Первые операции

С первых дней войны "Хэмпдены" принимали активное участие в действиях против Германии. Они использовались для вооруженной разведки, ведя поиск кораблей Кригсмарине. Во время одного из таких вылетов, 29сентября 1939 года, произошло первое столкновение с истребителями противника. В районе Гельголандской бухты две группы "Хэмпденов" 144-й эскадрильи общей численностью 11 машин были атакованы Мессершмиттами Bf 109E, взлетевшими с Фризских островов. Все пять "Хэмпденов" первой группы, которой командовал уинг-коммандер Дж.Каннингхем, были сбиты.

Второй группе, ведомой сквадрон-лидером Линдли, удалось отбиться от двух своих противников и вернуться на базу. По результатам этого и друг их боев были сделаны выводы о плачевном состоянии оборонительного вооружения самолета, и с декабря "Хэмпдены" стали использоваться преимущественно в ночных вылетах. Обучение экипажей ночным полетам проводилось параллельно с проведением операции "Nickels" - сбросом пропагандистских листовок над территорией, оккупированной противником. Стоит отметить, что в ходе 123 рейдов "Nickels", проводившихся до конца 1940 года, был потерян всего один "Хэмпден". Вместе с "Уиттли" бомбардировщики Хэндли-Пейдж также патрулировали над базами германских гидросамолетов, в попытке помешать им установить магнитные мины в гаванях и устьях рек Англии.

Подразделения, эксплуатировавшие «Хэмпдены» и «Хирфорды»
Эскадрилья Тип Период База Примечание
7 Хэмпден и Хирфорд 4/39-5/40 Финнингли Верхний Хэйбосд Стала 16-м OTU
44 Хэмпден 2/39-12/41 Вэддингтон Код JW затем КМ
49 Хэмпден 9/38-4/42 Скэмптон Код XU затем ЕА
50 Хэмпден 12/38-5/42 Вэддингтон Линдхольм Свиндерби Скеллингтооп Код ОХ затем VN
61 Хэмпден 2/39-10/41 Хемсуэлл Вульфокс Лодж Код LS затем QR
76 Хэмпден 3/39-4/40 Финнингли Верхний Хэйфорд Коды не использовались
83 Хэмпден 11/38-1/42 Скэмптон Код QQ затем OL
97 Хэмпден 7/41-7/41 Конингсби Код OF
106 Хэмпден 5/39-3/42 Торнаби Коутсмур Финнингли Конингсби Код XS затем ZN
144 Хэмпден затемТВ.1 3/39-1/43 Хемсуэлл Норт Люффенхем Лейчерс Ваенга Код NV затем PL
185 Хэмпден и Хирфорд 6/39-4/40 Торнаби Kovtcmvd Стала 14-м OTU Код ZM затем GL
207 Хэмпден 7/41-8/41 Вэддингтон Код ЕМ
408 RCAF Хэмпден затем TB.I 7/41-10/42 Линдхольм Сайерстон Бальдертон Норт Люффенхем Лиминг КодЕО.
415RCAF Хэмпден затем TB.I 1/42-11/43 Остров Торни Сент-Эвал Норт Коутс Вик Лейчерс КодвХ
420 Хэмпден 12/41-7/42 Вэддингтон КодРТ
455 RAAF Хэмпден затем TB.I 7/41-12/43 Свиндерби Уайсли Лейчерс Ваенга Код UB
489 RNZAF Хэмпден затем TB.I 3/42-11/43 Остров Торни Скиттен Вик Лейчерс КодХА
517 Хэмпден 8/43-10/43 Вик Кодг9
521 Хэмпден 9/43-12/43 Докинг Код50
Тыловые подразделения
5 Operational Training Unit 9/42-11/43 Тёрнберри Лонг Кеш Коды не использовались
14 Operational Training Unit 4/40-12/42 Коутсмур Код GL. Использовались «Хирфорды»
16 Operational Training Unit 4/40-7/42 Верхний Хэйфорд Использовались «Хирфорды»
25 Operational Training Unit 3/41-11/41 Финнингли Коды не использовались
32 Operational Training Unit 5/42-2/44 Патрисиа Бэй Коды DK, LB, OP RO

Ситуация сменилась на обратную, когда Адмиралтейство разработало собственные магнитные мины - "Хэмпдены" установили в прибрежных водах Германии более 700 таких боеприпасов, каждый из которых весил 907 кг (2000 фунтов). В операциях по постановке мин, которые были усилены после оккупации Германией Дании и Норвегии, принимали участие пять эскадрилий "Хэмпденов": 44-я, 49-я, 50-я, 61-я и 144-я. До конца 1940 года они потеряли в этих вылетах 21 самолет.

В ходе Норвежской компании "Хэмпдены" вновь пытались использовать в качестве дневных бомбардировщиков, но результаты оказались плачевными. Командир 5-й группы эйр-коммодор Артур Хар-рис (позднее маршал авиации, глава Бомбардировочного Командования) попробовал изменить положение, пригласив группу инженеров ... по сельскохозяйственному оборудованию из Гейнсборо, которые очень быстро создали спаренные установки из пулеметов Виккерс К для верхней и нижней стрелковых точек. Конечно, место стрелка стало очень тесным, но зато усилилась защита с задней полусферы. Кроме того, на некоторых самолетах снимали бортовые панели обшивки, устанавливая дополнительные пулеметы.

После начала немецкого Блицкрига в Голландии, Бельгии и Франции, Юмая 1940 года, Бомбардировочное Командование RAF приступило к атакам военных объектов на территории Рейха, нанося ночные удары по дорогам и железнодорожным узлам. В ночь с 11 на 12 мая "Хэмпдены" вместе с "Уитли" из 4-й группы бомбили сортировочный узел Монхен-Гладбах. После падения Франции и начала подготовки немцев к операции "Морской лев", предусматривающей высадку в Южной Англии, порты на побережье Бельгии и Франции стали основной целью самолетов Бомбардировочного Командования. "Хэмпдены", "Уиттли", "Веллингт-ны" и "Бленхеймы" каждую ночь наносили удары по скоплениям судов, правда, без особого успеха. Немцы, в свою очередь, приняли ответные меры, сконцентрировав вокруг портов большое количество зенитных орудий, что привело к росту потерь британских бомбардировщиков.

Однако, налеты на Германию усиливались. Например, ночью 1-2 июля "Хэмпден" L4070 флаинг-офицера Гая Гибсона (позднее командовавшего знаменитой 617-й эскадрильей "Дам Бастерс") впервые сбросил 907-кг бомбу на порт Киля, пытаясь поразить стоявший там линкор "Шарнхорст". Хотя пилот сделал несколько попыток прицельно сбросить свой груз, он промахнулся - бомба упала в город, причинив ему значительные разрушения.

Два Креста Виктории (высший британский орден) из немногочисленных наград, полученных экипажами Бомбардировочного Командования, в то время досталось авиаторам "Хэмпденов". В ночь с 12 на 13 августа флайт-лейтенант Р.Лирой из 49-й эскадрильи на своем Р4493 атаковал и разрушил акведук на канале Дортмунд-Эмс. А в ночь с 15 на 16 сентября сержант Джон Хана, радист Р1335 из 83-й эскадрильи, в одиночку погасил серьезный пожар на борту своего самолета, чем спас пилота и штурмана, которым удалось довести израненную машину до базы.

"Хэмпдены" входили в группу разнотипных бомбардировщиков в ночь с 25 на 26 августа, совершивших свой первый налет на Берлин. В этом рейде участвовало 12 машин из 61-й и 144-й эскадрилий. В этом же году, 16-17 декабря, "Хэмпдены" участвовали в массированном налете на Мангейм с целью уничтожения его промышленных предприятий. Несколько ночных рейдов зимой было проведено против целей промышленного района Рура.

К этому времени Бомбардировочное Командование стало отдавать приоритет участию в Битве за Атлантику, нежели бомбардировкам Рейха.

Учитывая значительную угрозу от немецких боевых кораблей, нашедших прибежище во французских портах, все силы бомбардировщиков были брошены на атаки Бреста, где базировались "Шарнхорст" и "Гнейзенау". В мае "Хэмпдену" из 44-й эскадрильи удалось добиться прямого попадания полубронебойной 907-кг бомбой в "Гнейзенау". В результате немцы перевели "Шарнхорст" в Ла-Паллис, а его место на рейде Бреста занял крейсер "Принц Ойген". 24 июня "Хэмпдены" и три "Фортресса" В-17 (последние летали на большой высоте) попытались атаковать все три корабля при свете дня. В результате два "Хэмпдена" были сбиты мощным зенитным огнем. Ещё раз англичане отказались от ночных операций 13 декабря, когда днем три "Хэмпдена" из 44-й эскадрильи поставили мины у входа во французскую гавань в попытке помешать немецким кораблям покинуть её. Два бомбардировщика хотя и получили повреждения, но смогли вернуться на свою базу, а вот самолет винг-коммандера Ммссельбруна был сбит.