Лейтенант Мацуо Хагири

 

Свой вклад в морскую авиа­цию Японии Мацуо Хагири внес и как летчик-истребитель, и как лет­чик-испытатель. Он родился в нояб­ре 1913 г. в префектуре Шицуока. Службу начинал простым стрелком, августе 1935 г. его отобрали для про­хождения летной подготовки.

Через пять лет Хагири принял участие в историческом событии -первом боевом вылете истребителей «Зеро».Летчик служил тогда в 12-й авиагруппы. Исторический вылет имел место 19 ноября. В этот день группа «Зеро», ведомая лейтенантом Томоцу Йокояма, сопровождала группу бомбардировщиков, совер­шавших рейд на Чункинь. Воздуш­ных боев в ходе этого боевого выле­та не произошло, однако одномотор­ные истребители установили рекорд дальности полета - более 1000 миль.

Как уже отмечалось, боевой дебют «Зеро» состоялся 13 сентября 1940 г., после чего летчики уверова­ли в великолепные боевые качества нового истребителя. Очередной слу­чай проверить на практике возмож­ности «Зеро» представился 4 октяб­ря. В этот день Хагири с тремя свои­ми друзья устроил форменное избие­ние китайских самолетов на стоянках аэродрома Ченгту. Три истребителя все же смогли взлететь на перехват японцев, однако два из них Хагири сбил.

После появления в небе Китая истребителей «Зеро» потери китайс­кой авиации резко возросли. Из-за снижения противодействия ВВС Ки­тая японским летчикам все труднее становилось пополнять свой личный счет. Хагири не стал исключением, на момент возвращения в Японию он сбил семь самолетов противника.

В июле 1943 г. уоррент-офи­цер Хагири получил назначение в базировавшуюся на Соломоновых островах 204-ю авиагруппу. Главны­ми противниками японских летчиков на этом театре военных действий яв­лялись пилоты американских «Кор­саров» и «Лайтнингов». Как имевше­му боевой опыт летчику Хагири час­то доверяли возглавлять группы са­молетов в боевых вылетах.

23 сентября 1943 г. 27 истре­бителей 204-й авиагруппы взлетели на отражение налета авиации союз­ников на позиции японской зенитной артиллерии в районе аэродрома Кахили. Две эскадрильи «Корсаров» (VMF-213 и VMF-214) корпуса мор­ской пехоты США атаковали непос­редственно аэродром, в то время как австралийские Р-40 прикрывали ударные самолеты SBD и TBF. Хагири сбил два «Корсара», но и сам по­лучил настолько серьезные ранения, что его пришлось отправить в Япо­нию на лечение.

После выздоровления Хагири получил назначение на должность летчика-испытателя и вернулся к бо­евой работе с началом массирован­ных налетов американских бомбар­дировщиков В-29 на Токио. В апре­ле 1945 г. его в очередной раз ранил воздушный стрелок «Крепости». Больше к летной работе Хагири не возвращался.

За свою карьеру Мацуо Хаги­ри сбил 13 самолетов, ветеран япон­ской авиации скончался 15 января 1997 г.