Австралийские асы «Спитфайров», 1942-45 г.г.
Австралийские пилоты в годы второй мировой войны сражались на истребителях конструкции Реджинальда Митчелла в составе RAAF на Тихом океане против японцев, в Европе в подразделениях RAF и на Среднем Востоке.
С началом в 1939 г. войны в Европе все три рода войск вооруженных сил Австралии направили свои подразделения в северное полушарие Земли на помощь сражающейся Британии. Множество австралийцев служило непосредственно в RAF, другие - в составе эскадрилий RAAF, действовавших в Европе под контролем штаба Истребительного командования RAF. Четыре австралийских эскадрильи, 451-я, 453-я, 452-я и 457-я, имели на вооружении истребители «Спитфайр»
В общей сложности с августа 1942 г. по июнь 1945 г. австралийские ВВС получили 656 «Спитфайров». Бортовые номера австралийских «Спитов» начинались с аббревиатуры «А58». Первые 246 «Спитфайров» Mk V и 245 «Спитфайров» Mk VC имели бортовые коды с «А58-1» до «А58-162», «А58-164» - «А58-185» и «А58-200»-»А58-259". Один «Спитфайр» Mk VB получил бортовой код «А58-163». Один австралийский «Спитфайр» сохранил бортовой код «ЕЕ731». Интересный факт - «Спитфайр» Mk V с бортовым кодом «А58-259» являлся вообще последним серийным истребителем пятой модификации, сошедшим в ноябре 1943 г. со сборочной линии завода в Кэстл-Брумвиче.
Поставки более скоростных, чем «пятерки» истребителей «Спитфайр» Mk VIII начались в октябре 1943 г., всего ВВС Австралии получили 410 «восьмерок» в вариантах F, LF и HF. Истребители «Спитфайр» Mk VIII получили в RAAF бортовые номера «А58-300» - «А58-550» и «А-58-600» - «А58-758». Большое количество «Спитфайров» Mk VIII сразу после поставки передали на базы хранения, они так и не поступили в строевые эскадрильи.
В начале эксплуатации «Спитфайров» австралийцы столкнулись с рядом проблем, в основном связанных с малым радиусом действия и неадекватным тактическим использованием. Инцидент, произошедший в мае 1943 г. заставил командование ВВС Австралии пересмотреть концепцию использования «Спитфайров». Японские бомбардировщики в количестве 18 штук, летевшие в сопровождении 24 истребителей, были обнаружены на подступах к Дарвину. На перехват подняли самолеты 1-го авиакрыла, однако несмотря на раннее предупреждение австралийские истребители не успели перехватить самолеты противника на подходах к Дарвину, японские бомбардировщики смогли отбомбиться. Воздушный бой развернулся на значительном расстоянии от аэродрома базирования «Спитфайров». Пять австралийских истребителей в результате израсходования горючего не смогли вернуться на базу. Из-за малого остатка топлива истребители не смогли провести достаточно длительный по времени воздушный бой.
Несколько эскадрилий RAAF получили на вооружение «Спитфайры», в их числе - 79-я, 85-я, 452-я и 457-я. В январе 1945 г. составившее 80-е авиакрыло 79-я, 452-я и 457-я эскадрильи были перебазированы на остров Моротай в архипелаге Хэлмэгерас. Две эскадрильи, 548-я и 549-я, оставались в системе ПВО Дарвина, остальные вооруженные «Спитфайрами» эскадрильи перебазировали на север.
На заключительном этапе войны большинство австралийских эскадрилий, вооруженных «Спитфайрами», были оснащены машинами модификациями Mk VIII. В этот период воздушные бои с японскими самолетами уже стали редкостью. «Спитфайры» принимали участие в операциях по подавлению сопротивления японцев на острове Моротай и на Новой Гвинее. Подразделения RAAF находились в ведении командующего войсками Юго-Западной части Тихого океана генерала Дугласа Макартура. Макартур стремился держать австралийские и другие «неамериканские» части на вторых ролях: «Дуг» три года лелеял мечту о возвращении на Филиппины, мечту эту должны были осуществить 100-процентные янки. Макартур не хотел делить славу триумфатора ни с кем.
Ситуация стала для австралийских летчиков невыносимой. Недовольство не стеснялись выражать такие опытнейшие пилоты, как самый результативный летчик RAAF командир вооруженного «Спитфайрами» 80-го авиакрыла гроуп-кэптен Клив Кэлдуелл и командир оснащенного «Киттихоками» 81-го авиакрыла гроуп-кэптен Уильф Артур.
В это же время разгорелся скандал, связанный с нелегальной торговлей на островах спиртными напитками. В скандале оказались замешанными несколько высших чинов RAAF. Недовольство австралийцев вылилось в подачу заявлений об отставке восьмью самыми титулованными и уважаемыми пилотами RAAF, в число которых вошли и Кэлдуелл с Артуром.
Прошение об отставке - жест сугубо символический, так как офицеры RAAF не имели права подавать в отставку по собственному желанию в военное время. Некоторое время офицеры выглядели героями в глазах остальных летчиков. Однако, скандал с торговлей австралийской горилкой развивался: выяснилось, что транспортные самолеты RAAF действительно возили спиртное на острова, но этим бизнесом занимались не только представители Зеленого континента, но и американцы. Больше всех преуспели в ликероводочном бизнесе гроуп-кэптен Кэлдуелл и скуадрон-лидер Бобби Гиббс, обоих понизили в званиях.
В самом конце войны на смену «Спитфайрам» в RAAF стали в больших количествах стали поступать американские «Мустанги». В начале 1946 г. не менее 339 «Спитфайров» в ожидании списания поступили на австралийские базы длительного хранения. Пятнадцать из них в 1948 г. передали в ВМС Австралии, где они применялись для наземной подготовки пилотов. В этом качестве истребители прослужили три-четыре года.