Ракетный ускоритель

 

В сентябре 1952 г. в базиро­вавшейся на аэродроме Кимпо 335-й эскадрильи 4-й истребительной авиа­группы отобрали несколько летчиков для выполнения специального зада­ния. Им предстояло летать на «шес­ти секретных машинах».Шесть истребителей F-86F раннего выпуска были оснащены ракетными ускорителями JATO (Jet-Assisted Take-Off - ракет­ные ускорители взлета). На каждый «Сейбр» ставили по три ускорителя, которые могли включаться одновре­менно или поочередно. По воспоми­нанием одного из летчиков три «Сейбра» имели крылья, аналогичные са­молетам F-86A/E, а на трех стояли новые крылья с отклоняемыми нос­ками, характерные для F-86F.

- Капитан Клиффорд Джолли решил, что мы будем летать парами однотипных машин, а не смешанны­ми группами. Первые полеты пока­зали, что наибольший эффект дости­гается при одновременном запуске ускорителей.

- В сентябре я сделал три бое­вых вылета на «настоящем» F-86F, у меня осталось смешанное впечатле­ние от этих полетов. С работающим ускорителями самолет плохо выдер­живал высоту в горизонтальном по­лете, с другой стороны резко возрас­тала скороподъемность, за несколь­ко секунд самолет набирал большую высоту, но потом почти так же быстро ее терял. Часто я не мог справиться с поведением своего «коня» при вклю­ченных ускорителях. Мы летали толь­ко парами и только на свободную охо­ту. При включенных ускорителях са­молет имел тенденцию к кабрирова­нию, из-за чего приходилось почти полностью отдавать ручку от себя.

- Конечно прекрасно, иметь возможность в любой удобный мо­мент накинуть 3000 фунтов тяги, осо­бенно, если требуется сократить дис­танцию до МиГа. Стрельба не силь­но сказывалась на поведении самоле­та с работающим ускорителем. Я ле­тал в паре с Джолли вскоре после того, как тот «искупался» в Желтом море. Нам сообщили о взлете МиГов с аэродрома Аньдун, куда мы и на­правились. Над Ялу мы не обнаружи­ли ни одного самолета, между тем показания топливомеров наших «Сейбров» стремились к нулевым отметкам. Мы развернулись на курс к Кимпо и в этот момент я обнару­жил противника, о чем и сообщил Джолли. Джолли также беспокоился из-за малого остатка топлива, но, тем не менее, мы вышли в атаку. Я выпу­стил несколько пулеметных очередей с максимальной дистанции в 2000 футов, боекомплект закончился быс­трее, чем мне удалось приблизиться к МиГу на дистанцию эффективного поражающего действия крупнокали­берных пулеметов «Сейбра».

- Капитан Трои Коуп и я по­летели на боевое задание с «секрет­ным оружием» - ракетными ускори­телями. Мы находились примерно 50 милях от Аньдуна, когда Коуп зашел в хвост МиГу и открыл огонь. Ко­мандир атаковал с включенным JATO. В это время я заметил группу истребителей противника в нашей задней полусфере. Пока они находи­лись далеко. «Коуп, мы имеем груп­пу «бандитов» на хвосте, скажи мне когда тебе надоест стрелять по это­му чучелу».

- Я все время старался дер­жаться слева от самолета Коупа. Заложив крутой левый вираж, я увидел МиГ почти рядом с правой плоско­стью крыла своего «Сейбра». При­шлось разворачиваться в его сторо­ну. Я оглянулся - слева тоже прибли­жался истребитель противника. Моя «птица» в результате таких «кивков» полностью потеряла устойчивость. Чтобы восстановить управляемость я отдал ручку от себя. Оглянулся -МиГи пытаясь удержать меня в при­целе сами находились на грани поте­ри устойчивости. После восстановле­ния устойчивости я немедленно пере­вел истребитель в набор высоты, оба моих преследователя вдоль Ялу ухо­дили к побережью моря. Один я ос­тавался не долго - пара за парой чет­верка истребителей противника пере­секла мой курс. Я изготовился к ата­ке на встречном курсе примерно с 11 часов. Уже на боевом курсе я вдруг увидел, что лечу точно в лоб третьей, не замеченной мною, паре МиГов! Ведущий шел выше и левее меня. Если Коуп следил за мной, то и он мог не увидеть эту пару. Я вызвал его рации: «Коуп, смотри за еще одной парой».

- Наступил критический мо­мент. Полубочкой в правую сторону я вышел на встречный с ведущим пары МиГов курс. Ему мой маневр не понравился. Противник свалил свой истребитель в крутой левый ви­раж, затем - в правый, а потом опять в левый. Я также взял влево. Он пересекал мой курс всего в 200 футах, когда я нажал на гашетку. До сих пор не могу понять, почему я тогда про­сто не разорвал его пулеметным ог­нем. МиГ отделался дырами в киле. Самолет противника вышел из боя в северном направлении. Я включил ускоритель и стал его преследовать, предупредив командира: «Коуп, я включил «секретное оружие». Ви­дишь меня?».

- Ответа не последовало. В го­лове крутилась мысль: «Коупа сбил МиГ». Кругом я видел только роя­щихся на разных высотах, словно осы, МиГов. С земли поднимались два жирных столба дыма.

- Пришлось бросить погоню. Я снизился, пытаясь разглядеть, что за орлы нашли свой конец в зарос­ших лесом горах. Я еще надеялся что-нибудь изменить.

Капитан Коуп с задания не вернулся, а после его гибели экспери­менты с ускорителями прекратили.

В сентябре 1952 г. летчики «Сейбров» из 4-го и 51-го авиакры­льев сбили 61 МиГ достоверно и еще семь - вероятно, собственные потери составили четыре истребителя. Уско­рители себя не оправдали, капитан Джолли отзывался о них в целом от­рицательно. На оснащенном JATO «Сейбре» он в сентябре сбил два МИГа, причем достижению этих по­бед ускорители скорее мешали, чем помогали: Джолли при атаке их не включал, а вот задняя центровка от подвешенных JATO оставалась.

2 октября после 11-месячного командования 4-м авиакрылом в Штаты убыл полковник Тинг. Тинг заслуженно считается ведущим ко­мандиром истребительного авиакры­ла эры освоения реактивных истре­бителей в ВВС США. К сожаление сегодня его имя почти забыто. Во многом благодаря своему теперь уже бывшему командиру 4-е авиакрыло в октябре 1952 г. стало самым результа­тивным истребительным соединением. Пресса игнорировала Гарри Тинга после его возвращения в Штаты.

В последние месяцы 1952 г. было сбито примерно 30 МиГов без потерь со стороны авиации сил ООН. Летчики «Сейбров» не раз видели, как МиГ разбивались в результате ошибочных действий летчиков-ки­тайцев, которые не могли справить­ся с управлением. Истребители час­то срывались в штопор, из которого вывести самолет китайцам было сла­бо. В начале 1953 г. пилоты F-86 до­несли, по крайней мере, о 24 случаях срыва в штопор в ходе боевого ма­неврирования истребителей МиГ-15; в 19 случаях летчики успешно ката­пультировались.

Полковника Тинга на посту командира 4-го авиакрыла сменил полковник Джеймс Джонсон, 51-м крылом руководил полковник Джон Митчелл. Оба крыла «Сейбров» по­стоянно дрались с противником над аллеей МиГов.

Вскоре после полуночи 2 но­ября ночной истребитель F3D-2 «Скайнайт» из эскадрильи VMF(N)-513 летчика майора Уильяма Стрэттона и оператора РЛС сержанта Ган­са Хоглинда установил радиолокаци­онный контакт с реактивным истре­бителем противника. Экипаж иден­тифицировал его как Як-15. Контакт был быстро потерян, но потом его удалось установить. Ночное небо озарилось вспышкой от взрыва Яка, в который майор Стрэттон разрядил бортовое оружие «Скайнайта». Это была первая победа, одержанная на ночном реактивным истребителе, ос­нащенным бортовой РЛС, правда ее засчитали как вероятную. Первая подтвержденная реактивная победа над реактивным самолетом в авиа­ции корпуса морской пехоты была одержана 8 ноября: капитан Дэвис на F3D-2 сбил МиГ-15.

Полковник Ройал Бэйкер, ко­мандир 4-й истребительной авиа­группы, стал 21-м «корейским» асом ВВС США 17 ноября 1952 г., всего же он сбил в Корее 12 реактивных МиГ-15 и один поршневой истребитель Ла-9. Капитан Леонард «Билл» Лилли из 334-й эскадрильи 4-го авиакры­ла сбил свой пятый МиГ 18 ноября 1952 г., став таким образом асом № 22. Двумя днями позже титул аса по­лучил капитан Пол Джонс (39-я эс­кадрилья из 51-го авиакрыла), сбив­ший два МиГа в одном боевом выле­те. 22 ноября 23-м асом стал капитан Сесил Фостер.

Каита Карл Диттмер (335-я эскадрилья 4-го истребительного авиакрыла) - из тех пилотов, которые становятся асами заслуженно, а не случайно. Три МиГ-15 он сбил 1 ав­густа 1952 г. и еще два - 10 сентября. Диттмер получил известность не только как выдающийся летчик, но и как искусный художник. Его руке принадлежат красочные надписи «BETTY BOOPS» (на собственном «Сейбре»), «WHAM ВАМ» (на само­лете Марти Бэмбрика), «ROSIE» (на истребителе Троя Коупа), «NEWARK FIREBALL» (на самолете Хэнка Крискибина). Ас любил вспоминать прогул­ки в долину МиГов:

- Нас поднимали по тревоге, чаще всего для перехвата «бандитов» на нашей стороне Ялу. Порой мы получали наведение от наземной РЛС, расположенной на острове Чо-до, порой мы искали противника са­мостоятельно, порой противник уст­раивал нам сюрприз. Иногда группа МиГов отслеживала наше место и курс, наводя на нас другую группу. Однажды двое наших вступили в бой с 50 МиГ-15. Мы врубились прямо в середину строя истребителей против­ника. Может показаться странным, но огромное численное превосход­ство коммунистов сыграло нам на руку. Я знал где мой ведомый, а мой ведомый знал где я. Мы могли стре­лять куда угодно - везде были МиГи.

- Я даже не представляю сколько МиГов сбил, уж точно - не единственного. В конечной фазе боя я обнаружил МиГ, который шел пря­мо передо мной ниже. У меня была идеальная позиция для атаки. Нажал на гашетку - никакого результата, кончился боекомплект. Я пришел в ярость. Этого просто не может быть! Я качнул ручкой и промчался прямо над головой летчика МиГа. Ничего не оставалось, как возвращаться до­мой. Через несколько дней пришла моя очередь дежурить на наземном пункте управления, расположенном на северной оконечности взлетно-посадочной полосы аэродрома Кимпо. По рации мы слышали перегово­ры в воздухе.

- Кимпо, я в 30 милях на вы­соте 15 000 футов, горю!

- Я отвечал: «Роджер. Заходи­те на посадку в южном направлении.

- Вижу как три «Корсара» морской пехоты рулят к ВПП. Нажи­маю кнопку рации: «Кимпо, башня, «Корсары» придержите свой пыл, на подходе горящий «Сейбр». Они про­должают рулить. Я повторяю вызов. Без толку - они продолжают ехать, они уже на полосе. В середине коман­дир, три «Корсара» сзади слева от него, два - сзади справа. Я обрушил целый поток ругательств: «Уберите проклятые «Корсары» с полосы!!!» Командир моряков дал полный газ, проверил зажигание, после чего от­пустил тормоза и взлетел. Я уже орал в микрофон исключительно непечат­ные выражения.

- Как только командир «Кор­саров» оторвался от полосы на взлет пошел второй пилот. Из моего мик­рофона должны были вот-вот пока­заться дым и пламя. Пилот третьего «Корсара» заканчивал предстарто­вую проверку, когда на посадку за­шел горящий «Сейбр». К счастью F-86 нормально приземлился, а «Кор­сар» взлетел сразу после посадки по­врежденной машины как будто ниче­го не произошло.

- На следующий день мне опять не удалось подняться в воздух. Мой F-86F взял полковник, коман­дир базирующейся в Кимпо авиа­группы. Его ведомый летал на F-86A, которые в нашей эскадрилье уже ста­ли раритетами. Модель «А» имела обычную механическую систему уп­равления, в то время как на всех дру­гих модификациях «Сейбров» стояли гидросистемы. Полковник обнару­жил МиГ, летевший на очень неболь­шой высоте, поэтому ему пришлось атаковать с крутого пикирования, ведомый, естественно, последовал за ним. Перегрузка на выходе из пики­рования достигла 11G, это при том, что конструкторы установили предел прочности конструкции планера в 9G! Полковник сбил МиГ, но ведо­мый не смог на своем старом «Сейбре» выйти из пике, которое оказалось для него смертельным. Его истреби­тель упал рядом с МиГом. На память о полете полковника на моем истре­бителе по левом борту остались мор­щины обшивки. Как ни странно, на летных качествах «Сейбра» сие не отразилась, кажется он даже стал быстрее летать!

В ночь на 10 декабря 1952 г. первую победу в воздушном бою за­фиксировали ночники эскадрильи VMF(N)-513. Впервые самолет про­тивника был сбит без установления визуального контакта. Показатель­но, что победу эту одержал один из лучших «электронных колдунов» авиации корпуса морской пехоты -1-й лейтенант Джозеф Корви. Прежде, чем стать летчиком ночного истребителя F3D «Скайнайт», Кореи служил инженером по обслуживанию борто­вого электронного оборудования са­молетов. Кореи и сержант Дэн Джордж (оператор РЛС) патрулиро­вали в районе Синаньчжу, когда на экране РЛС появилась засветка от самолета противника. До цели было слишком далеко, чтобы увидеть ее простым глазом. Кореи целился, ори­ентируясь только на данные борто­вой РЛС:

- Мы не знали по кому стреляем.

Противником оказался По-2, самолет который радиолокатором обнаружить было крайне сложно по причине фанерно-перкалевой конст­рукции. По-2 засчитали как досто­верную победу, но в то же ночь Корви и Джорджу записали и вероятную победу.

В декабре 1952 г. наряду с По-2 беспокоящие ночные рейды стали совершать учебно-тренировочные Як-18. В количественном отношении Яки сильно уступали По-2, однако их появление внесло новый фактор в ночную войну в воздухе. Обнаружить Як-18 с помощью РЛС было несколь­ко проще, чем По-2 из-за металличес­кого набора фюзеляжа, однако про­ще - не значит легко.

В начале 1953 г. Объединен­ным Нациям в Корее противостояло армада из 1485 самолетов: 950 МиГ-15, 165 поршневых истребителей, 100 реактивных двухмоторных бомбар­дировщиков Ил-28 и 270 самолетов других типов. Командующего 5-й воздушной армией ВВС США гене­рал-лейтенанта Глена Баркуса боль­ше всего беспокоило концентрация бомбардировщиков Ил-28. Был отмечен провокационный полет пары Ил-28 вдоль русла Ялу, к счастью для союзников этот полет так и остался единственным.