Первые месяцы войны над Тихим океаном

 

На момент нападения Японии на Перл-Харбор и Филиппины мор­ская авиация империи имела лучших летчиков и лучшие самолеты за всю свою историю. Хотя на вооружении некоторых подразделений все еще оставались истребители А5М «Клод», но в первых ударах прини­мали участие исключительно подраз­деления, оснащенные «Зеро». В ка­бинах большинства истребителей си­дели ветераны войны в Китае.

Конфликт на тихом океане был вызван политико-экономически­ми противоречиями между Японией и «западным империализмом» - США и Великобританией. Успешная для Японии война в Китае и Маньч­журии позволила испытать в боевых условиях арсенал новейшего наступа­тельного оружия, в первую очередь -истребителей и бомбардировщиков. Японские пилоты из ВВС и авиации флота получили прекрасную возмож­ность отработать на практике новые тактические приемы и получить бое­вой опыт. Все вышеперечисленное привело к тому, что в первые крити­ческие месяцы войны на Тихом океа­не императорские пилоты чувствова­ли себя королями неба.

Успехи в войне с Китаем при­вели к переоценке военного руковод­ства Японии возможностей собствен­ных вооруженных сил вести крупно­масштабные боевые действия на ог­ромных территориях Азии в целом. Успехи в Китае также вызвали силь­нейший рост националистического фанатизма.

К лету 1941 г. среди правящей верхушки Японии мнение о неизбеж­ности большой войны стало домини­рующим. Армия и флот готовились к войне, в то время как дипломаты прикрывали подготовку ведением переговоров в Вашингтоне. Адмирал Исороку Ямамото получил карт-бланш на планирование внезапного удара по Перл-Харбору - располо­женной на гавайских островах глав­ной базе Тихоокеанского флота США. День «Д» был назначен на 8 декабря 1941 г., к операции привлек­ли 23 боевых корабля, в том числе шесть авианосцев, имеющих на бор­ту более 350 самолетов.

К моменту прекращения пере­говоров в США, авианосцы уже вышли в точку подъема самолетов, которая находилась в 200 милях от Перл-Харбора. В 1 ч 30 мин по То­кийскому времени с палуб авианос­цев в предрассветное небо поднялись первые бомбардировщики.

Истребители «Зеро» сыгра­ли ключевую роль в успехе внезапно­го удара по акватории военно-морс­кой базы. Ударом по аэродромам на земле истребители уничтожили боль­шинство американских самолетов, которые могли помешать торпедо­носцам и бомбардировщикам при­цельно отработать по намеченным для поражения объектам. Тем не ме­нее, отдельные истребители против­ника все-таки появились в воздухе.

Лейтенант Фуджита подверг­ся атаке двух истребителей Р-40В из 47-й эскадрильи. Летчики американ­ских самолетов, Джордж Уэлч и Кен Тэйлор, вели себя крайне агрессивно. Истребитель Фуджиты загорелся, но летчику удалось сбить пламя. Фуджи­та отдал приказ своим ведомым вый­ти из боя и направился в точку сбо­ра всей авиагруппы.

Потери японцев в налете на Перл-Харбор составили 55 человек, но среди них было всего несколько летчиков-истребителей. Американ­цам удалось сбить только девять «Зеро» (три в ходе налета первой вол­ны, и шесть - во второй). В среде лет­чиков не было дикой радости по по­воду такого успеха, достигнутого в первый день войны, но многие про­сто не верили, что им удалось остать­ся в живых, после вылазки в самую пасть врага. Летчики скорбели о по­гибших товарищах.

Атака на Перл-Харбор обер­нулась огромным успехом: американ­ский флот на Тихом океане лишился своего главного боевого ядра, а мо­ральный дух японских моряков взметнулся на совершенно непости­жимую высоту. Однако, высшее ру­ководство японских ВМС, включая и самого адмирала Ямамото, отнюдь не впало в эйфорию. Многие офице­ры считали, что авиация не достигла главной цели - американские авиа­носцы остались невредимыми.

Японские моряки вообще смот­рели на вещи гораздо более реалистич­но, чем, к примеру, высший генерали­тет Императорской армии. Многие офицеры флота собственными глазами видели индустриальную мощь Запада, не понаслышке знали возможности экономики ведущих мировых держав. Они совершенно правильно считали, что Япония принципиально не способ­ная выиграть войну с «западными им­периалистами».

Одновременно в ударом по Перл-Харбору начались боевые дей­ствия на Филиппинах, в Гонг-Конге и голландской Вест-Индии. Не Имея собственных природных ресурсов, Япония нуждалась в надежных ис­точниках нефти, каучука, угля, руд различных металлов. Голландская Вест-Индия являлась настоящей при­родной кладовой, поэтому ее захват был предопределен.

С аэродромов Формозы само­леты 3-й авиагруппы и авиагруппы Тайнань нанесли удар по филиппин­ским аэродромам Кларк и Иба. Аме­риканцы получили предупреждение о возможном налете - линкоры в гава­ни Перл-Харбора уже сделали пово­рот «оверкиль», однако и на Филип­пинах японская авиация не встрети­ла организованного сопротивления. В результате налета группировка ВВС США на Филиппинах лишилась половины самолетов.

Подавляющее большинство самолетов было уничтожено на аэро­дромах, однако имели место и воз­душные бои. В ожесточенной «соба­чьей схватке» сцепились с истребите­лями Р-40 ветераны Китая асы Каниюши Танака, Сабуро Сакаи, Каниюши Муто и Садааки Акамацу. В ходе следующего рейда 10 декабря япон­цы добили остатки американской авиации на Филиппинах.

Успех молниеносного разгро­ма американской авиации на Филип­пинах способствовал росту мораль­ного духа японских летчиков в не меньшей степени, чем атака Перл-Харбора. Истребители «Зеро» в ходе этой операции установили своеоб­разный рекорд дальности полета. Протяженность маршрута от Формо­зы до Филиппин и обратно составля­ет более 1000 морских миль, амери­канцы считали, что ни один одномо­торный истребитель преодолеть та­кое расстояние не сможет. Янки были уверены, что в налетах прини­мали участия самолеты с авианосцев.

После нейтрализации Филип­пин настал черед голландской Вест-Индии. Попытки подразделений RAF, голландских ВВС и остатков американской авиации отразить на­леты японской авиации успеха не имели. Голландским F2A «Буффало» и «Хокам» нечего было противопос­тавить вооруженным автоматически­ми пушками «Зеро». Сабуро Сакаи отмечал: «Буффало» был медленным и неуклюжим самолетом, летчики этих истребителей вообще не имели шансов на успех в противоборстве с нашими А6М2".

Британские «Харрикейны» и Р-40 ВВС США по своим летно-тактическим характеристикам несколь­ко превосходили «Буффало», но большинство самолетов этих типов японцы разбили на аэродромах. По­врежденные аэродромные сооруже­ния, выведенные из строя взлетно-посадочные полосы наряду с воца­рившейся на земле паникой отнюдь не способствовали организации эф­фективных контрмер действиям авиации ВМС Японии. Кампания на Яве завершилась в первую неделю 1942 г., тысячи солдат союзников попали в плен к японцам. Блицкриг Японии в первые месяцы войны на Тихом океа­не был достигнут в первую очередь благодаря грамотному использованию воздушной мощи. Теперь объектами приложения усилий летчиков авиации японского флота стали Новая Гвинея и Австралия.