Фронт над Ла-Маншем

 

В рамках планируемой высад­ки на Британских островах поздней осенью 1940 г. в Бельгию прибыл Corpo Aereo Italiano. Бенито Муссо­лини рассчитывал на быстрый захват Германией островов и не хотел ос­таться у разбитого корыта при деле­же добычи. Участие в операции Corpo Aereo Italiano гарантировало какой-никакой кусочек от пирога победы. Однако когда корпус при­был в район Ла-Манша, Гитлер уже отказался от высадки, а чаша удачи в воздушной битве за Британию склонилась на сторону пилотов RAF.

В состав Corpo Aereo Italiano вошли 13 и 43 Stormo. В 13 Stormo насчитывалось 38 двухмоторных бомбардировщиков BR.20, в 43 Stormo - 37 самолетов BR.20. При­крытие бомбовозов возлагалось на истребители из 18 (50 самолетов CR.42) и 20 (48 самолетов G.50) Gruppi. Обе истребительных группы находились в оперативном подчине­нии 56 Stormo Caccia. Для выполне­ния разведывательных заданий кор­пусу были приданы пять самолетов Кан Z.1007.

Ни один из итальянских само­летов по своим летно-тактическим характеристикам не соответствовал природе воздушной войны на этом театре военных действий, все они ус­тупали своим аналогом, как из стана противников-англичан, так - и союз­ников-немцев. Наступившие холода привнесли дополнительные пробле­мы - итальянская авиация не готови­лась воевать даже в условиях мягкой европейской зимы. Все истребитель­ные подразделения корпуса сосредо­точились на бельгийском аэродроме Усель - 42 самолета G.50 и 47 бипла­нов CR.42, на всех последних отсут­ствовали радиостанции.

Не взирая на кучу проблем, самолеты Corpo Aereo Italiano совер­шили первый боевой вылет 25 октября. В этот день группа BR.20 бомби­ла Гарвич. Через четыре дня в днев­ном налете приняли участие 15 бом­бардировщиков под эскортом 70 ис­требителей. 11 ноября дерзкий днев­ной рейд на Грейт Ярмут предприня­ли Z.1007, в то время как десятка BR.20 под прикрытием сорока CR.42 вновь бомбила Гарвич. Вместе с ита­льянцами над Гарвичем работали пикирующие бомбардировщики Ju-87 из состава люфтваффе.

Строй итальянских самолетов был перехвачен группой «Харрикейнов», которая сбила три бомбарди­ровщика и три истребителя. Еще три BR.20 из-за нехватки топлива не до­тянули до своей базы и сели на вы­нужденную. Нехватка горючего у истребителей привела к еще более мрачному результату -19 машин при­землились в чистом поле, не дотянув до аэродрома. Это был последний дневной налет итальянской авиации на объекты, расположенные на тер­ритории Великобритании. Бомбово­зы Corpo Aereo Italiano отныне на боевые задания стали летать только в темное время суток. Очередной воз­душный бой между британскими и итальянскими истребителями имел место 23 ноября, когда 29 самолетов CR.42, совершавших патрульных по­лет над Ла-Маншем, перехватила двадцатка истребителей RAF. Бой произошел над проливом между Рамсгейтом и Фолкстоуном, итальянцы потеряли два CR.42.

Действия итальянской авиа­ции над Ла-Маншем завершились 3 января 1941 г. Личный состав Согро Aereo Italiano начал паковать чемо­даны для отбытия на родину еще в конце декабря 1940 г. перелет задер­живала только плохая погода. Само­леты корпуса срочно требовались в Греции и Северной Африке, где ита­льянским войскам удача вовсе не со­путствовала.

Тем не менее, небольшое ко­личество истребителей G.50 из 352 и 353 Squadrilie оставалось в Бельгии до весны, патрулируя воздушное пространство над Дюнкерком и Кале. За это время итальянцы столкнулись с британскими истребителями в возду­хе всего один раз, но воздушного боя не произошло. 15 апреля все G.50 перелетели в Чьямпино, окончатель­но завершив, таким образом, бри­танскую кампанию Corpo Aereo Italiano.

За несколько рейдов в воздуш­ное пространство Британских остро­вов самолеты BR.20 и Z.1007 сброси­ли всего-навсего 54 тонны бомбы. Истребители совершили 883 боевых вылета и потеряли в воздушных боях девять самолетов.