Франко Луччини

 

Франко Луччини родился в день Рождества 1914 г., в 1935 г. по­ступил на летные офицерские курсы Regia Aeronautica, в 1936 г. получил «крылышки» военного летчика. В 1937 г. Луччини отправился добро­вольцем в Испанию. Под фамилией Ланиджиано он воевал на стороне Франко в составе знаменитой эскад­рильи «Asso di Bastoni» из XXIII группы. В Испании Луччини один самолет республиканцев сбил досто­верно и два вероятно. Правда и са­мому пилоту пришлось дважды вос­пользоваться парашютом. Первый раз Луччини приземлился на терри­тории, контролируемой франкиста­ми, второй - попал к республикан­цам, после чего просидел шесть ме­сяцев в тюрьме Валенсии.

По возвращению в Италию Луччини направили для дальнейше­го прохождения службы в 4 Stormo (4 и 1 Stormi традиционно считались элитными в Regia Aeronautica). Со­единение перед войной базировалось на расположенном в предместье Тоб­рука аэродроме Т2. Луччини получил назначение в 90-ю эскадрилью 10-й группы капитане Маджини. Первый боевой вылет группа совершила 14 июня 1940 г. Первую победу группы - английский «Гладиатор» - «подели­ли» между четырьмя пилотами: Мад­жини, Гуидуччи (ближайший друг Луччини со времен Испании), Чиолетта и Луччино. Интересно, что RAF в этот день, согласно британским документам, не потеряли ни од­ного самолета вообще.

Неделей позже Луччини доста­лась куда более жирная, чем жалкий маленький «Гладиатор», добыча. В рутинном патрульном полете италья­нец обнаружил и сбил огромную хоро­шо вооруженную летающую лодку «Сандерленд» из 230-й эскадрильи RAF. Собственно, Луччини добил гид­росамолет. Первыми его атаковали двое пилотов из 2 Stormo. «Сандерленд» успешно «проглотил» попавшие в него пули и спокойно продолжил выпол­нять задание на разведку подходов к Тобруку. Затем летающую ледку об­стрелял сержант Степпи из 84-й эскад­рильи, лишь потом финальную точку поставил Луччини. Поврежденный гидросамолет совершил вынужденную посадку в море рядом с акваторией порта Бардия, экипаж «Сандерленда» попал в плен.

«Сандерленд» считается пер­вой победой Луччини во второй мировой войне. До конца своей первой командировки в Северную Африку он сбил еще два самолета - «Харрикейн» и «Гладиатор». В начале 1941 г. 4 Stormo после перевооружения на С.200 перебросили на Сицилию для участия в мальтийских рейдах. В ходе этой кампании Луччини подтвердил свою репутацию опытного воздуш­ного бойца и прирожденного лидера: с июня по сентябрь он сбил четыре «Харрикейна».

Мальтийская кампания едва не стала последней в карьере пилота. Луччини и еще нескольким летчикам из-за навигационной ошибки при­шлось садиться на вынужденную по­садку на небольшой остров Устика. При посадке Луччини серьезно ранил лицо и повредил одну руку. Летчик надолго вышел из строя.

Осенью 1941 г. 4 Stormo пере­сел на С.202, «отремонтированный» Луччино получил возможность пока­зать в деле возможности нового ис­требителя фирмы Макки. 1 декабря его назначили командиром 84-й эс­кадрильи. В апреле ведомая Луччи­ни эскадрилья приступила к сопро­вождению бомбардировщиков в ходе налетов на Мальту. 5 и 15 мая Луч­чини сбил по «Спитфайру».

В конце мая 4 Stormo вновь появился в Северной Африке чтобы поддержать летнее наступление Роммеля. С 4 июня по 3 сентября 1942 г. Луччини сбил девять самолетов (че­тыре «Киттихаука», два «Спитфайра», два «Харрикейна» и «Бостон»). 20 октября комэск сбил Р-40, а через четыре оказался сбитым сам. Луччи­ни получил тяжелые ранения, и его срочно отправили в Италию на лече­ние. 4 Stormo вернулась в Италию через два месяца после отправки Луч­чини домой.

Весной 1943 г. и Луччини, и всю 4 Stormo можно было вновь встретить на фронте. В июне Луччине назначали командиром 10-й груп­пы, которая тогда базировалась на Сицилии в районе Катаньи. После­днюю победу ас одержал 5 июля, сбив один «Спитфайров» истребительно­го прикрытия американских «Крепо­стей» из 99-й бомбардировочной авиагруппы US AIR FORCE, кото­рые наносили удар по Гербини. Че­рез несколько секунд после того как Луччини сбил британский истреби­тель, он сам стал жертвой - его С.202 сбили стрелки В-17. Тело Луччини нашли через два дня среди обломков самолета.

Через несколько минут после гибели Луччини погиб еще один ве­теран Испании - sottotenente Леонар­до Ферулли, ас с 21 победой. В одном боевом вылете Regia Aeronautica по­теряла второго и третьего по резуль­тативности аса.

Один из летчиков много ле­тавших на боевые задания с Луччи­ни вспоминал:

- Он всегда был готов всту­пить в бой и храбро дрался даже если противник численно превосходил нас. Как все великие летчики-истре­бители Луччини обладал превосход­ным глазомером. Он много времени провел в госпиталях, что не помеша­ло ему до самой гибели оставаться блестящим и агрессивным летчиком-истребителем.

За проявленную в боях храб­рость Луччино дважды получал бла­годарность в приказе (Bollettino de Guero) - 5 сентября и 6 июля 1943 г. Пять раз аса награждали Серебряной медалью и один раз Бронзовой, Луч­чини получил пять Военных крестов и немецкий Железный крест второго класса. Посмертно Луччини удосто­ен Золотой медали. За войну Луччини совершил 262 боевых вылета - са­мое большое количество среди ко­мандиров групп Regia Aeronautica.