Каплевидный фонарь
В большинстве случаев в воздушных боях истребитель против истребителя жертвой оказывался самолет, который подвергся атаке с задней полусферы. Летчик зачастую узнавал, что его атакуют только когда его самолет получал попадания. Большинство таких атак проводилось из «мертвой» зоны, которую сидевший в кабине пилот не мог просматривать. Многие летчики стали асами, сбивая самолеты противника именно таким способом. Обеспечив круговой обзор пилоту «Спитфайра» можно было снизить потери в воздушных боях.
Добиться кругового обзора удалось, срезав заднюю, закабинную, верхнюю часть фюзеляжа и установив каплевидный фонарь. Впервые подобным образом был летом 1943 г. доработан «Спитфайр» Mk VIII. Заводские испытания показали, что нововведение никак не отразилось на летных характеристиках самолета.
Опытные боевые летчики RAF, которым разрешили полетать на первом «Спитфайре» с «каплей» высоко оценили хороший обзор из кабины в заднюю полусферу:
- По сравнению со стандартным «Спитфайром» обзор назад улучшился чрезвычайно. Простым поворотом головы летчик может просматривать всю заднюю полусферу, исключая узкий сектор, закрытый килем.
Каплевидными фонарями оснащались серийные истребители «Спитфайр» Mk IX, Mk XIV и Mk XVI. В строевых эскадрилья самолеты с каплевидными фонарями появились в 1945 г. Летчикам сразу полюбилась новинка.