Греция и Албания

 

По приказу дуче 28 октября 1940 г. итальянские войска внезапно напали на Грецию. Муссолини объя­вил войну превентивной, якобы - Гре­ция готовила нападение на Италию, а мудрый дуче, всего-навсего упредил коварных греков.

В первые дни вторжения ис­требители Regia Aeronautica действо­вали в основном по портовым соору­жениям, греческим судам и наруша­ли движение по дорогам. Встречи с истребителями ВВС Греции были крайне редкими. Ситуация измени­лась после прибытия на Балканы в начале ноября подразделений RAF. Так, 19 ноября в бой с CR.42 из 160 Gruppo и G.50 из 24 Gruppo вступи­ли девятка «Гладиаторов» из 80-й эс­кадрильи RAF и три греческих истре­бителя PZL Р.24. Потери итальянцев с оставили два биплана и один G.50, англичане не досчитались достовер­но одного «Гладиатора» и двух - ве­роятно. Греки потерь не понесли.

К концу ноября в южную Ита­лию были переброшены дополни­тельные подразделения, в том числе оснащенные истребителями С.200 из 373 и 374 Squadriglie. Обе эскадрильи за короткий срок в пух и прах раз­несли прибывшие в Грецию из Егип­та британские «Харрикейны».

Итальянские истребители до­стигли значительного успеха в воз­душном бою 21 декабря, когда 15 CR.42 вступили над линией фронта в «собачью схватку» с десятью «Гла­диаторами» из 80-й эскадрильи RAF. Англичане заявили о восьми сбитых CR.42, итальянцы «сбили» восемь «Гладиаторов». В действительности противники потеряли по два истре­бителя.

Regia Aeronautica испытывала постоянное давление со стороны про­тивника вплоть до весны 1941 г. Ита­льянцы даже потеряли несколько раз­мещенных в Албании аэродромов, однако расположенные на севере страны авиабазы оставались в руках солдат дуче: 154 Gruppo действова­ла с аэродрома Бират, 394 Squadriglia – из Деволи, 150 Gruppo – из Диволи, а 24 Gruppo базировалась на Скутари и Тирану.

В наступившем новом 1941 г. силы британской авиации в Греции продолжали расти, в свою очередь, вызывая форсированное увеличение численности итальянских истребите­лей, необходимых для борьбы с бом­бардировщиками RAF. Решающую роль в кампании на Балканах сыгра­ла интервенция Германии. Немцы остановили наступление войск союз­ников в Албании, после чего италь­янская авиация получила возмож­ность проводить наступательные операции в небе Югославии и Гре­ции. В рамках подготовки к таким операциям 150 Gruppo перевооружи­ли с бипланов CR.42 на монопланы С.200, а на албанские аэродромы прибыли 371 Gruppo с десятью ис­требителями С.200 и 22 Gruppo, имевшая на вооружении 36 истреби­телей Макки.

Прекрасно оснащенные, укомплектованные летчиками с бое­вым опытом стаффели люфтваффе вместе с возросшими силами Regia Aeronautica быстро завоевали гос­подство в воздухе над Грецией. 27 апреля 1941 г. она запросила переми­рия, к этому моменту подошла к кон­цу и короткая, но кровавая 11-днев­ная югославская кампания.

В ходе кампании на Балканах самолеты Regia Aeronautica соверши­ли около 14 000 боевых вылетов, на­летав примерно 21 000 часов.