Появление МиГов

 

Шестерка реактивных истре­бителей со стреловидными крыльями атаковала 1 ноября 1950 г. группу американских «Мустангов». «Джеты» коммунистов появились со сто­роны реки Ялу, которую авиации Объединенных Наций пересекать запрещалось. В тот день мало кто обратил внимание на появление в небе Кореи МиГ-15, а это были само­леты именно этого типа. Героями дня стали летчики P-51D капитаны Элма Флэк и Роберт Трешер из 67-й эскад­рильи 18-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла, которым засчи­тали по одному сбитому Як-9.

На следующий день Флэк вновь отличился - сбил Як-9. 2 ноября две победы на двоих поделили пи­лоты «Шутинг Старов» Роберт Уэйн и Чарлз Вурстер. Еще один Як-9 под­жег 1-й лейтенант Джэймс Глесснер из 12-й эскадрильи 18-й истребительно-бомбардировочного авиакрыла. Глесснер одержал свою победу на «Мустанге» P-51D с бортовым номе­ром 45-11736 - это был четвертый от конца из всех построенных «Мустан­гов»! 6 ноября Як-9 сбили капитан Ховард Прайс и 1-й лейтенант Ген­ри Рейнольде из 67-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи, каж­дому летчику записали по «половин­ке» Яка, таким образом, боевой счет Прайса стал 1,5 победы.

Сообщению летчиков «Мус­тангов» о встречи 1 ноябре с реактив­ными истребителями неизвестного типа не придали значения ни в шта­бе Макартура, ни в разведотделе. Американцы пребывали в эйфории, предчувствуя скорое и победное за­вершение войны. Макартур планиро­вал уладить дела в Корее к Рожде­ству. Вскоре у американцев появи­лось весомое доказательство наличия у северокорейцев реактивных истре­бителей. Подполковник Клар Смит из 25-й эскадрильи 51-го авиакрыла истребителей-перехватчиков привез на своем «Шутинг Старе» из боево­го вылета пленку фотокинопулемета, на кадрах которой ясно был запечат­лен истребитель со стреловидными крыльями. Опять, этому факту ник­то не придал должного значения.

Американцы считали, что на МиГ-15 летают корейцы, в крайнем случае - китайцы. Летчики самолетов сил ООН перехватывали радиопере­говоры на русском языке, но развед­ка посчитала, что это отдает коман­ды советский военный советник но­вичку-пилоту, занявшему место в ка­бине МиГа. На самом деле, с начала ноября-месяца в воздушной кампа­нии в Корее появился новый фактор, который не исчезал до самого конца войны - советские летчики на советс­ких самолетах.

До своего появления в Корее никто на Западе толком не слышал об истребителе МиГ-15 - реактивном среднеплане, оснащенным стрело­видными крыльями. В основу конст­рукции МиГа, так же как и основу конструкции американского «Сейбра», были положены трофейные ис­следования немецких аэродинамиков в области стреловидного крыла. Пер­вый полет прототип МиГ-15 совер­шил 30 декабря 1947 г. - всего на 90 позже, чем поднялся в воздух опыт­ный «Сейбр». На советском истреби­теле стоял двигатель РД-45Ф тягой 4500 фунтов, копия британского ТРД «Нин». Вооружение состояло из двух пушек калибра 23 мм и одной - 37 мм. Максимальная скорость на высоте 10 000 футов составляла 640 миль в час. Впервые в небе Кореи реак­тивные истребители столкнулись нос к носу 8 ноября 1950 г. В этот день перед звеном F-80C из 16-й эскадри­льи была поставлена задача подавить зенитные батареи, прикрывающие аэродром Синуйджи. По самому аэродрому предстояло работать бомбардировщикам В-29. Четверку «Шутинг Старое» возглавил подпол­ковник Эванс Стефенс. Ведомым под­полковника шел прикомандирован­ной к подразделению Стефенса пер­вый лейтенант Рассел Браун из 26-й истребительной эскадрильи 51-го авиакрыла истребителей-бомбарди­ровщиков. Браун тот вылет делал на «Шутинг Старе» с надписью «ELENE», принадлежавшим 1-му лейтенанту Джэку Смту. Истребите­ли-бомбардировщики нанесли удар по позициям зениток, после чего Сте­фенс развернул группу на обратный курс. Летчики стремились побыстрее выйти из зоны обстрела. «Я выжимал из двигателя 97% тяги»,- вспоминал Стефенс. В это время по радио под­полковника предупредили: «С севера на подходе восьмерка МиГов». Лей­тенант Браун визуально обнаружил противника. МиГи приближались стремительно - теперь американцы оказались в шкуре пилотов поршне­вых Яков. Оторваться от противни­ка не представлялось возможным. Браун перевел свой истребитель в пологое пикирование и обогнал са­молет командира. Лейтенант сумел поймать момент и сам устремился в атаку. Ведущий прикрывал ведомого. Стефенс сделал змейку с целью осмотреть воздушное пространство -не гонятся ли МиГи за замыкающей парой:

- Я оглянулся - нет ли где Ми­гов? Я увидел одного, и где! Истре­битель противника висел у меня на хвосте!

Стефенсу удалось оторваться от Мига резким переходом в пикиро­вание, а Браун все-таки «достал» сво­его «бандита», не смотря а то, что на его самолете отказали пять пулеме­тов из шести! По американской вер­сии именно 8 ноября 1950 г. произо­шел первый в истории воздушный бой между реактивными истребите­лями. В этом бою 1-й лейтенант Рас­сел Браун сбил МиГ-15 - первая по­беда реактивного истребителя над реактивным истребителем в истории воздушной войны!

На следующий день Миг-15 тяжело повредил RB-29 из 91-й раз­ведывательной эскадрильи. Подби­тому разведчику пришлось совер­шить вынужденную посадку при ко­торой погибло пятеро членов экипа­жа. Раньше чем четырехмоторный самолет по существу разбился, его воздушный стрелок сержант Гарри Лавин сбил один из атаковавших RB-29 Мигов. 10 ноября МиГи сбили над рекой Ялу бомбардировщик В-29.

10 ноября счет победам в воз­душных боях над Мигами открыли летчики морской авиации США: ко­мандир эскадрильи VF-111 из авиа­крыла авианосца «Филиппин Си» подполковник Уильям Томас Амин сбил на своей «Пантере» F9F-2 реак­тивный истребитель коммунистов. Воздушный бой проходил на малой высоте. Ближе к вечеру того же дня два летчика с авианосца «Вэлли Форж» сбили еще один МиГ, также на малой высоте. Третьей победы над Ми Г-15 пилоты палубных эскадри­лий добились неделю спустя.

Ситуация изменилась не толь­ко в воздухе. В ночь на 26 ноября орды китайских «добровольцев» пе­решли в наступление по всему фрон­ту. Наступление оказалось для аме­риканцев абсолютно внезапным, раз­ведка сил ООН банально «проспала» сосредоточение десятков тысяч сол­дат противника в прифронтовых рай­онах. В операции приняло участие не менее 50 китайских дивизий.

К этому моменту на китайс­ком брегу реки Ялу в боевой готов­ности находилось уже почти 400 Ми­Гов. У сил ООН не было самолета, равного МиГ-15 по летным характе­ристикам и боевой эффективности. Счастье еще, что МиГ-15 был «чис­тым» истребителем, а не истребите­лем-бомбардировщиком, и не мог наносить удары по наземным целям. Тем не менее, МиГи-15 без особых проблем могли очистить небо от бом­бардировщиков союзников. Кроме того, летчикам истребителей МиГ-15 категорически запрещалось пересе­кать линию фронта.