С первых дней войны "Хэмпдены" принимали активное участие в действиях против Германии. Они использовались для вооруженной разведки, ведя поиск кораблей Кригсмарине. Во время одного из таких вылетов, 29сентября 1939 года, произошло первое столкновение с истребителями противника. В районе Гельголандской бухты две группы "Хэмпденов" 144-й эскадрильи общей численностью 11 машин были атакованы Мессершмиттами Bf 109E, взлетевшими с Фризских островов. Все пять "Хэмпденов" первой группы, которой командовал уинг-коммандер Дж.Каннингхем, были сбиты.
Второй группе, ведомой сквадрон-лидером Линдли, удалось отбиться от двух своих противников и вернуться на базу. По результатам этого и друг их боев были сделаны выводы о плачевном состоянии оборонительного вооружения самолета, и с декабря "Хэмпдены" стали использоваться преимущественно в ночных вылетах. Обучение экипажей ночным полетам проводилось параллельно с проведением операции "Nickels" - сбросом пропагандистских листовок над территорией, оккупированной противником. Стоит отметить, что в ходе 123 рейдов "Nickels", проводившихся до конца 1940 года, был потерян всего один "Хэмпден". Вместе с "Уиттли" бомбардировщики Хэндли-Пейдж также патрулировали над базами германских гидросамолетов, в попытке помешать им установить магнитные мины в гаванях и устьях рек Англии.
Подразделения, эксплуатировавшие «Хэмпдены» и «Хирфорды» |
||||
Эскадрилья | Тип | Период | База | Примечание |
7 | Хэмпден и Хирфорд | 4/39-5/40 | Финнингли Верхний Хэйбосд | Стала 16-м OTU |
44 | Хэмпден | 2/39-12/41 | Вэддингтон | Код JW затем КМ |
49 | Хэмпден | 9/38-4/42 | Скэмптон | Код XU затем ЕА |
50 | Хэмпден | 12/38-5/42 | Вэддингтон Линдхольм Свиндерби Скеллингтооп | Код ОХ затем VN |
61 | Хэмпден | 2/39-10/41 | Хемсуэлл Вульфокс Лодж | Код LS затем QR |
76 | Хэмпден | 3/39-4/40 | Финнингли Верхний Хэйфорд | Коды не использовались |
83 | Хэмпден | 11/38-1/42 | Скэмптон | Код QQ затем OL |
97 | Хэмпден | 7/41-7/41 | Конингсби | Код OF |
106 | Хэмпден | 5/39-3/42 | Торнаби Коутсмур Финнингли Конингсби | Код XS затем ZN |
144 | Хэмпден затемТВ.1 | 3/39-1/43 | Хемсуэлл Норт Люффенхем Лейчерс Ваенга | Код NV затем PL |
185 | Хэмпден и Хирфорд | 6/39-4/40 | Торнаби Kovtcmvd | Стала 14-м OTU Код ZM затем GL |
207 | Хэмпден | 7/41-8/41 | Вэддингтон | Код ЕМ |
408 RCAF | Хэмпден затем TB.I | 7/41-10/42 | Линдхольм Сайерстон Бальдертон Норт Люффенхем Лиминг | КодЕО. |
415RCAF | Хэмпден затем TB.I | 1/42-11/43 | Остров Торни Сент-Эвал Норт Коутс Вик Лейчерс | КодвХ |
420 | Хэмпден | 12/41-7/42 | Вэддингтон | КодРТ |
455 RAAF | Хэмпден затем TB.I | 7/41-12/43 | Свиндерби Уайсли Лейчерс Ваенга | Код UB |
489 RNZAF | Хэмпден затем TB.I | 3/42-11/43 | Остров Торни Скиттен Вик Лейчерс | КодХА |
517 | Хэмпден | 8/43-10/43 | Вик | Кодг9 |
521 | Хэмпден | 9/43-12/43 | Докинг | Код50 |
Тыловые подразделения |
||||
5 Operational Training Unit | 9/42-11/43 | Тёрнберри Лонг Кеш | Коды не использовались | |
14 Operational Training Unit | 4/40-12/42 | Коутсмур | Код GL. Использовались «Хирфорды» | |
16 Operational Training Unit | 4/40-7/42 | Верхний Хэйфорд | Использовались «Хирфорды» | |
25 Operational Training Unit | 3/41-11/41 | Финнингли | Коды не использовались | |
32 Operational Training Unit | 5/42-2/44 | Патрисиа Бэй | Коды DK, LB, OP RO |
Ситуация сменилась на обратную, когда Адмиралтейство разработало собственные магнитные мины - "Хэмпдены" установили в прибрежных водах Германии более 700 таких боеприпасов, каждый из которых весил 907 кг (2000 фунтов). В операциях по постановке мин, которые были усилены после оккупации Германией Дании и Норвегии, принимали участие пять эскадрилий "Хэмпденов": 44-я, 49-я, 50-я, 61-я и 144-я. До конца 1940 года они потеряли в этих вылетах 21 самолет.
В ходе Норвежской компании "Хэмпдены" вновь пытались использовать в качестве дневных бомбардировщиков, но результаты оказались плачевными. Командир 5-й группы эйр-коммодор Артур Хар-рис (позднее маршал авиации, глава Бомбардировочного Командования) попробовал изменить положение, пригласив группу инженеров ... по сельскохозяйственному оборудованию из Гейнсборо, которые очень быстро создали спаренные установки из пулеметов Виккерс К для верхней и нижней стрелковых точек. Конечно, место стрелка стало очень тесным, но зато усилилась защита с задней полусферы. Кроме того, на некоторых самолетах снимали бортовые панели обшивки, устанавливая дополнительные пулеметы.
После начала немецкого Блицкрига в Голландии, Бельгии и Франции, Юмая 1940 года, Бомбардировочное Командование RAF приступило к атакам военных объектов на территории Рейха, нанося ночные удары по дорогам и железнодорожным узлам. В ночь с 11 на 12 мая "Хэмпдены" вместе с "Уитли" из 4-й группы бомбили сортировочный узел Монхен-Гладбах. После падения Франции и начала подготовки немцев к операции "Морской лев", предусматривающей высадку в Южной Англии, порты на побережье Бельгии и Франции стали основной целью самолетов Бомбардировочного Командования. "Хэмпдены", "Уиттли", "Веллингт-ны" и "Бленхеймы" каждую ночь наносили удары по скоплениям судов, правда, без особого успеха. Немцы, в свою очередь, приняли ответные меры, сконцентрировав вокруг портов большое количество зенитных орудий, что привело к росту потерь британских бомбардировщиков.
Однако, налеты на Германию усиливались. Например, ночью 1-2 июля "Хэмпден" L4070 флаинг-офицера Гая Гибсона (позднее командовавшего знаменитой 617-й эскадрильей "Дам Бастерс") впервые сбросил 907-кг бомбу на порт Киля, пытаясь поразить стоявший там линкор "Шарнхорст". Хотя пилот сделал несколько попыток прицельно сбросить свой груз, он промахнулся - бомба упала в город, причинив ему значительные разрушения.
Два Креста Виктории (высший британский орден) из немногочисленных наград, полученных экипажами Бомбардировочного Командования, в то время досталось авиаторам "Хэмпденов". В ночь с 12 на 13 августа флайт-лейтенант Р.Лирой из 49-й эскадрильи на своем Р4493 атаковал и разрушил акведук на канале Дортмунд-Эмс. А в ночь с 15 на 16 сентября сержант Джон Хана, радист Р1335 из 83-й эскадрильи, в одиночку погасил серьезный пожар на борту своего самолета, чем спас пилота и штурмана, которым удалось довести израненную машину до базы.
"Хэмпдены" входили в группу разнотипных бомбардировщиков в ночь с 25 на 26 августа, совершивших свой первый налет на Берлин. В этом рейде участвовало 12 машин из 61-й и 144-й эскадрилий. В этом же году, 16-17 декабря, "Хэмпдены" участвовали в массированном налете на Мангейм с целью уничтожения его промышленных предприятий. Несколько ночных рейдов зимой было проведено против целей промышленного района Рура.
К этому времени Бомбардировочное Командование стало отдавать приоритет участию в Битве за Атлантику, нежели бомбардировкам Рейха.
Учитывая значительную угрозу от немецких боевых кораблей, нашедших прибежище во французских портах, все силы бомбардировщиков были брошены на атаки Бреста, где базировались "Шарнхорст" и "Гнейзенау". В мае "Хэмпдену" из 44-й эскадрильи удалось добиться прямого попадания полубронебойной 907-кг бомбой в "Гнейзенау". В результате немцы перевели "Шарнхорст" в Ла-Паллис, а его место на рейде Бреста занял крейсер "Принц Ойген". 24 июня "Хэмпдены" и три "Фортресса" В-17 (последние летали на большой высоте) попытались атаковать все три корабля при свете дня. В результате два "Хэмпдена" были сбиты мощным зенитным огнем. Ещё раз англичане отказались от ночных операций 13 декабря, когда днем три "Хэмпдена" из 44-й эскадрильи поставили мины у входа во французскую гавань в попытке помешать немецким кораблям покинуть её. Два бомбардировщика хотя и получили повреждения, но смогли вернуться на свою базу, а вот самолет винг-коммандера Ммссельбруна был сбит.