Корейский дебют «Сейбра»
В день, когда лейтенант Браун открыл счет сбитым МиГ-15, на американской авиабазе Уилмингтон-Каунти, шт. Делавер. начал паковать чемоданы личный состав 4-го авиакрыла истребителей-перехватчиков ВВС США. На вооружении крыла состояли истребители Норт Америкэн F-86A «Сейбр» - единственные самолеты в мире, способные на равных бороться с грозными МиГами.
«Сейбр» был первым американским истребителем, в конструкции которого нашли отражения блестящие результаты, достигнутые аэродинамиками Третьего Рейха в области исследований стреловидного крыла. Истребитель проектировался как дневной перехватчик. На первых модификациях F-86 стояли двигатели Дженерал Электик J47-GE-1 тягой 4850 фунтов. На уровне моря истребитель развивал максимальную скорость 707 миль в час. Возможно, что опытный XF-86 преодолел звуковой барьер в ходе летных испытаний раньше, чем это официально сделал Чак Игер на ракетоплане Белл XS-1 «Скайрокет». Вооружение «Сейбра» - стандартное истребителей американских ВВС, шесть крупнокалиберных пулеметов. Пройдет время и усовершенствованные «Сейбры» станут лучшими в мире в своем классе, однако первые F-86A, включая и те, что стояли на вооружении 4-го авиакрыла, доставили летчикам и техникам немало хлопот.
Командиром 4-го авиакрыла истребителей-перехватчиков являлся полковник Джордж Ф. Смит. Под свое «крыло» полковник собрал лучших летчиков-реактивщиков ВВС США, большинство которых прошло боевое крещение в огне второй мировой войны. Входившей в авиакрыло Смита 4-й истребительной авиагруппой 8-й воздушной армии командовал подполковник Джон С. Мейер, ас №2 ВВС США времен второй мировой войны. В состав авиагруппы входило три эскадрильи: 334-я «Pidgeons» (позже - «Eagles»), 335-я «Chiefs» и 336-я «Rocketeers».
«Сейбры» укрыли специальными коконами и погрузили на борт эскортного авианосца CVE-88 «Кэйп Исперанс». Корабль прибыл в японский порт Йокосука 1 декабря 1950 г.
В конце декабря действия китайских, а на самом деле советских, МиГ-15 в небе Кореи резко активизировались. Реактивные истребители коммунистов перестали быть экзотикой, а самолеты сил ООН противостоять им не имели возможности. Впрочем, иногда удача улыбалась американцам. К примеру, 12 декабря летчик F-80C 1-й лейтенант Иван Розенкранц повредил в воздушном бою МиГ-15. Розенкранц вспоминал: - Ближе к вечеру мы, четверкой «Шутинг Старое», прикрывали наших товарищей на таких же F-80C, которые штурмовали аэродром Синьчжу, расположенный на корейском берегу реки Ялу. Стояла прекрасная погода с ясной видимостью. Уклонясь от зенитного огня с китайского берега Ялу, мы заметили приближающиеся со стороны Аньдуна МиГи. Зенитки прекратили стрельбу. 12 МиГов разомкнувшись по фронту четверками шли ниже нас на 3-4 000 футов.
- Левая четверка стала разворачиваться в нашу сторону. Мы сбросили подвесные топливные баки и начали разворот влево. В это время нас атаковало правое звено МиГов -пришлось перестраиваться в правый вираж. Я был уверен, что звенья противника атакуют нас в «линейку» -одна четверка за другой. Так и вышло. Они сделал один проход, не причинив нам вреда. Во второй атаке я подловил замыкающий самолет звена. Мне кажется, что я попал ему в воздухозаборник. Поврежденный МиГ немедленно вышел из боя и скрылся в направлении Аньдуна.
Так «Шутинг Старам» не могло везти все время по определению, поэтому подполковник Мейер форсировал события, направив в Кимпо звено «Сейбров», инженерно-технический состав перебросили в Кимпо транспортными С-54. Аэродром мало подходил для базирования F-86, к тому же продолжавшееся наступление китайцев отнюдь не способствовало росту боевого духа личного состава. Плохая погода, непривычная для американцев зима задерживали вступление «Сейбров» в бой.
17 декабря 1950 г. низкую облачность, висевшую над заснеженным летным полем аэродрома Кимпо, оттянуло ветром к северу. Погода позволила подняться в воздух четверке «Сейбров» во главе с командиром 336-й эскадрильи подполковником Брюсом Хинтоном. Истребители ушли на патруль к реке Ялу, совсем скоро эта зона получит всемирную известность как «MiG Alley» -аллея МиГов.
Над Ялу «Сейбры» встретили тех. кого и должны были встретить, китайские (на самом деле - советские) МиГ-15. «Китайцы» ошибочно приняли «Сейбры» за хорошо им знакомые «Шутинг Стары». Хинтон устремился в атаку во главе своей четверки. Подполковник вышел четко на «шесть часов» в хвост ведущему группы истребителей противника. Короткая очередь - и за МиГ-15 потянулся белый шлейф вытекавшего из пробитого бака топлива. Хинтон пристроиться ко второму МиГу. Он старался вести огонь по двигателю. Подполковник сумел удержаться внутри виража, в который встал пилот МиГа. Хинтон жал на гашетку пулеметов до тех пор, пока самолет противника не загорелся. Миг-15 перевернулся через крыло и перешел в неуправляемое падение. Истребитель упал в десяти милях южнее берега реки Ялу. Летчик так и не покинул самолет. Брюс Хинтон одержал свою первую победу в небе Кореи, она же стала и первой победой, одержанное на истребителе Норт Америкэн F-86A «Сейбр».
Победа оказалось отнюдь не легкой: Хинтон израсходовал почти весь боекомплект - 1802 патрона к пулеметам! Летчик показал в бою агрессивность, достойную настоящего пилота ВВС США, он показал, что его летное мастерство превосходит мастерство «китайского» добровольца. Вместе с тем Хинтон уяснил, что снять МиГ-15 с неба» - задача весьма и весьма сложная.
Лиха беда - начало: 19 декабря 1950 г. командир 334-й эскадрильи подполковник Гленн Т. Иглстон повредил МиГ-15. Ас добавил еще одну «половинку», к своим 18,5 победам, одержанным в воздушных боях второй мировой войны. Иглстон воевал в Европе в составе 353-й истребительной авиационной группы. Пилоты МиГов взяли реванш 22 декабря. Группа северокорейских реактивных истребителей перехватила восьмерку «Сейбров». В завязавшемся воздушном бою был сбит F-86A капитана Лоуренса В. Бача. МиГи начали бой первыми, имея преимущество в высоте, за счет чего, вероятно, и смогли сбить первый в истории воздушной войны «Сейбр».
В этот же день, 22 декабря, бывший пилот палубной авиации флота США лейтенант-коммендер Пол И. Паг возглавлял четверку «Сейбров» в группе из восьми истребителей. Звено Пага навели на находившиеся в 20 милях от реки Ялу МиГи. Экс-моряк развернул своих подопечных навстречу угрозе. Истребители разошлись на встречных курсах, буквально фонарь к фонарю. Слишком близко и слишком быстро, чтобы вести прицельную стрельбу. Паг бросил свою машину в резкий боевой разворот, набрал высоту и спикировал на «бандита». Летчик МиГа почему-то стал разворачиваться в горизонтальной плоскости. «Я ворвался внутрь его виража и открыл огонь. Я основательно нашпиговал его пулями, затем противник исчез в облачности» - вспоминал Паг.
Паг спустился ниже и обнаружил своего «бандита», который летел на высоте 500 футов. «Я занял позицию для атаки сзади и выше, после чего вновь открыл огонь. Я сбил МиГ». В том воздушном бою принимали участие восемь «Сейбров» и 15 МиГов. Кроме Пага, свой боевой счет пополнил ведущий восьмерки полковник Джон Мейер (в составе 352-й истребительной авиагруппы он в годы второй мировой войны сбил 24 самолета люфтваффе). Отличились также 1-й лейтенант Артур Л. О'Коннор, капитаны Джон Одинорн и Джеймс О. Роберте.
30 декабря лейтенант-коммендер Паг сбил второй МиГ-15, став первым пилотом «Сейбра», одержавшим две победы над реактивными истребителями советской конструкции. В этот же день вероятная победа над МиГ-15 была засчитана капитану Джеймсу Джабарре. На боевом счету пилотов «Сейбров» 4-й истребительной авиагруппы значилось уже восемь достоверных и две вероятных победы (вторая победа Пага не вошла в официальный реестр ВВС США и не учитывалась в общем количестве сбитых соединением МиГов). С восьмью победами группа завершила 1950 г., на протяжении трех месяцев после боя 30 декабря боевой счет группы не пополнялся.