В сентябре 1941 года, уже на официальном уровне, на переговорах в Москве, был поднят вопрос о поставках "спитфай-ров" в Советский Союз вместо "харрикей-нов". Но тогда наши просьбы были отклонены англичанами. Формальная причина: "Спитфайр" на "секретном листе"; а реальная - этих первоклассных самолетов не хватало самой британской авиации, многие эскадрильи которой были оснащены еще старой техникой. Первые "спитфайры" разведывательной модификации P.R. Mk.1V появились на аэродроме под Мурманском в сентябре 1942 года. Три машины, пилотируемые английскими летчиками, участвовали в обеспечении проводки союзного морского конвоя PQ-18. По окончании операции самолеты оставили в СССР и передали в 118-й отдельный развед-полк авиации Северного флота. По оценкам наших летчиков, P.R. Mk.1V обладал высокой скоростью и хорошей маневренностью, был прост в пилотировании. По высоте полета он превосходил все истребители противника, что было весьма важным для... безоружной машины: единственным вооружением был автомат ППШ за бронеспинкой пилота. Эти самолеты у нас эксплуатировались в условиях отсутствия запчастей, так как "спитфайры" тогда в СССР не поставлялись. Наземный пбрсонал проявлял чудеса изобретательности: чтобы продлить срок службы разведчиков, ставилось отечественное оборудование, подгонялись запчасти от советских самолетов. Экипажи P.R.Mk.lV подбирались из опытных летчиков, еще с довоенной подготовкой, что наряду с высокой живучестью самолета способствовало его длительной и успешной эксплуатации.
В сентябре 1943 года на Север опять прилетела группа английских разведчиков P.R.Mk.lV. Их целью был Альтен-фьорд, где базировались германские линкоры "Тирпиц" и "Шарнхорст". Но англичанам отыскать их стоянку не удалось. Эту задачу 12 сентября успешно выполнил командир эскадрильи Л.И. Ельнин на "Спитфайре", оборудованном дополнительным боковым аэрофотоаппаратом. На основании разведданных, полученных советским летчиком, британские подлодки на некоторое время вывели "Тирпиц" из строя. Английские пилоты отправились домой, а их самолеты остались в составе 118-го полка и использовались до конца войны. Именно они 1 апреля 1944 года еще раз вели разведку места стоянки "Тир-пнца", по которому затем нанесли решающий удар бомбардировщики "Ланкастер". "Спитфайры" - разведчики участвовали и в подготовке Печенго-Киркенессной наступательной операции наших войск.
Всего за годы войны авиация Северного флота получила 10 P.R.Mk.lV, но в строю одновременно находилось не более 3-4 машин. Они внесли огромный вклад в победу на Севере, во всяком случае, несоизмеримый с их количеством. Это был классический случай сочетания прекрасной техники, хорошо подготовленного летного состава и грамотного применения.
В конце 1942 года британское правительство наконец то согласилось на массовые поставки истребителей "Спитфайр" в СССР. Уже в январе 1943 года через Иран пошли первые Мк V. А всего за год было передано около 150 таких истребителей (еще 50 фюзеляжей передали в качестве источника запчастей).
Первым полком, получившим "Спитфай-ры" был 57-й ГвИАП, который был сформирован как 36-й ИАП в Баку в 1938 году. Летчики полка на фронте с 27 ноября 1941 года как часть 72-й ИАД. Возглавлял его майор Александр Осипов, который воевал на И-16 в небе Крыма и Сталинграда. Летая на И-16, в полку выросли два аса - собственно комполка, на счету которого было шесть побед (из них 2 - в группе) и старший лейтенант Сергей Азаров (15 побед, из них 8 - в группе).
В конце ноября 1942 года сдав свои немногочисленные И-16, летчики полка были отведены в Баку, где в начале декабря были отправлены в 25-й 3 АП на аэродром "Кара-Хала". Тут с 10 декабря 1942 года по 22 марта 1943 года они освоили "Спитфайры" Mk. Vb.
8 февраля 1943 года, когда еще продолжалось переобучение, 36-й ИАП стал 57-м ГвИАП.
Утром 23 апреля 32 самолета полка были подготовлены для взлета с аэродрома "Кара-Хала". В ходе взлета пилот 3-й эскадрильи гвардии сержант Кулагин врезался в стоявший на земле самолет гвардии старшего лейтенанта Фаустова и в итоге обе машины были серьезно повреждены. Еще один самолет был оставлен на промежуточном аэродроме в Кутаиси (у гвардии старшего лейтенанта Сячина не запустился двигатель). Таки образом, 24 апреля с аэродрома вблизи станица Поповическая стали действовать всего 29 самолетов.
Полк вошел в состав 216-й СмАД, куца входили пять полков: 16-й ГвИАП, 45-й ИАП, 42-й ИАП, 57-й ГвИАП и 765-й ШАЛ. На вооружении находилось 114 самолетов - 14 Як-1, 48 Р-39, 8 Р-40, 29 "Спитфайров" и 15 Ип-2. Во время над Кубанью развернулись ожесточенные бои, в которых "Спитфайры" были очень скоро выбиты. В начале июля 1943 года полк сдал оставшиеся "Спиты" в 821-й ИАП, став получать P-39Q. Наиболее результативным советским летчиком на "Спитфайре" был старший лейтенант Сергей Азаров, который летая в составе 57-го ГвИАП, одержал 12 побед.
8 мая 1943 года во время очередного боевого вылета он был сбит, совершил вынужденную посадку, но умер в госпитале через два дня. Посмертно Азаров был удостоен звания ГСС. 821-й ИАП начал переобучение на "Спитфайры" Mk. Vb весной 1943 года в 25-м ЗАП и в июле был отправлен в фронт в состав 216-й СмАД.
Но на этом истребителе летчики полка провоевали недолго. Уже к концу августа были выявлены серьезные проблемы с двигателями и 26 августа полк вывели в тыл, где перевооружили на "Аэрокобры". Для того чтобы оценить эффективность применения "Спитфайров" в ходе Битвы над Кубанью стоит привести следующую таблицу (внизу страницы).
Еще одним результативным подразделением, воевавшим на "Спитфайре" Mk V, был 16-й ИАП из состава 320-й ИАД ПВО из состава Московской зоны ПВО. Как и практически все истребители иностранного производства "Спитфайры" отличались хорошим радиооборудованием, что позволяло эффективно наводить истребители на цель с земли.
В 1943 году получил несколько "Спитфайров" Mk V и 7-й ИАП ВВС ЧФ, однако использовал их без особого успеха. Единственно, что можно отметить, так как опыты в полку по использованию истребителей с катапульты.
С февраля 1944 года в Советский Союз пошли "Спитфайры" модификации Мк IX. По западным данным всего было поставлено 190 LFГХС, 989 LF IXE и HF IXE. Самолеты распределили по полкам ПВО, из которых только 26-й и 27-й ГвИАП из Ленинградского округа ПВО успели повоевать.
26-й ГвИАП до этого летал на "Харри-ксйнах" и "Томагауках", а также на различных истребителях советского производства и стал первым полком, получившим "Спитфайры" Мк IX. Полком командовал 31-летний подполковник Василий Мациевич, который на тот момент был "стариком", так как прослужил в ВВС 8 лет. Боевой опыт получил, участвуя в оккупации Польши в сентябре 1939 года, потом была финская война. Войну встретил заместителем командира эскадрильи 26-го ИАП, который был частью системы ПВО Ленинграда. Свою первую победу одержал в ночь на 25 октября 1941 года, сбив Не-111. С 21 ноября 1942 года полк стал 26-м гвардейским. К февралю 1943 года Мациевич совершил 196 боевых вылета, одержав 22 победы (из них 6 - в группе). Был сбит два раза. Получил звание ГСС 14 февраля 1943 года, а следом и звание майора. Позже стал командовать полком. Получив "Спитфайры" полк продолжал воевать против немцев, которые держались здесь дольше, чем на других участках фронта.
Результативным летчиком 26-го ГвИАП был Николай Щербина, имевший предвоенное летное образование. Война начал в этом же полку, блестяще освоив МиГ-3. Так, 29 августа 1941 года он одержал сразу три победы. В 1944 году Щербина получил звание капитана и был штурманом полка. Он совершил 424 боевых вылета, из них 120 - ночью. Одержал 11 побед (из них 3 - ночью). Еще 12 самолетов уничтожил на земле. К сожалению, количество побед, одержанных на "Спитфайре" доподлинно не известно, но не менее двух. 24 августа 1944 года Щербина был удостоен звания ГСС.
27-й ГвИАП был преобразован из 123-го ИАП 21 ноября 1942 года. Одним из лучших летчиков был Александр Карпов, который начал войну в полку. Его постоянным ведомым был Сергей Беляев. В июле 1943 года результативная пара была сбита, при этом Бежев погиб, а Карпов сбил два самолета и пытался таранить третий.
В августе 1943 года Карпов получил звание капитана и стал командовать эскадрильей. Свою первую Звезду Героя получил за 23 победы (из них 7 - в группе) и 370 боевых вылета. Вторую - 22 августа 1944 года. В конце лета 1944 года Карпов на новом "Спитфайре" одержал как минимум две победы. Именно на нем он был сбит в бою с ФВ-190 19 сентября над Эстонией. 20 октября 1944 года во время перехвата высотного разведчика потерял сознание и разбился. На тот момент на его счету было 519 боевых вылета и 37 побед (из них 7 - в группе).
После окончания войны 946 "Спитфайров" (преимущественно Мк IX) остались в частях ПВО, но вскоре были заменены на более современные машины.