Скуадрон-лидер Йоханнес Якобус «Крис» Ле Роукс

 

Крис Ле Роукс родился в Юж­ной Африке, в Трансваале, вступил в RAF в феврале 1939 г. Карьеру лет­чика-истребителя начал в феврале 1941 г. в составе 91-й эскадрильи, во­оруженной сначала истребителями «Спитфайр» Mk I, затем - «Спитфайр» Mk V. Первую воздушную по­беду, Bf.l09E, одержал над Булонью 17 августа 1941 г. Первая военная командировка Ле Роукса заверши­лась в декабре 1941 г. Несколько пос­ледующих месяцев южноафриканец служил инструктором в 55-м опера­тивно-тренировочном центре. Неко­торое время Ле Роукс работал летчи­ком-испытателем на фирме Роллс-Ройс, он, в частности, проводил ис­пытания оснащенного мотором «Мерлин-61» самолета «Спитфайр» Mk V - будущего «Спитфайра» Mk IX. В сентябре пилот вновь вернулся в боевое подразделение - в 91-ю эс­кадрилью. Эскадрилья имела на во­оружении истребители «Спитфайр» Mk V. В январе 1943 г. его перевели в Тунис на должность командира 111-й эскадрильи, также оснащенной «пя­терками». Здесь Ле Роукс прослужил до конца боев в Северной Африке. После короткого периода службы в должности офицера управления воз­душным движением, Ле Роукс принял в июле 1944 г. командование 602-й эскадрильей. На вооружении подраз­деления находились «Спитфайры» Mk IX. 17 июля южноафриканец в ходе разведывательного полета над Нормандией обнаружил мчащийся на большой скорости штабной авто­мобиль. На всякий случай Крис его обстрелял: был убит водитель, про­биты шины, ранен пассажир. Обыч­ная для войны история, если не счи­тать, что пассажиром являлся коман­дующий немецкими войсками в Нор­мандии генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель. Простой летчик случайно решил задачу, с которой не смогли справиться десятки специально обученных коммандос - поставил точку в карьере «лиса Пустыни». 29 авгус­та 1944г. Крис Ле Роукс не вернулся из боевого вылета, до сих пор он счи­тается пропавшим без вести. Боевой счет южноафриканца включает 18 достоверно сбитых самолета против­ника (шесть на «Спитфайре» Mk IX), два - вероятно и 8 поврежденных.