Каплевидный фонарь

 

В большинстве случаев в воз­душных боях истребитель против ис­требителя жертвой оказывался само­лет, который подвергся атаке с зад­ней полусферы. Летчик зачастую уз­навал, что его атакуют только когда его самолет получал попадания. Большинство таких атак проводи­лось из «мертвой» зоны, которую си­девший в кабине пилот не мог про­сматривать. Многие летчики стали асами, сбивая самолеты противника именно таким способом. Обеспечив круговой обзор пилоту «Спитфайра» можно было снизить потери в воз­душных боях.

Добиться кругового обзора удалось, срезав заднюю, закабинную, верхнюю часть фюзеляжа и устано­вив каплевидный фонарь. Впервые подобным образом был летом 1943 г. доработан «Спитфайр» Mk VIII. За­водские испытания показали, что нововведение никак не отразилось на летных характеристиках самолета.

Опытные боевые летчики RAF, кото­рым разрешили полетать на первом «Спитфайре» с «каплей» высоко оце­нили хороший обзор из кабины в зад­нюю полусферу:

- По сравнению со стандарт­ным «Спитфайром» обзор назад улучшился чрезвычайно. Простым поворотом головы летчик может просматривать всю заднюю полу­сферу, исключая узкий сектор, зак­рытый килем.

Каплевидными фонарями ос­нащались серийные истребители «Спитфайр» Mk IX, Mk XIV и Mk XVI. В строевых эскадрилья самоле­ты с каплевидными фонарями появи­лись в 1945 г. Летчикам сразу полю­билась новинка.