Среди тысяч пилотов, летавших на истребителях Яковлева, было три группы, заслуживающих особого упоминания, хотя немногие из них стали асами. Первую группу составляют иностранные пилоты. После окончания гражданской войны в Испании много сторонников республиканцев бежали в Советский Союз. Там они присоединились к контингенту испанских детей, эвакуированных из-за бомбежек. После нападения Германии эти беженцы стремились возобновить борьбу с фашизмом. Бывшие пилоты были включены в состав регулярных частей советских ВВС. в основном в полки ПВО. но асов среди них не было. Некоторые из них летали на истребителях Яковлева.
Антонио Гарсия Кано летал на 11-16 в Испании, но о его победах зам ничего неизвестно. В СССР он служил в 573 ИАП. вооруженном Як-1, и одержал че i ыре (по другим данным шесть) победы, включая Не 111. сбитый 12 октября 1942 года. Хосс Паску-аль Сантамария. до своей гибели в октябре 1942 года сбивший три самолёта, вероятно, тоже служил в этом полку. Намного более известны нилоты, служившие во французском полку "Нормандия", который начал действовать летом 1943 года как отдельная эскадрилья, выросшая в конечном итоге до полноценного полка. Эти пилоты снискали широкую известность и заняли место среди ведущих французских и советских асов. Вместе с 18 ГИАП они входили в 303 И АД Захарова. Начав с Як-1. они перевооружились на Як-9, а затем стали одним из первых подразделений, получивших Як-3.
В середине 1944 года был сформирован 1-й польский ИАП "Варшава", вооруженный Як-1, который действовал в составе 6-й Воздушной армии. Хотя в начале 1945 года полк получил Як-3, его пилоты в основном занимались сопровождением Ил-2 польских III АН и воздушным прикрытием польской 1-й Армии. Они провели небольшое количество воздушных боев, и число их побед было незначительным. Самым известным польским пилотом был Виктор Калииовски (Калиновский). Ои родился на Украине в 1919 году в польской семье, но был гражданином СССР. После службы в артиллерии во время войны с Финляндией, он поступил в летное училище и стал летчиком-истребителем. Получивший назначение в 233 ПАП. Калиновский к началу 1942 года одержал восемь побед, когда его истребитель был сбит, а сам он получил ранение. Выйдя из госпиталя, он был направлен в 153 ИАП (позднее 28 ГИАП), где летал на Як-1 и "Эйркобрс".
Летом 1944 года, когда Сталин решил создать про комму н и стические польские ВВС, происхождение Калиновского сыграло ему на руку. Польские пилоты предпочитали служить в британских ВВС, и в СССР стали искать летчиков польского происхожде и которые могли сойти за поляков. Калиновский был назначен командиром IPLM (1 ПАП) "Варшава", который сначала оснастили Як-IB, а позднее - Як-9. 19 апреля 1945 года, летя со своим ведомым лейтенантом Хро-мего, он сбил два Fw 190, а шесть дней спустя - ещё один.
К а. ни ю вс к 11 в ы I ю.! н и. i за время вой н ы 215 боевых вылетов, провел 139 воздушных боев и сбил восемь самолетов лично и четыре в группе. Из этого числа 90 вылетов, включая 28 на штурмовку, он совершил в составе 1PLM, так же как и пять боев, две индивидуальных и одну групповую победу. После войны Калииовски остался жить в СССР.
Истребительный Дивизион из 9, К) и 1 1 НАД. но эти части не успели попасть на фронт. Точно также на базе 236 НАД 17-й Воздушной армии были сформированы три полка, вооруженных Як-9, которые должны были стать ядром возрождавшихся ВВС Югославии. Но к тому времени как они достигли ооесноеооного состояния, немцы уже были выбиты с Балкан и югославы выполнили лишь несколько полётов на поддержку войск. Такая же участь постигла новые ВВС Болгарии, перешедшей на сторону Союзников в 1944 году - получив Як-9, они слишком поздно стали боеготовыми.
Второй особой i рун ной пилотов были сыновья советской элиты. В те дни дети элиты во всех странах использовали все свои возможности не для того, чтобы получить освобождение от воинской службы, а наоборот искали опасные назначения, чтобы принести славу своим фамилиям. Рандольф Черчилль служил в командос, у американцев хорошо воевали Рузвельт и Кеннеди, а сын Мусолини Бруно погиб в боевом вылете. Как в нацистской Германии и фашистской Италии, в СССР в конце 20-х годов сделали из авиации символ всего самого современного и "мощи рабочего класса". ВВС стали наиболее политизированными и привилегированными среди родов войск. Естественно, что многие дети коммунистической элиты стремились в авиацию.
Одним из первых выбрал этот род войск Василий Сталин, младший сын диктатора, окончивший Качинекое летное училище в 1940 году в звании лейтенанта. За ним вскоре последовали и другие. Степан был старшим сыном Анастаса Микояна и племянником авиаконструктора. Отец Валентина Ярославского. Емсльян был одним из ближайших помощников Сталина, а отец Тимура Фрунзе, умерший при неудачной операции в 1925 году, был одним из героев гражданской войны и видным военачальником. Уже во время войны стали лет-чиками-ист'ребителями младший брат Степана Микояна Владимир и Лев Булга-нин - сын будущего министра обороны при Хрущеве. Леонид Хрущев стал пилотом бомбардировщика.
В конце 1942 года Василий Сталин был назначен командиром 32 ГИАП, который в то время был переброшен на Калининский фронт. Полк был вооружен Як-1 Б, Як-7Б и некоторым количеством новейших Як-9. Хотя Сталин был недисциплинирован и безответственен и являлся крайне слабым командиром, его отличала личная храбрость и отличные летные навыки. Он сделал только 27 боевых вылетов, но это произошло из-за неподвластных ему обстоятельств.
Старший сын Сталина Яков Джугашвили, капитан артиллерии, попал в плен в 1941 году и был расстрелян после того, как отец отказался обменять ею на высокопоставленного немецкого военного. После гибели или тяжелых ранений ешё несколько сыновей высшей партийной элиты в 1942 году Лаврентий Берия решил, что жертв уже достаточно. Он приказал командующему ВВС издать приказ, запрещавший Василию Сталину летать на боевые вылеты не только над вражеской, но и над своей территорией.
Но в ходе 27 своих вылетов Сталин проявил здравый смысл, он был ведущим второй пары в звене Сергея Долгушина. В воздушном бою опыт и мастерство значили гораздо больше, чем зван не командира полка и родственные связи. Василий Сталин одержал одну индивидуальную (Fw 190) и четыре групповых (Fw 190 и три бомбардировщика Юнкерса) победы. Однажды он был спасен Долгушиным, "снявшим" вражеский самолет у него с хвоста - позднее в его самолете насчитали 14 пробоин.
В конце марта 1943 года 32 ГИАП отвели в тыл для пополнения. Сталин организовал рыбалку на реке Селижаровка. используя в качестве " удочки" ракетные снаряды РС-82. В этом пикнике участвовало полдюжины пилотов и офицеров полка, включая несколько асов - Героев Советского Союза. С ракеты снимался стабилизатор, взрыватель ставился на 22-секуцдную задержку, и её бросали в реку, собирая затем оглушенную взрывом рыбу.
Первые несколько ракет сработали нормально, но на четвертой оказался дефектный взрыватель, и она рванула в руках у офицера-вооруженца. Последний был убит на месте, а ас с 16 победами Александр Котов был ранен в живот, причём настолько серьезно, что после лечения он был в 1943 году уволен из армии. Василий Сталин также был ранен осколком в ногу.
Узнав об этом происшествии, а также о нескольких случаях плохого технического обслуживания самолётов в полку, Иосиф Сталин отстранил Василия от командования и запретил давать ему новые назначения без его личного распоряжения. Позднее Василий командовал 3 ГИАД, но ему было запрещено летать на боевые задания.
В январе 1942 года Степана Микояна направили в И ИАП, базировавшийся на Центральном аэродроме в Москве и в основном занимавшийся штурмовкой. 16 января Микоян отправился в свой одиннадцатый боевой вылет. Командир звена заметил разведчик Ju 88 и приказал Микояну сбить его, что тот и сделал, одержав свою первую победу. Но в свою очередь он был атакован Яком из соседнего полка, пилот которого принял его за немецкий истребитель. Микоян потерпел аварию, сажая свой горящий самолет, и с тяжелыми ожогами срочно был доставлен в больницу. Позднее он был направлен в 932 ГИАП. но ему не позволяли летать на опасные задания. В 1943 году его перевели в 12 ГИАП, обеспечивающий ПВО Москвы, где у него не было шансов поучаствовать в воздушных боях.
Тимур Фрунзе попал служить в 161 ИАП. Он сделал всего девять боевых вылетов, когда 19 января 1942 года был сбит и погиб под Старой Руссой. На его счету было две групповые победы. В конце лета 1942 года Владимир Микоян получил назначение в 434 ИАП (вскоре ставший 32 ГИАП), действовавший под Сталинградом в составе 8-й Воздушной армии. Он погиб через несколько недель, успев одержать одну победу.
Леонид Хрущев совершил 27 боевых вылетов на бомбардировщике СБ в июле 1941 года. Его самолёт был подбит и он сломал ногу при аварийной посадке. После госпиталя он переучился на истребитель и в конце 1942 года его направили в 18 ГИАП, где он летал на Як-7 Б. Хрущев показал себя хорошим пилотом, но через несколько дней после ввода в бой он был сбит Fw 190 и погиб.
Валентин Ярославский и Лев Булганин. как и Степан Микоян, в конечном счете оказались в тыловом 12ГИАП. Несмотря на то. что сыновья советской элиты были храбры, а некоторые были ещё и отличными летчиками, система сделала всё. чтобы защитить их от самих себя.
Совсем особой группой среди пилотов Яков были летчицы из 586 ИАП - одного из трех чисто женских полков. Много слухов и легенд окружает этих пилотов и, действительно, женщины с самого начала играли заметную роль в истории российской авиации. Несколько прогрессивных молодых дам стали пилотами ещё до 1914 года, и ходят слухи, что одна из них даже сделала несколько вылетов во время Первой Мировой войны. После прихода к власти коммунистов женщины стали играть большую роль в обществе. Они активно участвовали в кампании по развитию аэроклубов в 30-х годах, и многие инструкторы летного дела и парашютных прыжков были женщинами. Некоторые из них, такие как Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова, прославились в 30-е годы дальними пе-pe.iei амп. а др\ i ие cia.ni мастерами высшего пилотажа. Одна или две женщины даже служили пилотами в ВВС.
Поэтому когда Марина Раскова обратилась к Сталину с предложением сформирован, женские полки, это не вызвало удивления и идея получила одобрение. Полки были организованы в середине 1942 года. 586 ИАП. 587 БАМ (бомбардировочный авиаполк), оснащенный Пе-2, и 588 НБАП с ночными бомбардировщиками По-2.
Хотя Раскова мечтала, что полки будут действовать на фронте в составе одной дивизии, их различное назначение и разная матчасть заставили использовать их по отдельности. Оснащенный Як-1 586 ИАП с августа 1942 года базировался в Саратове в качестве подразделения ПВО.
К сожалению, командовавшая частью майор Казаринова была плохим командиром и имела тяжелый характер, что привело полк в состояние, близкое к мятежу. В конце концов, в октябре 1942 года она была освобождена от должности и переведена на штабную работу в Москве. Но перед этим 10 сентября одна из эскадрилий полка была расформирована, и восемь летчиц - лучших в части- были отправлены во фронтовые полки. Звено старшего лейтенанта Раисы Беляевой, включавшее сержантов Екатерину Буданову, Марию Кузнецову и Лилию Литвяк, послали в 437 ИАП, а звено капитана Антонины Лебедевой, в которое входили Клавдия Блинова, Клавдия Нечаева и Ольга Шахова, направили в 434 ИАП.
После отстранения Казариновой новым командиром 586 ИАП был назначен майор Александр Гридпсв - человек сложной судьбы, имевший за спиной две стычки со спецслужбами и срок в ГУЛАГЕ в 30-х годах. Сначала он тоже конфликтовал со "своими девочками", но в дальнейшем они не чаяли в нем души. Но прибытие Гриднева означало конец 586 ИАП как чисто женского полка. Мужчины стали заместителями командиров. А когда в 1943 году была вновь сформирована третья эскадрилья, в ней служили только представители сильного пола. Позднее полк получил Як-7 и Як-9, и решал задачи фронтовой ПВО, закончив войну в Австрии. За время конфликта 586 ИАП выполнил 4419 боевых вылетов, уничтожил 38 самолетов противника иеной потери десяти пилотов. Пять индивидуальных и две групповые победы были на счету Гриднева. Наиболее результативной из летчиц стала Раиса Сурн ачев екая, сбившая три самолёта лично и один в группе. Можно сказать, что полк служил честно, но без особых успехов, большая доля которых досталась летчицам, покинувшим полк в сентябре 1942 года.
Звено Лебедевой просуществовало недолго. До своей гибели в бою 17 сентября 1942 года лейтенант Нечаева успела совершить пять боевых вылетов и одержать одну победу. Вскоре Лебедева, Блинова и Шахова были переведены в 653 ИАП (позднее ставший 65 ГИАП). Лебедева одержала три победы и погибла 17 июля 1943 года, а Клавдия Блинова сделала 156 боевых вылетов, сбила один самолет лично и один в группе, пока её истребитель не был сбит 4 августа 1943 года, и она попала в плен. Неделю спустя ей удалось бежать вместе с большой группой военнопленных, и она вернулась к своим. После проверки СМЕРШем Блиновой разрешили вернуться на военную службу, но больше она не летала, так как ее направили на командные курсы. Ольга Шахова сделала 144 боевых вылета, но не одержала ни одной победы. Звено лейтенанта Беляевой недолго входило в состав 437 ИАП, вооруженного Ла-5, пока его не перевели в 9 ГИАП, летавший на Як-1. Но его командир, известный ас Лев Шестаков, считал, что женщинам не место в бою. Раиса Беляева, казалось, специально подтвердила это мнение, буквально через пару дней после прибытия она была ранена во время тренировки. Выйдя из госпиталя, она вернулась в 586 ИАП. Будакова и Литвяк были переведены в 296 ИАП (позднее - 73 ГИАП).
На новом месте они тоже были приняты без восторга. Полковник Баранов согласился взять их только под нажимом Алексея Саломатина - одного из лучших пилотов, в дальнейшем ставшим асом и Героем Советского Союза (17 индивидуальных и 22 групповых победы).
Поначалу Буданова и Литвяк часто летали с Саломатиным и Барановых] и заслужили свое место в полку. Литвяк отличали прекрасные летные навыки, и она пользовалась всеобщим уважением, но особенно она нравилась самому Саломатину. который стал сё женихом.
15 марта 1943 года Литвяк в воздушном бою была ранена в ногу, но продолжала сражаться и сбила два бомбардировщика. После посадки она потеряла сознание и до мая находилась в госпитале. За несколько дней до её возвращения в 73 ГИАП, её жених Саломатин разбился, испытывая прошедший ремонт Як. Второй раз она была ранена 16 июля, но уже неделю спустя отправилась на задание вместе с новым командиром полка и они были атакованы десятью Bf 109. Майор Голышев был убт. а Литвяк ранена в третий раз и воспользовалась парашютом, 1 августа она сбила Bf 109, после чего её самолет вошел в облако и больше его никто не видел. Она выполнила 168 боевых вылетов, сбила 11 самолетов и один аэростат, одержала три групповых победы. Так как ходили слухи о плененной немцами светловолосой летчице, представление Литвяк к званию Героя Cobcickoi о Союза было отложено. Лишь в 1989 году были найдены её останки, и в мае 1990 года указом Михаила Горбачева звание было присвоено ей посмертно.
По ряду причин Екатерина Буданова не получила такой известности, как её подруга, но она также была отличным пилотом. 19 июня 1943 года она была сбита в районе Ворошиловграда, когда сопровождала бомбардировщики, экипажи которых подтвердили, что в последнем бою она сбила два Fw 190. Буданова выполнила 256 боевых вылетов и одержала 20 побед. Как и Литвяк, ей не было присвоено звание Героя, а её останки были найдены лишь в 1988 году. В октябре 1993 года президент Ельцин присвоил Будановой посмертно звание Героя России.