Корейский дебют «Сейбра»

 

В день, когда лейтенант Бра­ун открыл счет сбитым МиГ-15, на американской авиабазе Уилмингтон-Каунти, шт. Делавер. начал паковать чемоданы личный состав 4-го авиа­крыла истребителей-перехватчиков ВВС США. На вооружении крыла состояли истребители Норт Америкэн F-86A «Сейбр» - единственные самолеты в мире, способные на рав­ных бороться с грозными МиГами.

«Сейбр» был первым амери­канским истребителем, в конструк­ции которого нашли отражения бле­стящие результаты, достигнутые аэродинамиками Третьего Рейха в области исследований стреловидно­го крыла. Истребитель проектиро­вался как дневной перехватчик. На первых модификациях F-86 стояли двигатели Дженерал Электик J47-GE-1 тягой 4850 фунтов. На уровне моря истребитель развивал макси­мальную скорость 707 миль в час. Возможно, что опытный XF-86 пре­одолел звуковой барьер в ходе лет­ных испытаний раньше, чем это офи­циально сделал Чак Игер на ракетоп­лане Белл XS-1 «Скайрокет». Воору­жение «Сейбра» - стандартное истре­бителей американских ВВС, шесть крупнокалиберных пулеметов. Прой­дет время и усовершенствованные «Сейбры» станут лучшими в мире в своем классе, однако первые F-86A, включая и те, что стояли на воору­жении 4-го авиакрыла, доставили летчикам и техникам немало хлопот.

Командиром 4-го авиакрыла истребителей-перехватчиков являлся полковник Джордж Ф. Смит. Под свое «крыло» полковник собрал луч­ших летчиков-реактивщиков ВВС США, большинство которых про­шло боевое крещение в огне второй мировой войны. Входившей в авиа­крыло Смита 4-й истребительной авиагруппой 8-й воздушной армии командовал подполковник Джон С. Мейер, ас №2 ВВС США времен вто­рой мировой войны. В состав авиа­группы входило три эскадрильи: 334-я «Pidgeons» (позже - «Eagles»), 335-я «Chiefs» и 336-я «Rocketeers».

«Сейбры» укрыли специальны­ми коконами и погрузили на борт эс­кортного авианосца CVE-88 «Кэйп Исперанс». Корабль прибыл в японс­кий порт Йокосука 1 декабря 1950 г.

В конце декабря действия ки­тайских, а на самом деле советских, МиГ-15 в небе Кореи резко активи­зировались. Реактивные истребители коммунистов перестали быть экзоти­кой, а самолеты сил ООН противо­стоять им не имели возможности. Впрочем, иногда удача улыбалась американцам. К примеру, 12 декаб­ря летчик F-80C 1-й лейтенант Иван Розенкранц повредил в воздушном бою МиГ-15. Розенкранц вспоминал: - Ближе к вечеру мы, четвер­кой «Шутинг Старое», прикрывали наших товарищей на таких же F-80C, которые штурмовали аэродром Синьчжу, расположенный на корейском берегу реки Ялу. Стояла пре­красная погода с ясной видимостью. Уклонясь от зенитного огня с китай­ского берега Ялу, мы заметили при­ближающиеся со стороны Аньдуна МиГи. Зенитки прекратили стрельбу. 12 МиГов разомкнувшись по фрон­ту четверками шли ниже нас на 3-4 000 футов.

- Левая четверка стала разво­рачиваться в нашу сторону. Мы сбро­сили подвесные топливные баки и начали разворот влево. В это время нас атаковало правое звено МиГов -пришлось перестраиваться в правый вираж. Я был уверен, что звенья про­тивника атакуют нас в «линейку» -одна четверка за другой. Так и выш­ло. Они сделал один проход, не при­чинив нам вреда. Во второй атаке я подловил замыкающий самолет зве­на. Мне кажется, что я попал ему в воздухозаборник. Поврежденный МиГ немедленно вышел из боя и скрылся в направлении Аньдуна.

Так «Шутинг Старам» не мог­ло везти все время по определению, поэтому подполковник Мейер фор­сировал события, направив в Кимпо звено «Сейбров», инженерно-техни­ческий состав перебросили в Кимпо транспортными С-54. Аэродром мало подходил для базирования F-86, к тому же продолжавшееся на­ступление китайцев отнюдь не спо­собствовало росту боевого духа лич­ного состава. Плохая погода, непривычная для американцев зима задер­живали вступление «Сейбров» в бой.

17 декабря 1950 г. низкую об­лачность, висевшую над заснежен­ным летным полем аэродрома Кимпо, оттянуло ветром к северу. Пого­да позволила подняться в воздух чет­верке «Сейбров» во главе с команди­ром 336-й эскадрильи подполковни­ком Брюсом Хинтоном. Истребите­ли ушли на патруль к реке Ялу, со­всем скоро эта зона получит всемир­ную известность как «MiG Alley» -аллея МиГов.

Над Ялу «Сейбры» встретили тех. кого и должны были встретить, китайские (на самом деле - советские) МиГ-15. «Китайцы» ошибочно при­няли «Сейбры» за хорошо им знако­мые «Шутинг Стары». Хинтон устре­мился в атаку во главе своей четвер­ки. Подполковник вышел четко на «шесть часов» в хвост ведущему груп­пы истребителей противника. Корот­кая очередь - и за МиГ-15 потянулся белый шлейф вытекавшего из проби­того бака топлива. Хинтон пристро­иться ко второму МиГу. Он старался вести огонь по двигателю. Подпол­ковник сумел удержаться внутри ви­ража, в который встал пилот МиГа. Хинтон жал на гашетку пулеметов до тех пор, пока самолет противника не загорелся. Миг-15 перевернулся через крыло и перешел в неуправляемое падение. Истребитель упал в десяти милях южнее берега реки Ялу. Лет­чик так и не покинул самолет. Брюс Хинтон одержал свою первую побе­ду в небе Кореи, она же стала и первой победой, одержанное на истреби­теле Норт Америкэн F-86A «Сейбр».

Победа оказалось отнюдь не легкой: Хинтон израсходовал почти весь боекомплект - 1802 патрона к пулеметам! Летчик показал в бою агрессивность, достойную настояще­го пилота ВВС США, он показал, что его летное мастерство превосходит мастерство «китайского» доброволь­ца. Вместе с тем Хинтон уяснил, что снять МиГ-15 с неба» - задача весьма и весьма сложная.

Лиха беда - начало: 19 декаб­ря 1950 г. командир 334-й эскадрильи подполковник Гленн Т. Иглстон по­вредил МиГ-15. Ас добавил еще одну «половинку», к своим 18,5 победам, одержанным в воздушных боях вто­рой мировой войны. Иглстон воевал в Европе в составе 353-й истребитель­ной авиационной группы. Пилоты МиГов взяли реванш 22 декабря. Группа северокорейских реактивных истребителей перехватила восьмерку «Сейбров». В завязавшемся воздуш­ном бою был сбит F-86A капитана Лоуренса В. Бача. МиГи начали бой первыми, имея преимущество в высо­те, за счет чего, вероятно, и смогли сбить первый в истории воздушной войны «Сейбр».

В этот же день, 22 декабря, бывший пилот палубной авиации флота США лейтенант-коммендер Пол И. Паг возглавлял четверку «Сейбров» в группе из восьми истре­бителей. Звено Пага навели на нахо­дившиеся в 20 милях от реки Ялу МиГи. Экс-моряк развернул своих подопечных навстречу угрозе. Истре­бители разошлись на встречных кур­сах, буквально фонарь к фонарю. Слишком близко и слишком быстро, чтобы вести прицельную стрельбу. Паг бросил свою машину в резкий боевой разворот, набрал высоту и спикировал на «бандита». Летчик МиГа почему-то стал разворачивать­ся в горизонтальной плоскости. «Я ворвался внутрь его виража и открыл огонь. Я основательно нашпиговал его пулями, затем противник исчез в облачности» - вспоминал Паг.

Паг спустился ниже и обнару­жил своего «бандита», который ле­тел на высоте 500 футов. «Я занял позицию для атаки сзади и выше, пос­ле чего вновь открыл огонь. Я сбил МиГ». В том воздушном бою прини­мали участие восемь «Сейбров» и 15 МиГов. Кроме Пага, свой боевой счет пополнил ведущий восьмерки полковник Джон Мейер (в составе 352-й истребительной авиагруппы он в годы второй мировой войны сбил 24 самолета люфтваффе). Отличи­лись также 1-й лейтенант Артур Л. О'Коннор, капитаны Джон Одинорн и Джеймс О. Роберте.

30 декабря лейтенант-коммендер Паг сбил второй МиГ-15, став первым пилотом «Сейбра», одержав­шим две победы над реактивными истребителями советской конструк­ции. В этот же день вероятная побе­да над МиГ-15 была засчитана капи­тану Джеймсу Джабарре. На боевом счету пилотов «Сейбров» 4-й истре­бительной авиагруппы значилось уже восемь достоверных и две веро­ятных победы (вторая победа Пага не вошла в официальный реестр ВВС США и не учитывалась в общем ко­личестве сбитых соединением Ми­Гов). С восьмью победами группа завершила 1950 г., на протяжении трех месяцев после боя 30 декабря боевой счет группы не пополнялся.