Выдающийся подвиг Дика Юдита

 

Рассказ об асах, воевавших на последних моделях «Спитфайров» не был бы полным без упоминания ко­роткой, но блестящей карьеры канад­ца французского происхождения Ри­чарда Юдита. Юдит прибыл в Бри­танию в 1942 г., два года он служил здесь в подразделениях второй ли­нии, в частности таскал матерчатые конусы, в стрельбе по которым уп­ражнялись расчеты зенитной артил­лерии. За два года франко-канадец налетал очень много часов, став опытным пилотом. В сентябре 1944 г. в звании флайт-лейтенанта он по­лучил назначение в 411-ю эскадри­лью, оснащенную истребителями «Спитфайр» Mk IX, через месяц был назначен командиром звена. К 28 декабря Дик Юдит совершил 52 боевых вылета, но ни провел ни одного воз­душного боя.

29 декабря большая группа немецких истребителе прикрывала взлет реактивных истребителей-бом­бардировщиков Ме-262 с аэродрома Рейн под Оснабрюком. Истребите­лям-бомбардировщикам предстояло атаковать позиции союзников в Ар­деннах. В районе полудня «Спитфайры» Mk IXE из 411-й эскадрильи взлетели с голландского аэродрома Хииш и направились на высоте 10 500 футов в район патрулирования над Рейном. Юдит возглавлял «желтое» звено. Внезапно он обнаружил ниже себя истребители противника:

-  Четыре Bf.109 и восемь Fw-190 летели колонной. Я атаковал мессершмитт, последний истребитель в строю. С дистанции 200 ярдов от­крыл огонь. Трасса прошла вдоль всего фюзеляжа самолета противни­ка от киля до кока воздушного вин­та.  «109-й» загорелся, оставляя шлейф черного дыма самолет пошел к земле.

- Остальные истребители успе­ли встать в оборонительный круг прежде чем я атаковал Fw-190.   Я стрелял с дистанции от 250 ярдов до 100 ярдов под курсовым углом в 30 градусов. Снаряды попали в кабину пилота и хвостовую часть фюзеляжа фокке-вульфа. Fw-190 загорелся.

- Следующим стал полого пи­кировавший Bf.109. Короткой очередью с дистанции примерно в 300 яр­дов я перевел его в отвесное пикирова­ние. Немецкий летчик выпрыгнул из кабины, но парашют у него не рас­крылся. Я наблюдал, как мессершмитт взорвался, столкнувшись с землей.

- Затем я атаковал Fw-190, ко­торый преследовал «Спитфайр», в свою очередь насевший на другой фокке-вульф. «Спитфайр» был из мо­его звена. С 250 ярдов я расстрелял самолет противника. Он также упал и взорвался.

- Несколькими минутами поз­же я перестроил звено. На 2000 фу­тах я перехватил Fw-190. противник находился в левом вираже. Я выждал пока он подойдет ближе, после чего с дистанции 200 ярдов дал короткую очередь. Попаданий я не видел, по­этому продолжил вести огонь. Я стрелял пока немецкий истребитель не развалился в воздухе.

Юдит блестяще использовал возможности установленного на его «Спитфайре» гироскопического при­цела. Все его пять побед в одном бою подтверждены рапортами летчиков 411-й эскадрильи, принимавших уча­стие в схватке, а также кадрами кинофотопулемета.

В том же самом бою коллега Юдита из той же 411-й эскадрильи сбил три вражеских истребителя. В тот день тяжелые потери понесли стаффели трех истребительных эс­кадр люфтваффе: JG-6, JG-27 и JG-54. Три сбитых Юдитом фокке-вульфа скорее всего принадлежали 9-му стаффелю JG-54.

За знаменательный воздуш­ный бой Дик Юдит был удостоен DFC, он стал асом в течение одного боевого вылета. В январе 1945 г. Юдит одержал в воздушных боях еще пять побед, в том числе сбил реактив­ный Ме-262. Самолет Юдита был сбит огнем зениток 3 марта 1945 г. при штурмовке железнодорожной станции. К моменту гибели на счету Юдита значилось десять личных по­бед в воздушных боях, одна группо­вая, один самолет он повредил, еще один уничтожил на земле.

Завершающий период второй мировой войны ознаменовал конец славной боевой карьеры «Спитфайра». В послевоенные годы «Спитфайры» довольно долго оставались на вооружении ВВС различных стран мира. Они принимали участие в ряде локальных конфликтов, в частности в арабо-израильских войнах 1948 г. и 1949 г. Дольше всего в RAF, до 1952 г., на вооружении подразделений первой линии «Спитфайры» Mk 24 оставались в базировавшейся в Гонг-Конге 80-й эскадрильи. Последним случаем боевого применения «Спитфайров» является использование их ВВС Бирмы для противопартизанских операций в конце 50-х годов.

Снятием «Спитфайров» с во­оружения ВВС Бирмы завершилась боевая карьера одного из лучших са­молетов XX века, созданного талан­том Реджинальда Миттчелла. Истре­бители «Спитфайр» состояли на во­оружении с 1938 по 1958 г.г. - самое бурное двадцатилетие XX века.