Советские асы и истребитель МиГ-15

 

Революция известная под на­званием «Perestroyka i Glasnost» по­трясла советское общество в середи­не 80-х годов XX века. «Железный занавес», отделявший Советских Союз от стран Запада, поднялся. Ча­стично открылись архивы, стали из­вестны многие тайны, пролился свет и на события, связанные с участие советских летчиков в Корейской вой­не. За 40 лет, прошедших с момента ее окончания в мире утвердилась точ­ка зрения США как единственно пра­вильная. Оказалось, что советская точка зрения во многом отличается от американской.

Полученные из новой России данные явно говорят о гиперболиза­ции побед американских летчиков. В то же время русские не ставят под сомнение достижения пилотов сил ООН. Благодаря усилиям западной пропаганды порой складывается впе­чатление, что в Корее силы ООН столкнулись с второсортным против­ником, победить которого не состав­ляло большого труда. На самом деле пилоты «Сейбров» дрались и одержи­вали победы над хорошо вооружен­ным и имевшим отличную подготов­ку противником. Наверное, уже ни­когда, не удастся установить созна­тельно или нет и насколько завыша­ли свои победы американцы. Чаще всего воздушные бои велись над территорией противника, из-за чего факт победы в воздушном бою мог подтвердить только другой летчики или кадры фотокинопулемета.

Многие истребители, которые на основе фотодокументов американ­цы посчитали сбитыми, в действи­тельности благополучно возвраща­лись на свои базы и после короткого восстановительного ремонта снова поднимались в небо. Калибр борто­вого оружия «Сейбров» был явно мал для нанесения смертельных ран Ми­Гам. К примеру, чтобы сбить первый МиГ в Корейской войне пилоту «Сейбра» пришлось выпустить 1000 патронов! «Пули 12,7-мм пулеметов Браунинг приносили нашим самоле­тов неприятностей немногим больше, чем обычный горох»,- говорил ведущий советский ас полковник Евгений Пепеляев: «Обычное дело, когда пос­ле возвращения МиГа на базу в его «теле» насчитывали по 40-50 пробо­ин». Истребитель МиГ-15 по амери­канским меркам имел экстремальную защищенность: протекторированные топливные баки, лобовое бронестек­ло фонаря кабины, бронеспинка кресла пилота.

Согласно данным ВВС США из 971 сбитого за все годы войны в Корее «Сейбра» лишь 58 самолетов было потеряно в воздушных боях, в то время как русские объявили о 1300 уничтоженных американских истре­бителей (без учета самолетов, сбитых китайцами и корейцами). США зая­вили о 792 сбитых МиГах, русские признали потерю 345 истребителей (китайцы и корейцы опять не учиты­ваются). В результате последних ис­следований американских историков, количество сбитых в воздушных боях «Сейбров» возросло до 103, а количе­ство сбитых МиГов уменьшилось до 379. Последняя цифра представляется, все-таки, заниженной, но даже она дает соотношение потерь 3,5:1 в пользу «Сейбров» и 1:1 в случае с «Тандерджетами» и «Шутинг Старами».

Не следует безоговорочно считать верными данные русских. Конечно система подтверждения сби­тых в ВВС Советского Союза была гораздо более жесткой, чем в силах ООН, но обычном делом могла быть ошибочная идентификация амери­канских истребителей. Едва ли не все сбитые «Тандерджет» и большинство «Шутинг Старов» были засчитаны как «Сейбры». Если же признать, что советские данные об индивидуаль­ных победах по достоверности сопо­ставимы с данными ВВС США, то получается, что два самых результа­тивных пилота войны в Корее явля­лись летчиками-истребителями ВВС Советского Союза: Евгений Пепеляев (23 победы) и Николай Сутягин (16 побед). По крайне мере, 16 советских пилотов сбили по десять и более са­молетов Объединенных наций.

Вне зависимости от результа­тов сравнительного анализа потерь и достижений, очевидным стал факт примерно равенства боевой техники и летного мастерства главных про­тивников - советских пилотов МиГ-15 и американских летчиков «Сейб­ров». Сложно сказать насколько ус­пешно действовали Миг-15 против «Сейбров» 4-го и 51-го авиакрыльев, зато их борьба с австралийскими «Метеорами» и истребителями-бом­бардировщиками подобными «Тандерджету» или «Шутинг Стару» име­ла самые драматические для сил ООН последствия. Все эти самолеты про­игрывали МиГ-15 по всем парамет­рам и, к тому же, летали большими группами.

Советские ветераны войны в Корее не устают подчеркивать, что перед ними ставилась задача борьбы именно с ударными самолетами, в бой с F-86 они вступали только, «когда они («Сейбры») не давали нам прорваться к бомбардировщикам или при внезапных случайных встре­чах». Бои с истребителями-бомбар­дировщиками, несмотря на все превосходство МиГ-15, носили перемен­ный успех. «Часто наши встречи (с истребителями-бомбардировщика­ми) выливались в скоротечные ожес­точенные схватки, в которых и мы, и противник теряли самолеты, людей», - вспоминал генерал-майор Георгий Лобов, командовавший советскими истребителями в Корее.

Ряд советских летчиков, полу­чивших направление в Корею имели исключительно высокую летную ква­лификацию. Многие заслужили ти­тул аса еще в боях Великой Отече­ственной войны. Летчики имели хо­рошую мотивацию своей борьбы, считая силы ООН агрессорами по отношению к миролюбивому народу Корейской Народно-Демократичес­кой республики, строившим светлое будущее, назло загнивающему клас­су кровопийц-капиталистов и коло­низаторов. Американцам пропаган­да приписывала жуткие зверства. Справедливости ради, стоит отме­тить - порой пропаганда базирова­лась на конкретных фактах. Коман­дира 64-го истребительного авиаци­онного корпуса генерал-майора Ло­бова свозили на «экскурсию» в город Синьчжу сразу же после налета «Сверхкрепостей». Лобов вернулся в крайне подавленном от увиденного состоянии. Нетрудно представить, что он сказал своим починенным в напутствии перед боевым вылетом на перехват бомбардировщиков.