|
1. «Спитфайр» Mk IXC «BR369/EH-T»
уинг-коммендера Эрика Томаса, Биггин-Хилл, август 1942 г.
Первые самолеты противника Томас сбил в начале второй мировой войны на «Спитфайрах»
Mk I, Mk II и
Mk V в составе 222-й и 133-й эскадрилий. На
«девятке» Эрик Томас побед в воздушных боях не одержал. В конце войны на
счету летчика значились четыре личные победы, один самолет противника он
сбил в группе. Одна личная и одна групповая победы зачитаны ему как
вероятные; Томас также повредил четыре самолета противника лично и один в
группе.
2. «Спитфайр» Mk IX «EN398/JE-J»
уинг-коммендера Джонни Джонсона, Кинли, весна 1943 г.
На самолете «EN398/JE-J»
Джонсон сбил 12 самолетов противника лично и не менее пяти в группе. 20
июня 1943 г. на изображенном здесь истребителе командир 412-й эскадрильи
скуадрон-лидер Роберт Макнейр сбил Fw-190.
3. «Спитфайр» Mk XIV «RM787/CG»
уинг-коммендера Калина Грея, Лимпни, октябрь 1944 г.
В конце войны на счету Грея числилось 27 личных побед (семь самолетов
противника он сбил на «Спитфайре» Mk IX) и две
групповые. Шесть личных побед и две групповые засчитаны Грею как
вероятные, 12 самолетов противника ас повредил. Колин Грей стал самым
результативным летчиком-новозеландцем.
4. «Спитфайр» F Mk VII «MD188/PB»
уинг-коммендера Питира Брозерса, Калмхед, июнь 1944 г.
Двухбуквенный код являлся стандартным для высотных истребителей
RAF того периода. Верхние и боковые поверхности
высотных истребителей окрашивались в цвет «PR Blue».
На рисунке изображен самолет «Спитфайр» F Mk VII
одной из самых последних серий. Первый полет этот истребитель выполнил 21
мая 1944 г., в июне он был передан в 131-ю эскадрилью, но затем его
передали на авиабазу Калмхед. Питир Брозерс начал свою войну в 1940 г. над
Францией, принимал участие в Битве за Британию. В конце войны на его счету
числилось 16 подтвержденных побед, одна вероятная и три поврежденных
самолета. Последнюю победу ас одержал 7 августа 1944 г. над
Францией - сбил на «Спитфайре»
F Mk VII «MD188/PB»
истребитель Fw-190.
5. «Спитфайр» LFMk IX «PT396/EJ-С»
уинг-коммендера Джека Чарлза RCAF, Тэнгмир,
август .1944 г.
В 1944 г. фронт быстро удалялся от аэродрома Тэнгмир, радиуса действия
базировавшихся здесь «Спитфайров» уже не хватало для того, чтобы
принимать участие в боевых вылетах. На самолете «РТ396» Чарлз не одержал
ни одной победы. Всего же за войну канадец сбил 15 самолетов противника
лично и один в группе; шесть личных побед и одна групповая засчитаны как
вероятные, пять самолетов Чарлз повредил. Шесть побед ас одержал, летая
на истребителе «Спитфайр» Mk IX.
6. «Спитфайр» LF Mk IX «МК483/
VY» командира чешского авиакрыла уинг-коммендера
Адольфа Выбирали, Норт-Уилд, 1944г.
Вибирала служил до начала второй мировой войны летчиком-истребителем ВВС
Чехословакии. Пилот не остался в оккупированной немцами Чехии и вступил
в ВВС Франции, где летал на истребителе Кертисс «Хок», сбив на нем семь
самолетов противника. В составе RAF Выбирала не
сбил ни одного самолета. |
|
7. «Спитфайр» LFMk VIII «A58-464/CR-C»
командира 80-го авиакрыла RAAF гроуп-кэптена
Клайва Кэлдуэлла, Моротай, лето 1945 г. К середине 1945 г. активность
японской авиации над юго-западной частью Тихого океана резко снизилась.
Летчики 80-го авиакрыла ВВС Австралии занимались, главным образом,
штурмовкой наземных целей. На «Спитфайре» LF Mk VIII
Кэлдуэлл побед в воздушных боях не одержал, но в конце войны на его
счету числилось 27личных побед и три групповые; шесть самолетов он сбил
«вероятно» и 15 повредил. Все - на «Киттихауках» и «Томагавках» над
Северной Африкой и на «Спитфайре» Mk V в
окрестностях Дарвина. Изображенный на рисунке истребитель первоначально
был поставлен RAF и имел код «JG557»,
впервые машину подняли в воздух 24 января 1944 г. В Австралию истребитель
доставили в мае 1945 г., списали в ноябре 1948 г.
8. «Спитфайр» LF Mk VIII «A58-497/RG-V»
заместителя командира 80-го авиакрыла RAAF
уинг-коммендера Роберта Гиббиса, Саттлир-филд, Северные территории, лето
1944 г. Гиббис являлся заместителем Кэлдуэлла. Как и командир, Гиббис не
сбил на «Спитфайре» LF Mk VIII ни одного
самолета противника по причине низкой активности японской авиации. В конце
войны на боевом счету Гиббиса числилось 10 самолетов, сбитых лично, два -
в группе, 16 самолетов он повредил, пять побед засчитаны как вероятные.
Все победы Гиббис одержал на «Киттихауках» и «Томогавках» над Северной
Африкой в составе 3-й эскадрильи RAAF.
Истребитель «A58-497/RG-V»разбил
на посадке в Саттлир-филд один из летчиков 80-го авиакрыла (не Гиббис) в
декабре 1944 г.
9. «Спитфайр» LF Mk VIII «MJ845/HBW»
командира 122-го авиакрыла уинг-коммендера Гарольда Бирд-Уилсона,
Фантингтоун, январь 1944 г.
Гарольд Бирд-Уилсон быд чрезвычайно опытным пилотом, он летал на 213 типах
самолетов от автожира Уэллиса до реактивного истребителя завоевания
превосходства в воздухе F-15. Пик боевой карьеры
летчика пришелся на период службы в 17-й
эскадрильи RAFeo время боев над Францией и
Битвы за Британию. В конце войны на его счету числилось три личные
победы, шесть групповых, три поврежденных самолета и один самолет
противника, уничтоженный на земле. Свою последнюю победу Бирд-Уилсон
одержал в августе 1944 г. на «Спитфайре» Mk IX.
10. «Спитфайр» Mk XIVE «RM809/
GCK» командира 125-го авиакрыла уинг-коммендера
Джорджа Клинтона Кифира, Эйдховен, Голландия, март 1945 г.
На изображенном здесь истребителе Кифир 2 марта 1945 г. сбил над Рейном
B/.109G, а через 17
дней - Bf. 109K.
Канадец начал войну на «Харрикейне II» в составе
274-й эскадрильи, действовавшей в Западной пустыне. Затем летал на «Спитфайрах»
Mk V и Mk IX в составе
412-й эскадрильи, которая базировалась в Англии. Войну Кифир закончил в
должности командира 126-го авиакрыла. В ноябре 1944 г. он принял
командование оснащенным «Спитфайрами» Mk XIV
125-м авиакрылом. Его победный счет включал 12 подтвержденных сбитых
самолетов, два вероятно сбитых, девять поврежденных и пять уничтоженных
на земле. «Спитфайр» Mk XIVE «RM809»
за свою карьеру с сентября 1944 г. по середину 1947 г. эскплуатировался в
восьми подразделениях, главным образом - канадских.
11. «Спитфайр» Mk XIVE «MV268/
JEJ» гроуп-кептэна Джонни Джонсона, 127-е
авиакрыло 2-й тактической воздушной армии, Солтау, Германия, май 1945 г.
Джонсон принял командование 127-м авиакрылом в начале апреля 1945 г. В
последний военный месяц летчики крыла лишь несколько раз встречались в
воздухе с самолетами люфтваффе. Джонсон на изображенном здесь истребителе
не провел ни одного воздушного боя.
12. «Спитфайр» LF Mk IXC «MJ783/
WX-F» командира 131-го
авиакрыла гроуп-кептэна Александра Габжевича, 2-я тактическая воздушная
армия, Лилль/ Виндивиллъ, Франция, сентябрь 1944г. Боевое крещение
Александр Габжевич принял в сентябре 1939 г. на истребителе
PZL PXI. В боях над Польшей летчик на пару с
коллегой сбил бомбардировщик Не-111. После разгрома Польши вступил в ВВС
Франции, где петал на истребителе Блок MB-152,
затем перебрался в Великобританию. В составе RAF
Габжевич летал сначала на «Харрикейнах», затем - на «Спитфайрах». Свои
последние победы Габжевич одержан на «Спитфайр» Mk IX
будучи командиром 2-го «польского»
авиакрыла. В июле 1944 г. получил назначение на должность командира
131-го авиакрыла. В конце войны на счету ветерана воздушных сражений
второй мировой войны числилось восемь личных и три групповых достоверных
победы, по одной личной и групповой вероятной победы; два самолета
противника Габжевич повредил. После окончания войны истребитель «Спитфайр»
LFMk IXC «MJ783» был
передан в бельгийские ВВС, в настоящее время выставлен в экспозиции
Брюссельского музея авиации. |
|
13. «Спитфайр» LF Mk IX «ML294/RAB»
командира 132-го авиакрыла уинг-коммендера Рольфа Берга, 2-я тактическая
воздушная армия, Гримберген, Бельгия, декабрь 1944г.
Норвежец Берг был сбит огнем зенитной артиллерии и погиб 3 февраля 1945 г.
На его счету было шесть достоверных личных побед и две неподтвержденных;
три групповые победы; шесть самолетов Берг уничтожил на земле. Большинство
своих побед Берг одержал в период службы в 331-й эскадрильи в 1942-43
г.г.
14. «Спитфайр» LF Mk IX «MK392/JE-J»
командира 144-го авиакрыла уинг-коммендера Джонни Джонсона, Форд, июнь
1944 г.
Именно так выглядел самолет Джонни Джонсона 16 июня 1944 г., когда он сбил
над Францией Fw-190. На самолете «МК392» Джонсон
в воздушных боях сбил 12 самолетов лично (все Fw-190
и Bf. 109), один в группе и уничтожил на земле
бомбардировщик Ju-88. На этом же «Спитфайре» ас
одержал свою последнюю победу 27 сентября 1944 г. За свой срок
эксплуатации истребитель «МК392» сменил несколько эскадрилий канадских
ВВС: 441-ю, 443-ю, 403-ю, 416-ю и 401-ю. Самолет списали в марте 1945 г.,
когда 401-я эскадрилья базировалась в Голландии.
15. «Спитфайр» LF Mk VIII «MD371/FB»
командира 239-го авиакрыла гроуп-кэптена Роберта Бойда, Байгачи, Индия,
1944 г.
Известно, что Бойд в должности командира 239-го авиакрыла сбил несколько
японских самолетов, однако ни одна из побед не была подтверждена
официально. Всего за войну Роберт Бойд сбил 14 самолетов лично и семь в
группе, семь самолетов он повредил, а три победы засчитаны как вероятные.
Все свои победы Бойд одержал летая на «Спитфайрах» Mk
I, Mk II и Mk IV
в 1940-42 г.г., еще до перевода в Бирму.
16. «Спитфайр» LF Mk IX «MH884/DS»
командира 324-го авиакрыла гроуп-кэптена Уилвреда Дункан-Смита, Кальви,
Корсика, август 1944г.
На самолете «МН884» Дункан-Смит совершал инспекционный облет в составе
пары «Спитфайров» аэродрома Раматюлль в Южной Франции - первого
западноевропейского аэродрома на который перелетели самолеты союзников
после вторжения в Европу. За военные годы Дункан-Смит сбил 1 самолетов
лично и два в группе, сбил вероятно - шесть лично и два в группе, восемь
самолетов повредил. Больше половины побед ас одержал на «Спитфайре»
MklX. «Спитфайр» LF Mk IX
«МН884» пришлось списать в апреле 1946 г. после того как самолет
столкнулся на австрийском аэродроме Руттелъфилъд со «Спитфайром»
Mk IX «NH453» из 111-й
эскадрильи.
17. «Спитфайр» Mk XIV «RN135/YB-А»
командира 17-й эскадрильи скуадрон-лидера Гингира Лэси, Силитэр, Сингапур,
осень 1945 г. Существует довольно много графических изображений этого
истребителя в различных камуфляжных окрасках, однако ставшие известными
новые снимки позволили художнику исправить ошибки в рисунках. Лэси сбил
лично 28 самолетов противника, пять - вероятно, девять самолетов он
повредил. Единственную победу на «Спитфайрах» поздних модификаций он
одержал в Бирме на «Спитфайре» Mk VIII, жертвой
Лэси стал истребитель Ки-43 «Оскар».
18. «Спитфайр» Mk XII «EN237/EB-V»
командира 41-й эскадрильи скуад-рон-лидера Томаса Нейла, Хаукинг, весна
1943 г.
Ветеран Битвы за Британию Нейл все свои победы одержал в 1940-41 г.г.,
петая на «Харрикейне». Всего он сбил 12 самолетов противника лично и
четыре в группе. Изображенный на рисунке истребитель был одним из 14-х «Спитфайров»
полученных 41-й эскадрильей в марте 1943 г. Машина была потеряна годом
позже. |
|
19. «Спитфайр» LF Mk IX «MB882/EB-B»
флайт-лейтенанта Дональда Смита, 41-я эскадрильи, Фристоун, апрель 1944
г. Самолет «Спитфайр» LF Mk IX «МВ882/ЕВ-В» стал
самой последней машиной данного типа, сошедшей с заводской сборочной
линии. После перевооружения в сентябре 1944 г. 41-й эскадрильи «Спитфайрами»
Mk XIVданный истребитель передали в школу
авиационных командиров в Милфилд.
20. «Спитфайр» Mk XIVE «MV266/EB-J»
командира 41-й эскадрильи скуадрон-лидера Джона Шепхирда, Туинти,
Голландия, апрель 1945 г.
На «Спитфайре» с бортовым кодом «MV266/EB-J»
весной 1945 г. Шепхирд одержал свою последнюю победу в воздушном бою.
Всего он сбил восемь самолетов противника лично и пять в группе, одна
групповая победа засчитана как вероятная, два самолета Шепхирд повредил,
он также сбил семь самолетов-снарядов V-1.
21. «Спитфайр» Mk IXC «BR581/V-SH»
командира 64-й эскадрильи скуадрон-лидера Уилфреда Дункан-Смита, Хорнчарч,
Август 1942 г.
Один из первых «Спитфайров» модификации Mk IX
был потерян 19 августа 1942 г. над Дьеппом, его сбил воздушный стрелок
бомбардировщика Do-217 Дункан-Смит выпрыгнул с
парашютом, после приводнения его спас катер британских Королевских ВВС.
Всего на «BR581» Дункан-Смит сбил три самолета
противника лично и два в группе.
22. «Спитфайр» Mk IXC «BR600/Z-SH»
пайлот-офицер а Дональда Кингэби, 64-я эскадрилья, Хорнчарч, июль 1942 г.
На самолете с бортовым кодом «BR600/Z-SH»
Дональд Кингэби 30 июля 1942 г. сбил самолет противника - это была самая
первая победа в воздушном бою, одержанная на «девятке». Самолет прошел
всю войну и был списан в ноябре 1949 г.
23. «Спитфайр» F Mk VIII «JF502/QJ-F»
флайт-лейтенанта Эдди Эдвардса, 92-я эскадрилья, Мэрсианиз, Италия, начало
1944 г.
Канадец Эвардс сбил 15 самолетов противника лично, три в группе,
вероятных побед у него 8 личных и одна групповая, 13 самолетов он
повредил; девять самолетов он уничтожил на земле и пять на земле повредил.
Большинство побед Эдварде одержал в 1942-43 г.г. на «Киттихауках» над
Северной Африкой; на «Спитфайре» Mk VIII он сбил
три самолета лично и два в группе.
24. «Спитфайр» Mk IX «MH934/HN-С»
уоррент-офицера Бобби Бантинга, 93-я эскадрилья, Лаго, Италия, февраль
1944 г.
Ниже фонаря кабины на борту фюзеляжа истребителя изображена персональная
эмблема летчика. На «Спитфайре» Mk IX «MH934/HN-C»
Бобби Бантинг одержал свою пятую победу в воздушном бою. |
|
25. «Спитфайр» Mk IX «MA
766/GO-F» командира
94-й эскадрильи скуадрон-лидера Рассела Фоскетта, Киренаика, июнь 1944 г.
На «Спитфайре» Mk IX «MA
766/GO-F» Фоскетт
одержал свою последнюю победу в воздушном бою - сбил транспортный самолет
Ju-52/3m.
26. «Спитфайр» Mk IX «MA48I/JU-O»
флэг-офицера Ирвинга «Хэп» Кеннеди, 11-я эскадрилья, Фальконе, Сицилия,
сентябрь 1943г.
Канадец Ирвинг Кеннеди имел на своем счету 10 личных побед, пять
групповых, одну вероятную. Истребитель «Спитфайр» Mk
IX «MA481/JU-O»
эксплуатировался почти 20 месяцев, прежде чем был сбит в апреле 1945 г.
27. «Спитфайр» F Mk VII»MD139/ON-W»
флэг-офицера Уолтера Хибберта, 124-я эскадрилья, Брэдуэлл-Бэй, июнь 1944
г.
На «Спитфайре» F Mk VII»MD139/ON-W»
Хибберт сбил 12 июня 1944 г. над Францией истребитель
Bf. 109. Всего он одержал в воздушных боях четыре личных победы и
две групповых, два самолета противника повредил в воздухе, еще два
уничтожил на земле.
28. «Спитфайр» LF Mk IX «ML2I4/5J-K»
командира 126-й эскадрильи скуад-рон-лидера Джона Плэгиса, Калмхед, июль
1944 г.
На изображенном здесь истребителе Плэгис сбил 24 июля 1944 г. над Францией
истребитель Bf. 109. Всего за войну Плэгис
одержал 15 личных побед в воздушных боях, две групповые, шесть самолетов
повредил.
29. «Спитфайр» Mk IX «MA621/DV-A»
флайт-лейтенанта Тони Гэзи, 129-я эскадрилья, Хорнчарч, август 1943 г.
На истребителе с бортовым кодом «MA621/DV-A»
Гэзи сбил 17августа 1943 г. в окрестностях Антверпена
Fw-190. Самолет списали в июле 1945 г.
30. «Спитфайр» F Mk VII «MD120/NX-O»
командира 131-й эскадрильи скуад-рон-лидера Джеймса О'Мира, Колирни, март
1944 г.
Ветеран Битвы за Британию Джеймс О 'Мира служил в 64-й, 72-й и 91-й
эскадрильях, прежде чем принял командование 131-й эскадрильей в марте
1943 г., в этой должности он не одержал побед в воздушных боях, но на его
счету уже числилось 11 личных побед, две групповые, 4 личных вероятных
победы, кроме того он повредил 11 самолетов противника лично и один в
группе. |
|
31. «Спитфайр» Mk XIVE «RN133/FF-B»
командира 132-й эскадрильи скуад-рон-лидера Кеннета Чэрни, Мадура, Индия,
август 1945 г.
Первые победы в воздушных боях Чэрни одержал над Мальтой в 1942 г, в
составе 185-й эскадрильи. В последующие два года он воевал в составе
базировавшихся в Англии 602-й и 132-й эскадрилий. Всего он сбил шесть
самолетов лично, четыре вероятно, семь самолетов повредил.
32. «Спитфайр» Mk IX «EN459/ZX-1»
флайт-лейтенанта Эугениуша Горбачевского, приданное 145-й эскадрилье
польское истребительное подразделение, Тунис, весна 1943 г.
Горбачевский погиб в бою с Fw-190 18 августа
1944 г. на «Мустанге». К этому времени на счету польского летчика
числилось 16 личных побед, одна групповая, один самолет он сбил вероятно
и один повредил. Большинство побед Горбачевский одержал в 1942-43 г.г. на
«Спитфайрах» Mk VB и Mk IX.
33. «Спитфайр» Mk IX «EN315/ZX-6»
командира польского истребительного подразделения скуадрон-лидера
Станислава Скальского, Тунис, весна 1943 г. Скальский сбил первый немецкий
самолет в сентябре 1939 г., защищая Польшу летчик одержал шесть побед в
воздушных боях. В период Битвы за Британию Скальский летал на «Харрикейнах»
в составе 501-й эскадрильи, затем воевал на «Спитфайрах» в 306-й и 318-й
эскадрильях. В середине 1944 г. ас стал командиром авиакрыла,
вооруженного «Мустангами». К маю 1945 г. на боевом счету Скальского
значилось 21 сбитый лично самолет (по другим данным - 24), один вероятно
сбитый и пять поврежденных. В Тунисе Скалъский сбил три самолета
противника и один повредил.
34. «Спитфайр» Mk IXC «BS451/RF-M»
командира 303-й эскадрильи скуадрон-лидера Яна Фалковского, Нортхолт,
июнь 1943 г.
Ян Фалковский сначала воевал на «Харрикейнах» в составе 32-й эскадрильи,
затем - на «Спитфайрах» Mk II и
Mk V в составе 315-й эскадрильи. До конца
войны польский летчик сбил девять самолетов достоверно и один
вероятно: на «Спитфайре» Mk IX он сбил
достоверно два самолета противника и один вероятно.
35. «Спитфайр» HF Mk IX «ML296/
DU-N» флайт-лейтенанта
Отто Смика, 312-я эскадрилья, Лимпни, сентябрь 1944 г.
В 1943 г. Смик служил в 122-й и 222-й эскадрильях, сбил за этот период
несколько самолетов противника. В ноябре 1944 г. его самолет был сбит
огнем зенитной артиллерии, пилот погиб. На счету Смика числилось восемь
лично сбитых самолетов, два в группе, два вероятно сбитых, три
поврежденных и один сбитый самолет-снаряд V-1.
36. «Спитфайр» MklX«BS157/FN-D»
флайт-лейтенанта Рэгнэра Доггера, 331-я эскадрилья, Норт Уилд, июль 1943
г.
На истребителе с бортовым кодом «BS157/FN-D»
Доггер сбил 1 июля 1943 г. над Францией Fw-190.
Норвежец воевал исключительно на «Спитфайрах» Mk IX
и Mk IXB. К маю 1945 г. на счету Доггера
значилось шесть сбитых самолетов противника и один поврежденный.
Истребитель «BS157» со временем передали в 229-ю
эскадрилью, самолет был сбит 11 июня 1944 г. над Нормандией. |
|
37. «Спитфайр» Mk IXC «BS428/AH-O»
сержанта Ола Ааниесена, 332-я эскадрилья, Норт-Уилд, лето 1943 г.
Ааниесен начал воевать в 1943 г., а в апреле 1945 г. он уже командовал
332-й эскадрильей, на его счету числилось пять сбитых лично самолетов
противника, один в группе, один поврежденный, один сбитый самолет-снаряд
V-1 - все победы он одержал на «Спитфайре»
Mk IX. Низке кабины илота изображена эмблема
подразделения.
38. «Спитфайр» Mk IX «BS393/GW-Z»
лейтенанта Мичела Боудъе, 340-я эскадрилья, Биггин-Хилл, октябрь 1942 г.
На истребителе с бортовым кодом «BS393/GW-Z»
Боудъе сбил 27 октября 1942 г. над Ла-Маншем Fw-190,
на нем же двумя месяцами спустя - еще один Fw-190.
Позже француз воевал в составе 341-й эскадрильи. В день высадки союзников
в Нормандии самолет Боудъе был сбит, летчик выпрыгнул с парашютом.
Раненый пилот три недели провел в немецком плену, прежде чем его
освободили сухопутные войска. Боудъе сбил восемь самолетов противника и
семь повредил.
39. «Спитфайр» Mk IX «BS538/NL-B»
сержанта Пьера Клостермана из 341-й эскадрильи, Биггин-Хилл, июнь 1943 г.
На этой переделанной из «Спитфайра» Mk V
«девятке» француз сбил 17 июня над Францией истребитель
Bf.109, открыв свой боевой счет. О количестве побед, одержанных в
воздушных боях одним из самых результативных летчиков-истребителей
союзников историки спорят до сих пор. Наиболее часто приводятся следующие
данные: 11 сбитых достоверно (возможно -18), два вероятно (возможно
пять), девять поврежденных самолетов и два самолета, уничтоженных на
земле.
40. «Спитфайр» Mk XIVE «SM825/MN-M»
командира 350-й эскадрильи ску-адрон-лидера Гарольда Уэлмсли, Цилли,
Германия, апрель 1945 г.
На «Спитфайре» с маркировкой «SM825/MN-M»
Уэлмсли сбил 24 и 25 апреля 1945 г. по одному Fw-190.
За войну летчик записал на свой счет 11 лично сбитых самолетов, один в
группе, один вероятно сбитый, четыре поврежденных и два уничтоженных на
земле.
41. «Спитфайр» FR Mk
XIVE «RM785/T»
командира 401-й эскадрильи скуадрон-лидера Уильяма Клирси, Вюнсторф,
Германия, май 1945 г. Самолет «Спитфайр» FR Mk XIVE
представляет собой разведывательный варианты известного
британского истребителя, на нем устанавливался панорамный
аэрофотоаппарат. Один из лучших асов RCAF и
2-й тактической воздушной армии последних военных месяцев, Уильям
Клирси, разбился в авиакатастрофе на изображенном здесь самолете вскоре
после окончания боевых действий в Европе. Уильям Клирси сбил в воздушных
боях 14 самолетов противника, два уничтожил на земле, один самолет он
сбил в группе, еще три повредил. Все свои победы канадец одержал на «Спитфайре»
Mk IX.
42. «Спитфайр» LFIX «ML420/KH-D»
флайт-летенанта Джэймса Лин-дси, 403-я эскадрилья, Тэнгмири, июнь 1944
г.
На самолете с бортовым кодом «ML420/KH-D»
флайт-летенант Джэймс Линдси подбил 26 июня 1944 г. над Нормандией
истребитель Bf.109. В 1952 г. канадец воевал на
реактивном истребителе F-86 «Сейбр» в Корее,
где сбил два МиГ-15 и еще два повредил. Всего за свою карьеру
летчика-истребителя Джэймс Линдси сбил восемь самолетов (шесть в годы
второй мировой войны) и повредил восемь (шесть в годы второй мировой
войны). |
|
43. «Спитфайр» LF Mk IXE «RR201/DB-A»
флайт-летенанта Дика Юдита, 411-я эскадрилья, Хииш, Голландия, декабрь
1944 г.
Именно так выглядел истребитель Юдита 29 декабря 1944 г., когда он провел
свой знаменательный воздушный бой. К 31 января Юдит удвоил свой боевой
счет, но 3 марта погиб - его «Спитфайр» сбила зенитная артиллерия. Дик
Юдит сбил в воздушных боях десять самолетов противника лично и один в
группе, один самолет повредил и еще один уничтожил на земле.
44. «Спитфайр» LF Mk VIII «JF469/AN-M»
флайт-летенанта Альберта Хоу-iu, 417-я
эскадрилья, Джиойя-делъ-Колли, Италия, октябрь 1943 г.
Хоули сбил 4 октября 1943 г. на «Спитфайре» с маркировкой «JF469/AN-M»
^w-190 из III./SKG-10,
в том же воздушном бою восточнее Рима он повредил еще два фокке-вульфа.
Канадец Хоули начал боевую карьеру в Западной пусты-че, летая на «Харрикейнах
ПС» в составе 217-й эскадрильи. К концу войны на счету Хоули значилось 11
лично сбитых в воздушных боях самолетов и один в группе, еще один самолет
он сбил вероятно, а семь повредил.
45. «Спитфайр» Mk IX «BS152/AU-P»
командира 421-й эскадрильи скуадрон-лидера Роберта Макнэйра, июнь 1943 г.
На «Спитфайре» Mk IX «BS152/A
U-P» Роберт Макнэйр сбил 24 июня 1943 г.
чад Францией Fw-190. До конца войны канадец
записал на свой счет 16 подтвержденных побед в воздушных боях, пять
вероятных побед и 14 поврежденных самолетов.
46. «Спитфайр» LF Mk IXE «MK399/9G-K»
флайт-лейтенанта Фредерика Уилсона, 441-я эскадрилья, Уестхэмпнетт, май
1944 г.
Уилсон сбил 5 мая 1944 г. над Францией на «Спитфайре» с маркировкой
«МК399/ 9G-K»
истребитель Fw-190. Первые боевые вылеты
канадский летчик совершил на «Харрикейне» над Сирией в составе 80-й
эскадрильи, затем воевал в Западной пус-пыне в составе 213-й эскадрильи.
До конца войны Уилсон сбил восемь самолетов противника лично, один - в
группе, пять повредил в воздушных боях и четыре уничтожил на земле.
47. «Спитфайр» Mk IXE «MK321/2I-Н»
командира 443-й эскадрильи скуад-уон-лидера Генри Маклеода, Уестхэм-чнетт,
апрель 1944 г.
Канадский ас Генри Маклеод сбил на «Спитфайре» Mk
IXB «MK321/2I-H»
19 апреля 1944г. бомбардировщик Do-217, а через
шесть дней был потерян и истребитель канадца -
из-за нехватки топлива Маклеод совершил вынужденную посадку в Падделтоне,
графство Дорсет.
48. «Спитфайр» Mk IXE «EN522/FU-F»
командира 453-й эскадрильи скуадрон-лидера Джона Раттена, Хорн-чарч,
апрель 1943 г.
На «Спитфайре» Mk IXB «EN522,
FU-F» Джон Раттен
повредил над Францией 8 апреля 1943 г. истребитель Fw-190.
В мае австралийцу было присвоено звание уинг-коммендера,
oi стал командовать авиакрылом, кото-уое
базировалось в Хорнчарче. Джон Раттен погиб в феврале 1945 г., на его
счету значилось два сбитых лично самолета и два - в группе, еще два
самолета противника он повредил. Самолет с заводским номером «EN522»
был изготовлен как «Спитфайр» Mk V, затем
доработан на заводе фирмы Роллс-Ройс в вариант Mk IXB. |
|
49. «Спитфайр» LF Mk IX «MJ239/LO-B»
флайт-лейтенанта Кеннета Чэр-ни, 602-я эскадрилья, Лонгю, Нормандия, июль
1944 г.
На этом «Спитфайре» 14 июля 1944 г. Чэрни сбил в окрестностях Лисью
истребитель Fw-190.
50. «Спитфайр» LF Mk VIII «JG559/A
F-N» флайт-лейтенанта Уилфреда Гул-да,
607-я эскадрилья, Импхэл, май 1944 г.
На этом самолете Уилфред Гулд сбил 18 мая 1944 г. один истребитель Ки-43
«Оскар» и два повредил.
51. «Спитфайр» Mk XIV «RB159/DW-D»
командира 610-й эскадрильи скуадрон-лидера Р. Ньюбери, Вест-Маллинг, 1944
г.
На «Спитфайре» Mk XIVс бортовым кодом «RB159/DW-D»
скуадрон-лидер Ньюбери сбил над графством Кент семь самолетов-снарядов
V-1.
52. «Спитфайр» Mk IX «BS435/FY-F»
командира 611-й эскадрильи скуадрон-лидера Нуго Армстронга, Биггин-Хилл,
февраль 1942 г.
Австралиец Армстронг одержал на «Спитфайре» Mk IX
«BS435/FY-F»
три подтвержденных и две вероятных победы в воздушных боях, прежде чем
его самого сочли 5 февраля 1943 г. в бою с восьмеркой
Fw-190 из I1./JG-26
над Ла-Маншем.
53. «Спитфайр» LF MklX «EN572/FY-H»
флайт-лейтенанта Джона Чеккет-та. 611-я эскадрилья, Биггин-Хилл, май 1943
г.
Большинство своих побед Чеккетт одержал на «Спитфайре»
LF Mk IX «EN572/FY-H».
истребитель был конверсирован на заводе фирмы Роллс-Ройс из
Mk I'. Новозеландец Чеккетт был сбит на этом
истребителе 6 сентября 1943 г. над Францией, но ему улыбнулась фортуна -
через семь недель счастливчик оказался в Британии. К боевым вылетам
Чеккетт вновь приступил в середине 1944 г. Точное число его побед
вызывает споры: лично сбитых от 13 до 15, два или три сбиты вероятно,
восемь повреждено. Чекетт сбил два самолета-снаряда V-1. |
|
54. «Спитфайр» Mk IX «MA419/N-V»
флайт-лейтенанта Уоррена Шрэдера, 1435-я эскадрилья, Бриндизи, Италия,
декабрь 1943 г.
На «Спитфайре» Mk IX «MA419/N-V»
флайт-лейтенант Шрэдер сбил 17 декабря 1943 г. над Адриатикой недалеко от
побережья Албании два истребителя B/.109G.
Эскадрилья № 1435 была сформирована на Мальте, ее номер так и не был
официально внесен в списки RAF, так же как и
идентификационная литера « У». К концу войны на счету новозеландца
Уоррена Шрэдера значилось 11 сбитых лично самолетов противника и два в
группе, четыре самолета ас уничтожил на земле.
55. «Спитфайр» MklX «BF273»
флэг-офицера Иммануила Галитцини, высотное звено, Нортхолт, сентябрь 1942
г.
Данный истребитель «Спитфайр» Mk IX был
специально модернизирован для высотных перехватов, в частности с него были
демонтированы пулеметы, броня, ряд бортового оборудования. Обратите
внимание на нестандартную окраску.
56. «Спитфайр» Mk VIII «СМ-М» командира 31-й
истребительной группы ВВС США подполковника Чарлза «Сэнди» Маккоркли, 12-я
воздушная армия, Кастл-Волтурно, Италия, январь 1944г.
К январю 1944 г. Маккоркли сбил три самолета противника. В первой половине
1944 г. 31-я истребительная группа ВВС США была перевооружена
«Мустангами». До конца войны Маккоркли одержал в воздушных боях 11 побед,
из них пять - на «Спитфайрах».
57. «Спитфайр» Mk VIII «HL-X»
лейтенанта Лилэнда Моллэнда, 308-я истребительная эскадрилья 31-й
истребительной авиагруппы 12-й воздушной армии ВВС США, Кастл-Волтурно,
Италия, январь 1944 г.
Белая свастика, изображенная на борту фюзеляжа ниже козырька фонаря кабины
означает подтвержденную победу в воздушном бою, пять изображений
свастики черного цвета - вероятные победы. До конца войны Мол-лэнд
одержал в воздушных боях 11,5 побед, из них четыре на «Спитфайре».
58. «Спитфайр» FMk VIII «JF626/AX-W»
майора Генри Гейнора, 1-я эскадрилья SAAF,
Италия, Декабрь 1943 г.
Южноафриканец Генри Гейнор на «Спитфайре» F Mk VIII
с бортовым кодом «JF626/AX-W»
одержал 2 декабря 1943 г. свою последнюю пятую победу в воздушном бою,
сбив Fw-190. Ветеран североафриканской кампании
разбился в авиакатастрофе в марте 1944 г. - в полете на малой высоте
самолет налетел на линию электропередачи. |