достоверно, один фокке-вульф - пред­положительно. Повреждения полу­чил «Спитфайр» Джона Чикиттса, командиру эскадрильи пришлось воспользоваться парашютом. К сча­стью для Чикиттса после приземле­ния он попал к бойцам французско­го Сопротивления, через семь недель новозеландца доставили в Англию.

Крыло прикрытия эскорта группы, летевшей бомбить Амьен, над целью было перехвачено мессершмиттами. Летчик «Спитфайра» Mk V из 317-й эскадрильи сбил один немец­кий истребитель. В это же время атаке подверглись самолеты 129-й эскадри­льи, которая входила в состав крыла высотного прикрытия. В ходе «собачь­ей схватки» столкнулись «Спитфайр» Mk IX и фокке-вульф Fw-190.

Летчики из крыла общего прикрытия также вступили в бой. «Спитфайры» Mk IX из 303-й и 316-й эскадрилий плюс несколько «Спит­файров» Mk VII из 124-й эскадрильи ввязались в драку с группой истреби­телей противника. Командир 303-й эскадрильи скуадрон-лидер Ян Фалковский одержал свою девятую побе­ду в воздушном бою:

- Самолеты эскадрильи вы­полняли правый разворот восточнее Амьена, когда я увидел около вось­ми мессершмиттов Bf.109 и 6-8 фокке-вульфов Fw-190, которые прибли­жались с юго-запада. Противник шел на высоте 25 000 футов. Я отдал ко­манду атаковать, мы стали пикиро­вать с высоты 28 000 - 29 000 футов на ведущую пару фокке-вульфов. С дистанции 500 ярдов я выпустил две длинных очереди, гашетку отпустил когда до противника оставалось 300 ярдов. Вражеский самолет окутали клубы черного дыма. В этот момент рядом с кабиной моего истребителя прошли трассы. Я оглянулся - на хво­сте висел второй фокке-вульф. Рез­ким левым виражом я вышел из-под удара. Внизу падал зажженный мною Fw-190.

Еще четверо поляков, помимо Фалковского, сбили по одному ис­требителю люфтваффе: флайт-лейте­нант Вандзиляк, пайлот-офицер Сливинский и флайт-сержант Чудик за­писал на свой счет по Fw-190, в то время как сержант Гжедовский одер­жал верх над Bf.109.

Крыло высотного прикрытия группы, атаковавшей Эббивилль, со­стояло из «Спитфайров» Mk IX 403-й и 421-й эскадрилий. Над целью «Спитфайрам» пришлось вступить в бой с самолетами люфтваффе. Флайт-лейтенант Соузвуд и флэг-офицер Доудинг из 403-й эскадрильи сбили по одному Fw-190, летчики 421-й эскадрильи повредили один истребитель противника.

«Спитфайры» прикрытия всех трех групп не допустили атак немец­кими самолетами бомбардировщи­ков. Все «Мародеры» и «Митчеллы» благополучно отбомбились и без по­терь вернулись на базы. «Спитфай­ры» Mk IX из 331-й и 332-й эскадри­лий, которые прикрывали «Митчел­лы», атакам истребителей противни­ка не подвергались.